Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По итогам проверки инспекцией выдано предписание произвести перерасчет за услугу электроснабжения на общедомовые нужды в соответствии с площадью мест общего пользования, без учета подвального помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
- от заявителя: ООО "Производственный жилищный трест - 1" - представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Амурской области - представитель не явился;
- от ПАО "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт" - представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищный трест - 1"
на решение от 05.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016
по делу N А04-1066/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Котляревский В.И., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Пескова Т.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищный трест - 1" (ОГРН 11428004010689, ИНН 2804000029, место нахождения: 676853, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Маяковского, 22)
к Государственной жилищной инспекции Амурский области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24)
третье лицо: публичное акционерное общество "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Производственный жилищный трест-1" (далее - заявитель, общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 6 предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) от 30.12.2015 N 783.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ПАО "ДЭК", третье лицо).
В ходе судебного разбирательства общество от требований в части оспаривания пунктов 1 и 6 предписания отказалось.
Решением суда от 05.04.2016 в части признания недействительным пункта 2 предписания отказано, в части требований об оспаривании пунктов 1 и 6 ненормативного правового акта производство по делу прекращено применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Выводы суда о соответствии пункта 2 предписания требованиям закона по результатам апелляционного обжалования оставлены без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016.
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, полагающего выводы судов относительно обстоятельств дела применительно к действующему законодательству ошибочными, а судебные акты в части не удовлетворенных требований подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об их удовлетворении.
Общество в жалобе выразило несогласие с выводами судов том, что расчет норматива потребления и размер платы за коммунальную услугу (в данном случае электроэнергию) на ОДН с использованием показаний приборов учета предполагает специальное правовое регулирование, в частности относительно определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Считает, что независимо от того, какой состав показателя S помещений, входящей в состав общего имущества применялся уполномоченным органом для установления норматива потребления, управляющая организация должна производить расчет платы за электроснабжение на ОДН по установленным формулам, руководствуясь федеральным законодательством, а именно статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354). Пункт 5 постановления Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Амурской области" считает рекомендательной нормой, которая не требует императивного исполнения. В этой связи указывает, что ошибочное толкование судами норм материального права поставило управляющую организацию в неравное положение, вынуждая оплачивать потребленную гражданами в местах общего пользования электрическую энергию за счет собственных средств, что существенно влияет на финансовое состояние общества.
Инспекция в отзыве доводы общества полагала несостоятельными, судебные акты, как принятые с правильным применением правовых норм, предлагала оставить без изменений.
ПАО "ДЭК" в отзыве поддержало доводы подателя кассационной жалобы, просило ее удовлетворить.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.12.2015 на основании распоряжения от 03.12.2015 N 843 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой выявлено в том числе, нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правил N 354, постановления Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Амурской области".
По итогам проверки инспекцией обществу выдано предписание от 30.12.2015 N 783, пунктом 2 которого обществу предписано в срок до 29.01.2016 произвести перерасчет за услугу электроснабжение на ОДН за период с июня 2015 по ноябрь 2015 в отношении помещений МКД N 3, 5 по ул. Мелькомбинат, МКД N 29А по ул. 50 лет Комсомола, МКД N 113 по ул. Ленина, МКД N 41 по ул. Ленина, МКД N 13, 16, 24 по ул. Победы, МКД N 22 по пер. Томский, МКД N 53 по ул. Кирова в г. Белогорск в соответствии с площадью мест общего пользования, без учета подвального помещения.
Полагая, что пункт 2 предписания нарушает права и законные интересы общества, оно оспорило его в судебном порядке. Суды в удовлетворении требований отказали по мотиву соответствия оспариваемого пункта предписания положениям действующего законодательства.
При этом, по мнению суда округа, суды обоснованно приняли во внимание следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:
- - коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;
- - и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 36 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
По смыслу пункта 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 1 пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
одн одн кр
P = V x T ,
i i
где:
одн
V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за
i
расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся
- на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- T{\super кр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 Правил N 354, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) объем (количество) коммунального ресурса (в данном случае - электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
S
одн.5 одн ои i
V = N x S x ---,
i об
S
где:
- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S{\super ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В указанных формулах определение содержания понятия "общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" относительно электроэнергии не определено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Таким образом, для установления размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН вВ МКД, следует принимать во внимание установленный уполномоченным органом в соответствии с Правилами N 306 норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, объем оказанной услуги, который в силу пункта 44 Правил N 354 распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, и рассчитывается с учетом значения площадей помещений (квартир) в МКД, отраженных в формуле N 15.
Во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ, Правил N 306 и других нормативных документов Правительство Амурской области постановлением от 30.08.2012 N 466 установило нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 5 названного постановления Правительства Амурской области управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, и ресурсоснабжающим организациям (при непосредственном способе управления многоквартирным домом) в целях соблюдения единого методологического подхода при определении и применении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения рекомендовано при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги на общедомовые нужды исходить из площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Как установили суды и подтверждено письмом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 29.02.2016 N 01-06-478, норматив потребления электроэнергии на ОДН, был определен в постановлении Правительства N 466 из расчета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, состоящей из межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам и без дифференциации в зависимости от наличия либо отсутствия подвалов в многоквартирных домах.
Указанное постановление принято Правительством Амурской области во исполнение федерального законодательства, то есть в соответствии с предоставленными полномочиями. Доказательств тому, что оно признано недействующим в установленном законом порядке, заявителем не представлено. Следовательно, оснований для принятия состоятельными доводов подателя кассационной жалобы о том, что данный нормативный документ в какой-то части является не обязательным для исполнения, у суда кассационной инстанции не имеется.
Однако, как установили суды, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества по спорным МКД, для определения платы на ОДН была определена обществом путем сложения площади лестниц, коридоров и мест общего пользования с площадью подвалов.
Вместе с этим из технических паспортов на спорные МКД, представленных в материалы дела, суды установили, что в них содержится графа "площадь общих коридоров и мест общего пользования", но площадь подвалов в данную графу не включена.
При таких обстоятельствах, и принимая во внимание правильные выводы обеих инстанций о том, что в данном споре следует руководствоваться специальными нормами законодательства, закрепляющими порядок осуществления расчетов, суд округа соглашается с выводами судов о том, что управляющая организация при определении размера платы за спорный ресурс, вопреки этому законодательству и принципу обеспечения единого подхода при расчете общей площади при утверждении нормативов и при проведении расчетов в отношении конкретных жилых домов и конкретных потребителей ресурсов, осуществила расчет платы с учетом площадей чердаков и подвалов.
При установленном ссылки судов на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, разъяснившего принцип единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, обоснованны.
В соответствии с данными разъяснениями, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в МКД, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Ссылка общества на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, например, в Определении от 18.02.2016 N 64-АПГ15-6, судом округа отклоняется, поскольку в указанном деле судебная коллегия проверяла законность судебных актов и выводы судов относительно установленных уполномоченным органом нормативов потребления коммунальных услуг на определенной территории, то есть положения конкретного нормативного правового акта.
В рассматриваемом деле, установленный уполномоченным органом норматив потребления ресурсов на ОДН в установленном порядке недействующим признан не был, а спорные отношения касаются правомерности установления размера платы за потребленную услугу на ОДН, что не является равнозначными понятиями.
На основании изложенного выводы судов о том, что оспариваемый заявителем пункт 2 предписания инспекции является законным и обоснованным правомерны.
В этой связи доводы общества о том, что судебными актами нарушены его права, так как оно вынуждено оплачивать потребленную непосредственно гражданами в местах общего пользования (подвальных помещениях) электрическую энергию, за счет собственных средств, судом округа отклоняются как не опровергающие правомерных выводов судов по существу дела, правильно применивших правовое регулирование к спорным отношениям, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 05.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по делу N А04-1066/2016 Арбитражного суда Амурской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.10.2016 N Ф03-4552/2016 ПО ДЕЛУ N А04-1066/2016
Требование: О признании недействительным пункта предписания жилищной инспекции.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По итогам проверки инспекцией выдано предписание произвести перерасчет за услугу электроснабжения на общедомовые нужды в соответствии с площадью мест общего пользования, без учета подвального помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. N Ф03-4552/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
- от заявителя: ООО "Производственный жилищный трест - 1" - представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Амурской области - представитель не явился;
- от ПАО "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт" - представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищный трест - 1"
на решение от 05.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016
по делу N А04-1066/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Котляревский В.И., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Пескова Т.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственный жилищный трест - 1" (ОГРН 11428004010689, ИНН 2804000029, место нахождения: 676853, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Маяковского, 22)
к Государственной жилищной инспекции Амурский области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24)
третье лицо: публичное акционерное общество "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Производственный жилищный трест-1" (далее - заявитель, общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 6 предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) от 30.12.2015 N 783.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ПАО "ДЭК", третье лицо).
В ходе судебного разбирательства общество от требований в части оспаривания пунктов 1 и 6 предписания отказалось.
Решением суда от 05.04.2016 в части признания недействительным пункта 2 предписания отказано, в части требований об оспаривании пунктов 1 и 6 ненормативного правового акта производство по делу прекращено применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Выводы суда о соответствии пункта 2 предписания требованиям закона по результатам апелляционного обжалования оставлены без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016.
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, полагающего выводы судов относительно обстоятельств дела применительно к действующему законодательству ошибочными, а судебные акты в части не удовлетворенных требований подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об их удовлетворении.
Общество в жалобе выразило несогласие с выводами судов том, что расчет норматива потребления и размер платы за коммунальную услугу (в данном случае электроэнергию) на ОДН с использованием показаний приборов учета предполагает специальное правовое регулирование, в частности относительно определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Считает, что независимо от того, какой состав показателя S помещений, входящей в состав общего имущества применялся уполномоченным органом для установления норматива потребления, управляющая организация должна производить расчет платы за электроснабжение на ОДН по установленным формулам, руководствуясь федеральным законодательством, а именно статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354). Пункт 5 постановления Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Амурской области" считает рекомендательной нормой, которая не требует императивного исполнения. В этой связи указывает, что ошибочное толкование судами норм материального права поставило управляющую организацию в неравное положение, вынуждая оплачивать потребленную гражданами в местах общего пользования электрическую энергию за счет собственных средств, что существенно влияет на финансовое состояние общества.
Инспекция в отзыве доводы общества полагала несостоятельными, судебные акты, как принятые с правильным применением правовых норм, предлагала оставить без изменений.
ПАО "ДЭК" в отзыве поддержало доводы подателя кассационной жалобы, просило ее удовлетворить.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.12.2015 на основании распоряжения от 03.12.2015 N 843 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой выявлено в том числе, нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правил N 354, постановления Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Амурской области".
По итогам проверки инспекцией обществу выдано предписание от 30.12.2015 N 783, пунктом 2 которого обществу предписано в срок до 29.01.2016 произвести перерасчет за услугу электроснабжение на ОДН за период с июня 2015 по ноябрь 2015 в отношении помещений МКД N 3, 5 по ул. Мелькомбинат, МКД N 29А по ул. 50 лет Комсомола, МКД N 113 по ул. Ленина, МКД N 41 по ул. Ленина, МКД N 13, 16, 24 по ул. Победы, МКД N 22 по пер. Томский, МКД N 53 по ул. Кирова в г. Белогорск в соответствии с площадью мест общего пользования, без учета подвального помещения.
Полагая, что пункт 2 предписания нарушает права и законные интересы общества, оно оспорило его в судебном порядке. Суды в удовлетворении требований отказали по мотиву соответствия оспариваемого пункта предписания положениям действующего законодательства.
При этом, по мнению суда округа, суды обоснованно приняли во внимание следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:
- - коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;
- - и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 36 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
По смыслу пункта 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 1 пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
одн одн кр
P = V x T ,
i i
где:
одн
V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за
i
расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся
- на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- T{\super кр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 Правил N 354, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) объем (количество) коммунального ресурса (в данном случае - электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
S
одн.5 одн ои i
V = N x S x ---,
i об
S
где:
- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S{\super ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В указанных формулах определение содержания понятия "общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" относительно электроэнергии не определено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Таким образом, для установления размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН вВ МКД, следует принимать во внимание установленный уполномоченным органом в соответствии с Правилами N 306 норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, объем оказанной услуги, который в силу пункта 44 Правил N 354 распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, и рассчитывается с учетом значения площадей помещений (квартир) в МКД, отраженных в формуле N 15.
Во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ, Правил N 306 и других нормативных документов Правительство Амурской области постановлением от 30.08.2012 N 466 установило нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 5 названного постановления Правительства Амурской области управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, и ресурсоснабжающим организациям (при непосредственном способе управления многоквартирным домом) в целях соблюдения единого методологического подхода при определении и применении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения рекомендовано при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги на общедомовые нужды исходить из площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Как установили суды и подтверждено письмом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 29.02.2016 N 01-06-478, норматив потребления электроэнергии на ОДН, был определен в постановлении Правительства N 466 из расчета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, состоящей из межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам и без дифференциации в зависимости от наличия либо отсутствия подвалов в многоквартирных домах.
Указанное постановление принято Правительством Амурской области во исполнение федерального законодательства, то есть в соответствии с предоставленными полномочиями. Доказательств тому, что оно признано недействующим в установленном законом порядке, заявителем не представлено. Следовательно, оснований для принятия состоятельными доводов подателя кассационной жалобы о том, что данный нормативный документ в какой-то части является не обязательным для исполнения, у суда кассационной инстанции не имеется.
Однако, как установили суды, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества по спорным МКД, для определения платы на ОДН была определена обществом путем сложения площади лестниц, коридоров и мест общего пользования с площадью подвалов.
Вместе с этим из технических паспортов на спорные МКД, представленных в материалы дела, суды установили, что в них содержится графа "площадь общих коридоров и мест общего пользования", но площадь подвалов в данную графу не включена.
При таких обстоятельствах, и принимая во внимание правильные выводы обеих инстанций о том, что в данном споре следует руководствоваться специальными нормами законодательства, закрепляющими порядок осуществления расчетов, суд округа соглашается с выводами судов о том, что управляющая организация при определении размера платы за спорный ресурс, вопреки этому законодательству и принципу обеспечения единого подхода при расчете общей площади при утверждении нормативов и при проведении расчетов в отношении конкретных жилых домов и конкретных потребителей ресурсов, осуществила расчет платы с учетом площадей чердаков и подвалов.
При установленном ссылки судов на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, разъяснившего принцип единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, обоснованны.
В соответствии с данными разъяснениями, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в МКД, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Ссылка общества на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, например, в Определении от 18.02.2016 N 64-АПГ15-6, судом округа отклоняется, поскольку в указанном деле судебная коллегия проверяла законность судебных актов и выводы судов относительно установленных уполномоченным органом нормативов потребления коммунальных услуг на определенной территории, то есть положения конкретного нормативного правового акта.
В рассматриваемом деле, установленный уполномоченным органом норматив потребления ресурсов на ОДН в установленном порядке недействующим признан не был, а спорные отношения касаются правомерности установления размера платы за потребленную услугу на ОДН, что не является равнозначными понятиями.
На основании изложенного выводы судов о том, что оспариваемый заявителем пункт 2 предписания инспекции является законным и обоснованным правомерны.
В этой связи доводы общества о том, что судебными актами нарушены его права, так как оно вынуждено оплачивать потребленную непосредственно гражданами в местах общего пользования (подвальных помещениях) электрическую энергию, за счет собственных средств, судом округа отклоняются как не опровергающие правомерных выводов судов по существу дела, правильно применивших правовое регулирование к спорным отношениям, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по делу N А04-1066/2016 Арбитражного суда Амурской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.А.МИЛЬЧИНА
Г.В.КОТИКОВА
И.А.МИЛЬЧИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)