Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2017 N 17АП-12984/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-30052/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. N 17АП-12984/2017-АК

Дело N А60-30052/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ваш дом" (ОГРН 1096611000287, ИНН 6611013131) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Администрации муниципального образования "город Ирбит" (ОГРН 1056600557452, ИНН 6611001320), Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ваш дом"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 августа 2017 года
по делу N А60-30052/2017,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ваш дом"
к Администрации муниципального образования "город Ирбит", Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ваш дом" (далее - заявитель, общество, ООО "Ваш дом") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) от 01.06.2017 N 29-21-04-188.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 августа 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 26.07.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что контейнерная площадка неверно отнесена к общему имуществу собственников многоквартирного дома, поскольку расположена на муниципальной земле, а не на придомовой территории. Указывает, что выводы относительно необходимости проведения мероприятий по строительству и содержанию имущества, которое к общему имуществу собственников многоквартирного дома не отнесено, сделаны без учета положений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрацией муниципального образования "город Ирбит" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в связи с обращением (вх. N 29-01-24-12466/2 от 04.05.2017) Департаментом на основании приказа N 29-21-02-188 от 26.05.2017 в период с 29.05.2017 по 01.06.2017 проведена внеплановая проверка соблюдения ООО "Ваш дом" обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. 50 лет Октября, д. 30.
В ходе проверки установлено и в акте от 01.06.2017 N 29-21-03-188 отражено, что контейнерная площадка на придомовой территории вышеуказанного дома не оборудована, контейнеры для твердых бытовых отходов стоят на земле, что не соответствует требованиям п.п. 3.7.1, 3.7.8, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки ООО "Ваш дом" выдано предписание о прекращении нарушений обязательных требований от 01.06.2017 N 29-21-04-188, согласно которому в срок до 03.07.2017 надлежало созвать общее собрание собственников помещений многоквартирных домов N 30 и N 34 по ул. 50 лет Октября для принятия решения по вопросу оборудования контейнерной площадки по вывозу ТБО и направить данную информацию в Департамент.
Полагая, что предписание о прекращении нарушений обязательных требований является незаконным и нарушающим его права, ООО "Ваш дом" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отсутствии отношения Администрации муниципального образования "город Ирбит" к данному предписанию.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, следовательно, в числе прочего имущества, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее - Постановление N 290) утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 (1) Постановления N 290 одним из видов услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, являются работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пунктом 3.7.8 Правил N 170 сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
В силу пункта 3.7.15 Правил N 170 крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Кроме того, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПин 42-128-4690-88) (п. 1.1).
При этом в п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Ваш дом" является организацией, управляющей многоквартирным домом N 30 по ул. 50 лет Октября на основании протокола общего собрания собственников и заключенного договора управления.
Следовательно, общество приняло на себя обязательства совершать юридические и фактические действия по предоставлению собственникам помещений многоквартирного дома комплекс услуг и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, в том числе, уборку придомовой территории, благоустройство прилегающей территории, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, содержание контейнерной площадки.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, ООО "Ваш дом" обязано осуществлять мероприятия по организации и содержанию прилегающей к дому территории независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет, в том числе, содержать места накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов, а фактическое нахождение контейнерной площадки на землях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "город Ирбит", обязывает заявителя соблюдать также требования муниципальных Правил благоустройства.
Принимая во внимание, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и является лицом, действующим в данных отношениях в интересах собственников помещений, управляющая компания правомочна предложить собственникам помещений в многоквартирном доме N 30 в г. Ирбит, ул. 50 лет Октября, провести общее собрание по вопросу организации места временного хранения твердых бытовых отходов контейнерной площадки, то есть инициировать проведение общего собрания собственников.
Руководствуясь положениями вышеназванных норм Жилищным кодексом Российской Федерации, и учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что ООО "Ваш дом" обоснованно предписано провести общее собрание собственников помещений многоквартирных домов N 30 и 34 по ул. 50 лет Октября для принятия решения по вопросу оборудования контейнерной площадки по вывозу ТБО.
При этом необходимо отметить, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не обязывает общество совершить какие-либо действия, которые порождают правовые последствия для заявителя, управляющей компании необходимо лишь действовать с целью соблюдения интересов собственников помещений и соблюдать правовой режим пользования общим имуществом.
В целом, предписание об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 01.06.2017 N 29-21-04-188 выдано заявителю - лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить; в предписании имеется ссылка на номер и дату акта, предписание и акт были вручены представителю общества.
Довод апеллятора о том, что контейнерная площадка не относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома судом апелляционной инстанции отклоняется.
Учитывая вышеуказанные нормы права, необходимо отметить, что ООО "Ваш дом" является организацией, управляющей многоквартирным домом N 30 по ул. 50 лет Октября, на основании протокола общего собрания собственников и заключенного договора управления. В связи с чем управляющая организация обязана осуществить мероприятия по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов.
Также действующим законодательством на заявителя возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории, независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства, отвечает критерию исполнимости, оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, оснований для которой апелляционный суд не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 августа 2017 года по делу N А60-30052/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваш дом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ваш дом" (ИНН 6611013131, ОГРН 1096611000287) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 851 от 10.08.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.М.ТРЕФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)