Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 17.04.2017 ПО ДЕЛУ N А71-834/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2017 г. по делу N А71-834/2017


Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С. Коковихиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска по делу об административном правонарушении N 1/17 от 11.01.2017, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее ООО "УК-Ижкомцентр", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска (далее административная комиссия, административный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении N 1/17от 11.01.2017.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела отзыв и дополнительные документы, представленные ответчиком 13.03.2017. Возражений на отзыв ответчика и представленные доказательства от заявителя в суд не поступило.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из представленных по делу доказательств следует, что 26.12.2016, а также 27.12.2016 при осмотре придомовой территории многоквартирного дома N 34 по ул. Ракетная г. Ижевска, установлено, что ООО "УК-Ижкомцентр" не обеспечивает систематическое содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а именно: не обеспечена уборка придомовой территории многоквартирного жилого дома N 34 по ул. Ракетная г. Ижевска: отсутствуют работы по очистке придомовой дороги от снега, в связи с чем, образовалась колея, тем самым не обеспечено безопасное движение автомобилей и передвижение пешеходов, что создает угрозу жизни и здоровью граждан. Выявленные нарушения отражены в актах осмотра территории (объекта) от 26.12.2016 и от 27.12.2016, к которым приложены фототаблицы, схемы места осмотра территории.
27.12.2016 ООО "УК-Ижкомцентр" вручено извещение-вызов на составление протокола об административном правонарушении.
28.12.2016 административной комиссией в присутствии представителя заявителя по доверенности от 12.10.2016 Молчанова А.С. составлен протокол N 18ПР1601162 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 57-РЗ).
Копия протокола, содержащего уведомление о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, вручена представителю ООО "УК-Ижкомцентр", о чем имеется соответствующая отметка.
11.01.2017 административной комиссией, в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя заявителя, вынесено постановление N 1/17, согласно которому ООО "УК-Ижкомцентр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Считая привлечение к ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования общество указало, что из фотоматериалов от 17.03.2016, представленных ООО "УК-Ижкомцентр", следует, что очистка территории от снега и зимней скользкости произведена до составления протокола. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 не содержит требований ежечасного удаления снега. Поскольку образование снега и зимней скользкости является физическим процессом, зависящим от природных явлений, установление каких-либо конкретных сроков очистки не представляется в принципе возможным. Имеющиеся в материалах дела копии фотографий не могут являться надлежащим доказательством, поскольку не позволяет определить по ним необходимость удаления снега. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения. Оспариваемое постановление констатирует только факт нарушения заявителем правил благоустройства, но не указывает какое виновное действие либо бездействие допустил заявитель, не содержит указания на то, какие меры должен был предпринять заявитель, но не предпринял, а также в нем отсутствуют выводы о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил благоустройства. В данном случае, объективная и субъективная стороны вменяемого правонарушения не находят фактического подтверждения и опровергаются предоставленными документами, соответственно нет состава административного правонарушения. Кроме того, административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности обществу или государству, о пренебрежительном отношении заявителя к возложенным на него действующим законодательством обязанностям. Устного замечания и предписания об устранении недостатков будет достаточно для достижения задач законодательства об административных правонарушениях. В письменных пояснениях общество указало, что из представленных фотографий не ясно, какие размеры имела колея, как было определено ее наличие, не было проведено никаких измерений, также не видно, что создаются какие-либо препятствия к движению транспортных средств, пешеходов.
Административный орган требования заявителя не признал, указал на законность и обоснованность привлечения общества к ответственности. Дорога относится к придомовой территории, предназначена, в том числе, для проезда и прохода жителей дома и именно на ООО "УК-Ижкомцентр" лежит обязанность по содержанию данной территории в надлежащем виде и уборке ее от снега и наледи. Ссылка общества на постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 не может быть принята во внимание, поскольку общество привлечено к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства N 308. Из фотоснимков от 26.12.2016 и 27.12.2016 не усматривается, что шел снегопад, кроме того, уборка территории от снега и гололеда предназначена именно для устранения последствий неблагоприятных погодных явлений. Правонарушение квалифицировано надлежащим образом, в соответствии с полномочиями административной комиссии. Процессуальных нарушений не допущено. Проведение проверочных мероприятий взаимодействия с проверяемым не требовало, нарушение непосредственно выявлено лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 Закона N 131-ФЗ).
Правилами благоустройства г. Ижевска, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее Правила благоустройства N 308) установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Пунктом 3.1.3 Правил благоустройства N 308 установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
В силу подпункта 3.2.1 Правил благоустройства N 308 запрещается загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства.
Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (пункт 4.1 Правил благоустройства N 308).
В силу пункта 4.2 Правил благоустройства N 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Согласно пункту 4.3 Правил благоустройства N 308 содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются, в т.ч. в осенне-зимний период - с 1 ноября по 14 апреля.
На основании п. 4.5.1 Правил благоустройства N 308 мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включаю себя очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; погрузку и вывоз снега; в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами; удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега; рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы); работы по уборке территории от мусора, грязи, опавших листьев; подметание территорий.
Пунктом 4.5.12 Правил благоустройства N 308 установлено, что в осенне-зимний период все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ до 10 часов утра.
В силу п. 4.5.8 Правил благоустройства N 308 в период снегопадов, образования зимней скользкости, гололеда, обледенений объекты улично-дорожной сети должны обрабатываться ПГМ, песком с примесью хлоридов. Посыпка должна производиться немедленно с начала снегопада или появления зимней скользкости, гололеда, обледенений. Тротуары посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ. Общее время на обработку тротуаров не должно превышать 12 часов с начала снегопада. Механизированное подметание и ручная зачистка на тротуарах, лестничных сходах и пешеходных дорожках начинаются с момента начала снегопада. Время для выполнения снегоуборочных работ на тротуарах не должно превышать 24 часов после окончания снегопада.
Согласно п. 4.5.17 Правил благоустройства N 308 при осуществлении мероприятий по содержанию территорий зданий и сооружений, тротуаров, пешеходных дорожек, проездов, дорог должна быть обеспечена посыпка противогололедным материалом, обеспечивающая безопасное передвижение пешеходов и транспортных средств. В любом случае должна быть ликвидирована зимняя скользкость, гололед, обледенения территории в течение одного рабочего дня с момента обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления или заинтересованных лиц.
Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями, уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (п. 4.6.3.8 Правил благоустройства).
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе работ по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Ракетная, 34, находится в управлении ООО "УК-Ижкомцентр", которое является лицом, ответственным за организацию и надлежащее содержание общего имущества собственников указанного многоквартирного жилого дома и на него распространяется действие Правил благоустройства N 308. Довод заявителя о том, что дорога у данного дома не является придомовой территорией, судом отклоняется, как не подтвержденный материалами дела.
Актами осмотра территории (объекта) от 26.12.2016, 27.12.2016, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 28.12.2016 N 18ПР1601162, подтверждается, что ООО "УК-Ижкомцентр" нарушены предусмотренные муниципальными правовыми актами установленные сроки и порядок проведения работы по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, а именно: не обеспечена уборка придомовой территории многоквартирного жилого дома N 34 по ул. Ракетная г. Ижевска: отсутствуют работы по очистке придомовой дороги от снега, в связи с чем, образовалась колея, тем самым не обеспечено безопасное движение автомобилей и передвижение пешеходов, что создает угрозу жизни и здоровью граждан. На момент осмотра работы по уборке снега и обработке противогололедными материалами не проводились.
Довод заявителя о том, что постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", не содержит требований ежечасного удаления снега, не может быть принят во внимание судом, поскольку общество привлечено к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства N 308.
Доводы заявителя о том, что фотографии не позволяют определить по ним необходимость удаления снега, не свидетельствуют о создании препятствий к движению транспортных средств, пешеходов, судом отклоняются, поскольку из представленных фотографий ясно усматривается наличие колеи, не проведение работ по очистке придомовой территории от снега.
Доводы заявителя о том, что работы по очистке территории от снега были проведены, судом отклоняются. В представленных материалах отсутствуют фотоматериалы от 17.03.2016, на которые ссылается заявитель. Из фотоматериалов, датированных 27.12.2016 невозможно установить дату осуществления фотосъемки, данными фотографиями не подтверждается факт осуществления работ по очистке придомовой территории от снега и не опровергается наличие вменяемого заявителю правонарушения, зафиксированного актами осмотра территории от 26.12.2016, 27.12.2016, протоколом об административном правонарушении.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено. Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в несвоевременном проведении необходимых работ по содержанию придомовой территории в зимний период, по проведению уборки проезжей части придомовой территории жилого дома от зимней скользкости и снега, в соответствии с установленными требованиями установлена административной комиссией и подтверждена материалами административного дела. Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности проведения необходимых работ по содержанию придомовой территории в зимний период, по удалению зимней скользкости и обледенелого наката в соответствии с установленными требованиями, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений. В деле отсутствуют доказательства того, что заявителем предпринимались все необходимые действия по соблюдению Правил N 308.
С учетом изложенного, суд считает, что в действиях ООО "УК-Ижкомцентр" содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ, следовательно, привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ является правомерным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя заявителя, постановление о назначении административного наказания вынесено в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя заявителя, не явка которого не препятствовала рассмотрению материалов дела об административном правонарушении.
При выявлении, квалификации правонарушения и привлечении ООО "УК-Ижкомцентр" к ответственности административная комиссия действовала в рамках полномочий и компетенции, установленных Законом Удмуртской Республики от 17.09.2007 N 53-РЗ "Об административных комиссиях в Удмуртской Республике".
ООО "УК-Ижкомцентр" правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ за нарушение требований муниципальных нормативно-правовых актов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 11.2 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений". Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения в минимальном размере.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Характер совершенного правонарушения и степень его опасности, угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с наличием зимней скользкости на пешеходных дорожках, пренебрежительное отношение правонарушителя к выполнению требований Правил благоустройства N 308, не позволяет суду применить в данном случае положения ст. 2.9 КоАП РФ. Добровольное устранение последствий правонарушения, не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела судом не установлено, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административной комиссии не имеется.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска по делу об административном правонарушении N 1/17 от 11.01.2017, вынесенного в отношении ООО "УК-Ижкомцентр", г. Ижевск отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр", г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска по делу об административном правонарушении от 11.01.2017 N 1/17, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Т.С.КОКОВИХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)