Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рудницкой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть-1" Харуновой А.В. по доверенности от 12.01.2015, от администрации Малечкинского сельского поселения его главы Аникина С.С., Соловьева В.А. по доверенности от 17.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Малечкинского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2016 года по делу N А13-3529/2016 (судья Шумкова И.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть-1" (ОГРН 1103536000941, ИНН 3523017727; Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Климовское, д. 7; далее - ООО "Теплосеть-1") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию Малечкинское сельское поселение Череповецкого муниципального района Вологодской области в лице администрации Малечкинского сельского поселения (ОГРН 1053500559804, ИНН 3523014236; Вологодская обл., Череповецкий р-н, п. Малечкино, ул. Победы, д. 5; далее - Администрация) о взыскании долга за теплоэнергию за период с 01.01.2014 по 31.05.2016 в сумме 468 996,68 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.05.2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с этим решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Администрации апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
ООО "Теплосеть-1" в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплосеть-1" производит и отпускает тепловую энергию в поселок Малечкино Череповецкого района Вологодской области.
Тепловая энергия отпускалась, в том числе и в квартиры по адресу: п. Малечкино, ул. Молодежная, д. 46, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Победы, д. 2, кв. <...>; ул. Победы, д. 4, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Победы, д. 5, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Победы, д. 6, кв. <...>; ул. Птицеводов, д. 42, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Птицеводов д. 45, кв. <...>, <...>, <...>.
Эти квартиры находятся в собственности Муниципального образования Малечкинское сельское поселение Череповецкого муниципального района Вологодской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1, листы 81 - 98).
ООО "Теплосеть-1" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у Администрации долга по оплате теплоэнергии за период с 01.01.2014 по 31.05.2016.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 548, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Факт поставки истцом в рассматриваемые помещения тепловой энергии в спорный период, ее объем и задолженность по ее оплате в заявленном истцом размере подтверждены материалами дела. Данные обстоятельства со стороны ответчика не оспорены.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что оплачивать теплоэнергию должны наниматели жилых помещений.
Данные доводы являются необоснованными.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов предоставлено право (а не обязанность) внесения платы за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В рассматриваемом случае Администрацией не представлено доказательств того, что она провела конкурс по отбору управляющей организации в отношении спорных домов или заключила договор управления с другой организацией в порядке, установленном частью 8 статьи 161 ЖК РФ.
Выполнение ответчиком требований части 4 статьи 161 ЖК РФ ввело бы в правоотношения по оказанию коммунальных услуг фигуру исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей компании и сделало бы его лицом, обязанным рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс или ответственным за бездоговорное потребление. Невыполнение требований законодательства явилось основанием возложения бремени последствий потребления тепловой энергии на ответчика, что не лишало последнего предъявить требования конечным потребителям об оплате коммунальных услуг.
Поскольку в отношении спорных многоквартирных домов не выбрана управляющая организация и не реализован иной предусмотренный законодательством способ управления, позволяющий осуществлять расчеты за поставленные в эти дома коммунальные ресурсы через исполнителя коммунальных услуг, а также нет решения собственников помещений в этих домах о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то именно Администрация является ответственным за оплату теплоснабжения данных жилых помещений перед ресурсоснабжающей организацией (перед истцом).
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2014 N 303-ЭС14-2509 по делу N А73-10825/2013, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.07.2014 N ВАС-10041/14 по делу N А26-5457/2012.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2016 года по делу N А13-3529/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Малечкинского сельского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2016 ПО ДЕЛУ N А13-3529/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N А13-3529/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рудницкой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть-1" Харуновой А.В. по доверенности от 12.01.2015, от администрации Малечкинского сельского поселения его главы Аникина С.С., Соловьева В.А. по доверенности от 17.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Малечкинского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2016 года по делу N А13-3529/2016 (судья Шумкова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть-1" (ОГРН 1103536000941, ИНН 3523017727; Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Климовское, д. 7; далее - ООО "Теплосеть-1") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию Малечкинское сельское поселение Череповецкого муниципального района Вологодской области в лице администрации Малечкинского сельского поселения (ОГРН 1053500559804, ИНН 3523014236; Вологодская обл., Череповецкий р-н, п. Малечкино, ул. Победы, д. 5; далее - Администрация) о взыскании долга за теплоэнергию за период с 01.01.2014 по 31.05.2016 в сумме 468 996,68 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.05.2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с этим решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Администрации апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
ООО "Теплосеть-1" в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплосеть-1" производит и отпускает тепловую энергию в поселок Малечкино Череповецкого района Вологодской области.
Тепловая энергия отпускалась, в том числе и в квартиры по адресу: п. Малечкино, ул. Молодежная, д. 46, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Победы, д. 2, кв. <...>; ул. Победы, д. 4, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Победы, д. 5, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Победы, д. 6, кв. <...>; ул. Птицеводов, д. 42, кв. <...>, <...>, <...>; ул. Птицеводов д. 45, кв. <...>, <...>, <...>.
Эти квартиры находятся в собственности Муниципального образования Малечкинское сельское поселение Череповецкого муниципального района Вологодской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1, листы 81 - 98).
ООО "Теплосеть-1" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у Администрации долга по оплате теплоэнергии за период с 01.01.2014 по 31.05.2016.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 548, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Факт поставки истцом в рассматриваемые помещения тепловой энергии в спорный период, ее объем и задолженность по ее оплате в заявленном истцом размере подтверждены материалами дела. Данные обстоятельства со стороны ответчика не оспорены.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что оплачивать теплоэнергию должны наниматели жилых помещений.
Данные доводы являются необоснованными.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов предоставлено право (а не обязанность) внесения платы за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В рассматриваемом случае Администрацией не представлено доказательств того, что она провела конкурс по отбору управляющей организации в отношении спорных домов или заключила договор управления с другой организацией в порядке, установленном частью 8 статьи 161 ЖК РФ.
Выполнение ответчиком требований части 4 статьи 161 ЖК РФ ввело бы в правоотношения по оказанию коммунальных услуг фигуру исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей компании и сделало бы его лицом, обязанным рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс или ответственным за бездоговорное потребление. Невыполнение требований законодательства явилось основанием возложения бремени последствий потребления тепловой энергии на ответчика, что не лишало последнего предъявить требования конечным потребителям об оплате коммунальных услуг.
Поскольку в отношении спорных многоквартирных домов не выбрана управляющая организация и не реализован иной предусмотренный законодательством способ управления, позволяющий осуществлять расчеты за поставленные в эти дома коммунальные ресурсы через исполнителя коммунальных услуг, а также нет решения собственников помещений в этих домах о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то именно Администрация является ответственным за оплату теплоснабжения данных жилых помещений перед ресурсоснабжающей организацией (перед истцом).
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2014 N 303-ЭС14-2509 по делу N А73-10825/2013, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.07.2014 N ВАС-10041/14 по делу N А26-5457/2012.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2016 года по делу N А13-3529/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Малечкинского сельского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
И.В.КУТУЗОВА
О.А.ТАРАСОВА
И.В.КУТУЗОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)