Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е. и Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-25471/2015 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N ТАвз-215925 от 15.07.2015, выданного Государственной жилищной инспекцией по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-25471/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Государственной жилищной инспекции Самарской области на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании распоряжения N ТАвз-208994 от 18.02.2015 г. и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Ерофеевой С.П. по обращению гражданина N 3063-ц от 18.02.2015 проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного надзора по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме (далее-МКД) по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36, находящегося в управлении и обслуживаемого ООО "УК N 2 ЖКХ".
Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверке юридического лица и запрос о предоставлении информации были своевременно направлены заказным письмом с уведомлением и получены заявителем, о чем свидетельствуют уведомления о вручении с отметками в получении, что подтверждается материалами дела.
Согласно информации, представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" (исх. N 460 от 06.03.2015), в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36, установлены двухтарифные приборы учета электроэнергии объектами учета которых являются квартиры и места общего пользования.
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Самарской области ООО "УК N 2 ЖКХ" было выдано предписание N Тавз-208994 от 20.03.2015 г. в срок до 20.06.2015 г. устранить выявленные нарушения.
В связи с неисполнением ранее выданного предписания N Тавз-208994 от 20.03.2015 г. по факту выявленного нарушения в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" 24.07.2015 г. был составлен протокол об административном правонарушении N Тавз-215925 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
После чего ООО "УК N 2 ЖКХ" было выдано предписание от 15.07.2015 г. N ТАвз-215925 с требованием в трехмесячный срок (до 18.09.2015) устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее "Правила N 354").
Заявитель со ссылкой на ст. 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ N 491 указывает, что технические помещения относятся к общему имуществу дома и для их обслуживания необходимо, чтобы данные помещения были освещены.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36, что также подтверждается представленными заинтересованным лицом материалами внеплановой, документарной проверки, что не оспаривается заявителем.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период январь - декабрь 2014 г. и январь 2015 г. выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36 (по кв. 115, 116, 117, 118, 120, 121) порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям п. 44 "Правил N 354", поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения управляющей компанией не представлено.
Согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период январь - декабрь 2014 г.- январь 2015 г., выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36 (по кв. 115, 116, 117, 118, 120, 121) при определении объемов ООО "УК N 2 ЖКХ" используется общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома (для начисления ОДН на электроэнергию) - 878 м2, а согласно представленного технического паспорта на МКД по адресу г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36 общая площадь коридоров и мест общего пользования для начисления на ОДН составляет - 554,8 м2. При этом, как следует из представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации положительный объем на ОДН (электроэнергия) не превышает нормативов потребления установленных Приказом министерства N 197 от 27.08.2012 г.
При этом согласно п. 36 "Правил N 354" расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами N 354" значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. Данное положение также разъяснено в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 г. N 29433-ВК/19. В котором разъяснено, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - "Правила N 306"). При этом в п. 27 приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что доводы заявителя об отсутствии в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г. указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться основанием для признания Предписания жилищной инспекции неправомерным.
Кроме того, правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах при расчетах объемов коммунальных услуг на ОДН помимо площади которые учтены при установлении нормативов, нарушают единообразие в толковании и применении норм определения размера платы за коммунальные услуги установленные "Правилами N 354 и N 306".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что информация, применяемая ООО "УК N 2 ЖКХ" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги является недостоверной, а порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, соответственно: от 27.05.2013 N 89 и от 27.08.2012 N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по, холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-25471/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2016 N 11АП-502/2016 ПО ДЕЛУ N А55-25471/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу N А55-25471/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е. и Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-25471/2015 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N ТАвз-215925 от 15.07.2015, выданного Государственной жилищной инспекцией по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-25471/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Государственной жилищной инспекции Самарской области на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании распоряжения N ТАвз-208994 от 18.02.2015 г. и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Ерофеевой С.П. по обращению гражданина N 3063-ц от 18.02.2015 проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного надзора по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме (далее-МКД) по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36, находящегося в управлении и обслуживаемого ООО "УК N 2 ЖКХ".
Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверке юридического лица и запрос о предоставлении информации были своевременно направлены заказным письмом с уведомлением и получены заявителем, о чем свидетельствуют уведомления о вручении с отметками в получении, что подтверждается материалами дела.
Согласно информации, представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" (исх. N 460 от 06.03.2015), в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36, установлены двухтарифные приборы учета электроэнергии объектами учета которых являются квартиры и места общего пользования.
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Самарской области ООО "УК N 2 ЖКХ" было выдано предписание N Тавз-208994 от 20.03.2015 г. в срок до 20.06.2015 г. устранить выявленные нарушения.
В связи с неисполнением ранее выданного предписания N Тавз-208994 от 20.03.2015 г. по факту выявленного нарушения в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" 24.07.2015 г. был составлен протокол об административном правонарушении N Тавз-215925 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
После чего ООО "УК N 2 ЖКХ" было выдано предписание от 15.07.2015 г. N ТАвз-215925 с требованием в трехмесячный срок (до 18.09.2015) устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее "Правила N 354").
Заявитель со ссылкой на ст. 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ N 491 указывает, что технические помещения относятся к общему имуществу дома и для их обслуживания необходимо, чтобы данные помещения были освещены.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36, что также подтверждается представленными заинтересованным лицом материалами внеплановой, документарной проверки, что не оспаривается заявителем.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период январь - декабрь 2014 г. и январь 2015 г. выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36 (по кв. 115, 116, 117, 118, 120, 121) порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям п. 44 "Правил N 354", поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения управляющей компанией не представлено.
Согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период январь - декабрь 2014 г.- январь 2015 г., выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36 (по кв. 115, 116, 117, 118, 120, 121) при определении объемов ООО "УК N 2 ЖКХ" используется общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома (для начисления ОДН на электроэнергию) - 878 м2, а согласно представленного технического паспорта на МКД по адресу г. Тольятти, б-р. Приморский, д. 36 общая площадь коридоров и мест общего пользования для начисления на ОДН составляет - 554,8 м2. При этом, как следует из представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации положительный объем на ОДН (электроэнергия) не превышает нормативов потребления установленных Приказом министерства N 197 от 27.08.2012 г.
При этом согласно п. 36 "Правил N 354" расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами N 354" значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. Данное положение также разъяснено в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 г. N 29433-ВК/19. В котором разъяснено, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - "Правила N 306"). При этом в п. 27 приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что доводы заявителя об отсутствии в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г. указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться основанием для признания Предписания жилищной инспекции неправомерным.
Кроме того, правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах при расчетах объемов коммунальных услуг на ОДН помимо площади которые учтены при установлении нормативов, нарушают единообразие в толковании и применении норм определения размера платы за коммунальные услуги установленные "Правилами N 354 и N 306".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что информация, применяемая ООО "УК N 2 ЖКХ" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги является недостоверной, а порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, соответственно: от 27.05.2013 N 89 и от 27.08.2012 N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по, холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-25471/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)