Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Оспариваемое бездействие по неустановлению размеров платы за пользование помещениями привело к ненадлежащему исполнению обязанностей управляющей организацией.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: С.Ю. Лесненко, И.М. Луговой
- при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом": представитель не явился;
- от администрации города Владивостока: представитель не явился;
- от Министерства обороны Российской Федерации: Буздык А.В., представитель по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/303;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока
на решение от 31.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017
по делу N А51-11281/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калягин А.К., в суде апелляционной инстанции судьи Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю., Гончарова А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
к администрации города Владивостока
заинтересованное лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993, место нахождения: 119021, г. Москва, пр-т. Комсомольский, 18, 3, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-т. Океанский, 20, далее - администрация), выразившегося в не установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, проживающих на территории г. Владивостока, а также об обязании администрации в предусмотренном законом порядке установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в отношении вышеуказанного жилищного фонда на территории г. Владивостока.
Определением суда от 22.06.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны).
Решением суда от 31.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие администрации, допущенное в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока, признано судом незаконным. В качестве способа восстановления нарушенного права суды обязали администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, указывая о неправильном применении судами норм материального права, подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Настаивает на отсутствии факта незаконного бездействия, поскольку отказы администрации, выраженные в письмах, являются действием. Заявитель жалобы отмечает, что досудебные обращения общества в администрацию об установлении размера спорной платы касались лишь одного дома, а не всего жилищного фонда Министерства обороны. По мнению администрации, размер платы за содержание и ремонт общего имущества должен быть установлен Министерством обороны как собственником такого имущества. Податель жалобы указывает об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения Постановлением главы администрации от 21.11.2005 N 1520; названное постановление применимо к домам, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, и для тех собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли либо решение о выборе способа управления многоквартирным домом, либо на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Учитывая изложенное, поскольку Министерство обороны выбрало способ управления многоквартирными домами, заключив договоры управления с обществом, а вопрос об установлении размера платы на общем собрании не рассматривался, по мнению заявителя жалобы, основанному на разъяснениях Минрегиона РФ, изложенных в письме от 05.03.2019 N 6093-АД/14, у администрации отсутствуют законные основания для установления платы в подобном случае.
Министерство обороны в отзыве с учетом дополнительного пояснения, а также его представитель в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонили, настаивают, что с учетом положений части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах) администрация должна установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, к числу которого относится жилой фонд Министерства обороны.
Общество отзыв не представило.
Определением суда от 10.05.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.05.2017.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Министерства обороны, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что между обществом, как управляющей организацией, и Министерством обороны заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03, по условиям которого управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
В соответствии с пунктом 4.1.1 вышеупомянутого договора (в редакции дополнительного соглашения) управляющая организация обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по ставкам, утвержденным соответствующими органами местного самоуправления, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Письмом от 09.02.2016 N 229 общество запросило у администрации копии нормативных документов об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории города Владивостока на 2016 год.
На указанный запрос администрация письмом от 18.02.2016 N 1352Д направила в адрес общества копию постановления главы администрации от 20.02.2015 N 3460 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 12.05.2003 N 1070 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда Владивостокского городского округа".
Поскольку вышеуказанное постановление устанавливало размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда, общество письмом от 31.05.2016 N 1298 просило администрацию изыскать возможность внести изменения в названное постановление путем распространения его действия на государственный жилой фонд.
Письмом администрации от 17.06.2016 N 5720Д во внесении подобного рода изменений отказано по мотиву отсутствия у администрации полномочий по установлению размеров платы за пользование жилыми помещениями государственного жилого фонда; обществу предложено дополнить пункт 4.1.1 договора управления словами "на основании размером платы, устанавливаемых органами местного самоуправления".
Также общество письмом от 14.04.2016 N 890 на основании части 3 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ просило администрацию установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, и собственников помещений в многоквартирном доме, которые при выборе управляющей компании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Письмами от 29.04.2016 N 3198Д, от 31.05.2016 N 3198Д администрация указала, что на территории г. Владивостока действует постановление главы администрации от 21.11.2005 N 1520, устанавливающее размер платы для нанимателей государственного и муниципального жилищного фонда, а также для собственников помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Одновременно администрация привела размеры платы за содержание жилого помещения применительно к заявленным обществом объектам.
Считая, что администрация, не устанавливая размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока, незаконно бездействует, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, руководствуясь положениями Закона об общих принципах, части 3 статьи 156 ЖК РФ и установив, что Постановлениями главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520 (с учетом изменений) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в отношении государственного жилищного фонда не установлен, требование удовлетворил, признав оспариваемое бездействие администрации незаконным и обязав последнюю установить необходимую плату применительно к жилищному фонду Министерства обороны.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Окружной суд, рассмотрев доводы администрации, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения; плату за коммунальные услуги.
По правилам части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, как верно указали суды, обязанность по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в том числе государственного жилищного фонда, возложена на органы местного самоуправления.
При этом обязанность органа местного самоуправления установить размер платы за содержание жилого помещения распространяется также в отношении и тех собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (часть 4 статьи 156 ЖК РФ).
Поскольку переданные в управление обществу многоквартирные жилые дома, собственником которых является Министерство обороны, относятся к государственному жилищному фонду, представляются правильными выводы судебных инстанций о наличии у администрации обязанности установить размеры платы, предусмотренные частью 3 статьи 156 ЖК РФ, в отношении вышеуказанных многоквартирных домов государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования.
Суды, признавая доказанным факт незаконного бездействия со стороны администрации, исходили из того, что соответствующие размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за содержание жилого помещения для нанимателей, равно как размеры платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, администрацией по результатам рассмотрения обращений общества установлены не были и действующими Постановлениями главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520 подобного рода платы в отношении государственного жилищного фонда не предусмотрены.
Учитывая изложенное, судебные инстанции признали бездействие администрации, выразившееся в неустановлении вышеуказанных размеров платы незаконным, одновременно обязав администрацию в порядке восстановления нарушенного права общества установить испрашиваемые размеры платы в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока.
Между тем, делая вывод о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований в полном объеме, по убеждению судебной коллегии, суды не полно исследовали и оценили фактические обстоятельства дел, должным образом в нарушение положений статей 170, 271 АПК РФ не указали на доказательства, на которых основаны судебные акты, не привели мотивы, по которым удовлетворили заявленное обществом требование.
Материалами дела подтверждается, что, общество, обратившись в арбитражный суд с заявлением, просило, с учетом уточнения требования, заявленного в порядке статьи 49 АПК РФ, признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в не установлении следующих видов платы в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока:
- платы за пользование жилым помещением (платы за наем);
- платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
- платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Обосновывая наличие незаконного бездействия применительно к установлению платы за пользование жилым помещением (платы за наем), общество сослалось на письмо администрации от 17.06.2016 N 5720Д.
В обоснование наличия незаконного бездействия относительно к установлению платы за содержание жилого помещения общество указало на письма администрации от 29.04.2016 N 3198Д, от 31.05.2016 N 3198Д.
Судебные инстанции, оценивая содержание вышеуказанных писем, ограничились лишь констатацией факта того, что администрация сообщила обществу об отсутствии полномочий по установлению испрашиваемых размеров.
Вместе с тем, суды оставили без внимания то, что в данных письмах имелись отсылки на Постановления главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520, которыми, соответственно, дифференцированно были установлены размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда Владивостокского городского округа, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения; администрация фактически предложила обществу руководствоваться вышеуказанными размерами платы.
При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций о наличии признаков незаконного бездействия администрации, фактически ответившей на обращения общества, по мнению окружного суда, должным образом не мотивированы. При этом судебная коллегия также исходит из того, что обращение общества от 14.04.2016 N 890 об установлении размеров платы за содержание жилых помещений касалось не всего жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока, а лишь отдельных объектов согласно приложению, которое в материалах дела отсутствует (т. 1 л.д. 39).
Кроме того, удовлетворяя требование общества, являющейся управляющей организацией, о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неустановлении платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом в отношении жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации на территории города Владивостока, судебные инстанции не определили то, каким образом названное бездействие нарушает права и законные интересы общества, учитывая, что испрашиваемый вид платы объективно не может быть применен управляющей организацией.
Поскольку правильное разрешение настоящего спора о признании незаконным бездействий администрации сопряжено с необходимостью дополнительного исследования материалов дела, в том числе, содержания писем администрации от 17.06.2016 N 5720Д, от 29.04.2016 N 3198Д, от 31.05.2016 N 3198Д, соответствующих им обращений общества, а также содержания Постановлений главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520, принимая во внимание необходимость подтверждения факта нарушения оспариваемыми бездействиями прав и законных интересов общества как управляющей организации, окружной суд считает необходимым решение суда первой инстанции от 31.10.2016, постановление апелляционного суда от 24.01.2017, как несоответствующие требованиям части 4 статьи 170, части 2 статьи 271 АПК РФ, отменить по мотиву нарушения судами норм процессуального права, а дело на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ отправить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении суду следует, с учетом изложенного выше, на основании исследования и оценки по правилам главы 7 АПК РФ всех значимых для дела обстоятельств установить факты наличия или отсутствия незаконного бездействия администрации применительно к заявленному обществом требованию.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 31.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А51-11281/2016 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2017 N Ф03-1393/2017 ПО ДЕЛУ N А51-11281/2016
Требование: О признании незаконным бездействия по неустановлению размера платы за пользование жилым помещением, за содержание для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников помещений, не принявших решение о выборе способа управления домом.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Оспариваемое бездействие по неустановлению размеров платы за пользование помещениями привело к ненадлежащему исполнению обязанностей управляющей организацией.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. N Ф03-1393/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: С.Ю. Лесненко, И.М. Луговой
- при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом": представитель не явился;
- от администрации города Владивостока: представитель не явился;
- от Министерства обороны Российской Федерации: Буздык А.В., представитель по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/303;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока
на решение от 31.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017
по делу N А51-11281/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калягин А.К., в суде апелляционной инстанции судьи Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю., Гончарова А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
к администрации города Владивостока
заинтересованное лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993, место нахождения: 119021, г. Москва, пр-т. Комсомольский, 18, 3, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-т. Океанский, 20, далее - администрация), выразившегося в не установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, проживающих на территории г. Владивостока, а также об обязании администрации в предусмотренном законом порядке установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в отношении вышеуказанного жилищного фонда на территории г. Владивостока.
Определением суда от 22.06.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны).
Решением суда от 31.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие администрации, допущенное в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока, признано судом незаконным. В качестве способа восстановления нарушенного права суды обязали администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, указывая о неправильном применении судами норм материального права, подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Настаивает на отсутствии факта незаконного бездействия, поскольку отказы администрации, выраженные в письмах, являются действием. Заявитель жалобы отмечает, что досудебные обращения общества в администрацию об установлении размера спорной платы касались лишь одного дома, а не всего жилищного фонда Министерства обороны. По мнению администрации, размер платы за содержание и ремонт общего имущества должен быть установлен Министерством обороны как собственником такого имущества. Податель жалобы указывает об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения Постановлением главы администрации от 21.11.2005 N 1520; названное постановление применимо к домам, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, и для тех собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли либо решение о выборе способа управления многоквартирным домом, либо на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Учитывая изложенное, поскольку Министерство обороны выбрало способ управления многоквартирными домами, заключив договоры управления с обществом, а вопрос об установлении размера платы на общем собрании не рассматривался, по мнению заявителя жалобы, основанному на разъяснениях Минрегиона РФ, изложенных в письме от 05.03.2019 N 6093-АД/14, у администрации отсутствуют законные основания для установления платы в подобном случае.
Министерство обороны в отзыве с учетом дополнительного пояснения, а также его представитель в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонили, настаивают, что с учетом положений части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах) администрация должна установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, к числу которого относится жилой фонд Министерства обороны.
Общество отзыв не представило.
Определением суда от 10.05.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.05.2017.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Министерства обороны, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что между обществом, как управляющей организацией, и Министерством обороны заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03, по условиям которого управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
В соответствии с пунктом 4.1.1 вышеупомянутого договора (в редакции дополнительного соглашения) управляющая организация обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по ставкам, утвержденным соответствующими органами местного самоуправления, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Письмом от 09.02.2016 N 229 общество запросило у администрации копии нормативных документов об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории города Владивостока на 2016 год.
На указанный запрос администрация письмом от 18.02.2016 N 1352Д направила в адрес общества копию постановления главы администрации от 20.02.2015 N 3460 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 12.05.2003 N 1070 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда Владивостокского городского округа".
Поскольку вышеуказанное постановление устанавливало размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда, общество письмом от 31.05.2016 N 1298 просило администрацию изыскать возможность внести изменения в названное постановление путем распространения его действия на государственный жилой фонд.
Письмом администрации от 17.06.2016 N 5720Д во внесении подобного рода изменений отказано по мотиву отсутствия у администрации полномочий по установлению размеров платы за пользование жилыми помещениями государственного жилого фонда; обществу предложено дополнить пункт 4.1.1 договора управления словами "на основании размером платы, устанавливаемых органами местного самоуправления".
Также общество письмом от 14.04.2016 N 890 на основании части 3 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ просило администрацию установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, и собственников помещений в многоквартирном доме, которые при выборе управляющей компании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Письмами от 29.04.2016 N 3198Д, от 31.05.2016 N 3198Д администрация указала, что на территории г. Владивостока действует постановление главы администрации от 21.11.2005 N 1520, устанавливающее размер платы для нанимателей государственного и муниципального жилищного фонда, а также для собственников помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Одновременно администрация привела размеры платы за содержание жилого помещения применительно к заявленным обществом объектам.
Считая, что администрация, не устанавливая размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока, незаконно бездействует, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, руководствуясь положениями Закона об общих принципах, части 3 статьи 156 ЖК РФ и установив, что Постановлениями главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520 (с учетом изменений) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в отношении государственного жилищного фонда не установлен, требование удовлетворил, признав оспариваемое бездействие администрации незаконным и обязав последнюю установить необходимую плату применительно к жилищному фонду Министерства обороны.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Окружной суд, рассмотрев доводы администрации, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения; плату за коммунальные услуги.
По правилам части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, как верно указали суды, обязанность по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в том числе государственного жилищного фонда, возложена на органы местного самоуправления.
При этом обязанность органа местного самоуправления установить размер платы за содержание жилого помещения распространяется также в отношении и тех собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (часть 4 статьи 156 ЖК РФ).
Поскольку переданные в управление обществу многоквартирные жилые дома, собственником которых является Министерство обороны, относятся к государственному жилищному фонду, представляются правильными выводы судебных инстанций о наличии у администрации обязанности установить размеры платы, предусмотренные частью 3 статьи 156 ЖК РФ, в отношении вышеуказанных многоквартирных домов государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования.
Суды, признавая доказанным факт незаконного бездействия со стороны администрации, исходили из того, что соответствующие размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за содержание жилого помещения для нанимателей, равно как размеры платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, администрацией по результатам рассмотрения обращений общества установлены не были и действующими Постановлениями главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520 подобного рода платы в отношении государственного жилищного фонда не предусмотрены.
Учитывая изложенное, судебные инстанции признали бездействие администрации, выразившееся в неустановлении вышеуказанных размеров платы незаконным, одновременно обязав администрацию в порядке восстановления нарушенного права общества установить испрашиваемые размеры платы в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока.
Между тем, делая вывод о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований в полном объеме, по убеждению судебной коллегии, суды не полно исследовали и оценили фактические обстоятельства дел, должным образом в нарушение положений статей 170, 271 АПК РФ не указали на доказательства, на которых основаны судебные акты, не привели мотивы, по которым удовлетворили заявленное обществом требование.
Материалами дела подтверждается, что, общество, обратившись в арбитражный суд с заявлением, просило, с учетом уточнения требования, заявленного в порядке статьи 49 АПК РФ, признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в не установлении следующих видов платы в отношении жилищного фонда Министерства обороны на территории города Владивостока:
- платы за пользование жилым помещением (платы за наем);
- платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
- платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Обосновывая наличие незаконного бездействия применительно к установлению платы за пользование жилым помещением (платы за наем), общество сослалось на письмо администрации от 17.06.2016 N 5720Д.
В обоснование наличия незаконного бездействия относительно к установлению платы за содержание жилого помещения общество указало на письма администрации от 29.04.2016 N 3198Д, от 31.05.2016 N 3198Д.
Судебные инстанции, оценивая содержание вышеуказанных писем, ограничились лишь констатацией факта того, что администрация сообщила обществу об отсутствии полномочий по установлению испрашиваемых размеров.
Вместе с тем, суды оставили без внимания то, что в данных письмах имелись отсылки на Постановления главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520, которыми, соответственно, дифференцированно были установлены размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда Владивостокского городского округа, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения; администрация фактически предложила обществу руководствоваться вышеуказанными размерами платы.
При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций о наличии признаков незаконного бездействия администрации, фактически ответившей на обращения общества, по мнению окружного суда, должным образом не мотивированы. При этом судебная коллегия также исходит из того, что обращение общества от 14.04.2016 N 890 об установлении размеров платы за содержание жилых помещений касалось не всего жилищного фонда Министерства обороны на территории г. Владивостока, а лишь отдельных объектов согласно приложению, которое в материалах дела отсутствует (т. 1 л.д. 39).
Кроме того, удовлетворяя требование общества, являющейся управляющей организацией, о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неустановлении платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом в отношении жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации на территории города Владивостока, судебные инстанции не определили то, каким образом названное бездействие нарушает права и законные интересы общества, учитывая, что испрашиваемый вид платы объективно не может быть применен управляющей организацией.
Поскольку правильное разрешение настоящего спора о признании незаконным бездействий администрации сопряжено с необходимостью дополнительного исследования материалов дела, в том числе, содержания писем администрации от 17.06.2016 N 5720Д, от 29.04.2016 N 3198Д, от 31.05.2016 N 3198Д, соответствующих им обращений общества, а также содержания Постановлений главы администрации от 12.05.2003 N 1070, от 21.11.2005 N 1520, принимая во внимание необходимость подтверждения факта нарушения оспариваемыми бездействиями прав и законных интересов общества как управляющей организации, окружной суд считает необходимым решение суда первой инстанции от 31.10.2016, постановление апелляционного суда от 24.01.2017, как несоответствующие требованиям части 4 статьи 170, части 2 статьи 271 АПК РФ, отменить по мотиву нарушения судами норм процессуального права, а дело на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ отправить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении суду следует, с учетом изложенного выше, на основании исследования и оценки по правилам главы 7 АПК РФ всех значимых для дела обстоятельств установить факты наличия или отсутствия незаконного бездействия администрации применительно к заявленному обществом требованию.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 31.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А51-11281/2016 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
И.М.ЛУГОВАЯ
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
И.М.ЛУГОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)