Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н,
судей Алексеевой Е.Б., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2016
по делу N А40-158357/15, принятое судьей Филиной Е.Ю. (шифр судьи: 142-1307)
по иску публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к обществу с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР" (ОГРН 1097746677005, адрес: 109542, г. Москва, проспект Рязанский, д. 86/1, стр. 3, офис 18А)
о взыскании
и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР"
к публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Войнова М.В. по доверенности от 16.09.2014;
- от ответчика: Кузнецов А.С. по доверенности от 17.12.2013, Грицай В.В. по доверенности от 17.12.2013;
- установил:
публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экологический фактор" о взыскании задолженности в размере 30.011.507 руб. 37 коп., образовавшейся в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору N 01.002847 ТЭ от 01.03.2011, а также начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1.805.592 руб. 41 коп. и с 01.06.2015 по дату фактического исполнения обязательств.
К совместному рассмотрению с первоначально заявленными требованиями принято встречное исковое заявление ООО "Управляющая компания Экологический фактор" к ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 1.194.101 руб. 80 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 96.399 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2016 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 01.04.2016, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2016 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (ранее - ОАО "МОЭК") и ответчиком заключен договор теплоснабжения N 01.002847 ТЭ от 01.03.2011, по условиям которого истец обязался подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, горячего водоснабжения (подогрев), вентиляции, кондиционирования, сушки (далее - тепловая энергия), а ответчик оплачивать принятую тепловую энергию в размере порядке и сроки, установленные договором.
В соответствии с п. 1.2 договора, сторонами согласованы точки поставки в приложении N 1.
Пунктом 3.1 договора установлено, что учет тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя и Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что количество потребленной ответчиком тепловой энергии за период с января по декабрь 2014 года, включительно, в размере 37154,002 Гкал и горячей воды в количестве 277 647,987 куб. м определено истцом, согласно исковому заявлению, на основании показаний приборов учета.
В силу положений п. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решениями Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2014 по делу N А40-110257/12, от 04.06.2014 по делу N А40-120310/2013, вступившими в законную силу, признаны недействительными пункты 2.3, 5.2.3., 3.2., 3.3., 6.8.1., 6.9.3., 6.9.4., 6.9.5 договора теплоснабжения N 01.002847 ТЭ от 01.03.2011, как противоречащие ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В силу положений ст. ст. 309, 310, 539, 541 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. Однако порядок определения объема энергии в случае отсутствия приборов учета в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Положения ст. 544 ГК РФ предусматривают возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии в законе, иных правовых актах или соглашении сторон, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами-гражданами, использующими ее для бытового потребления.
Следовательно, подлежащее оплате количество энергии при отсутствии приборов учета должно определяться не диспозитивной нормой п. 1 ст. 544 ГК РФ, а императивным правилом ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
Исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, т.к. составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.
По условиям договора теплоснабжения расчетным периодом является календарный месяц.
Оплата за отопление собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного дома осуществляется в течение 12 месяцев календарного года.
Договор между сторонами предусматривает иной период расчетов за тепловую энергию (7 месяцев).
В силу подпунктов "а" и "б" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета размер оплаты за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которым установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Таким образом, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами, в которых отсутствует общедомовой прибор учета, должен производиться по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в соответствии со статьей 159 ЖК РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению") предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года. (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году, а не наоборот).
В то же время, определяя нагрузки по нормативу, ответчик правильно производит расчет годового норматива путем умножения норматива на 7 месяцев отопительного сезона и деления его (для населения) на 12 расчетных месяцев в году.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Правительство Москвы в постановлении от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установило, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
При отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии для ежемесячных расчетов должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Норматив на отопление кв. м общей площади жилья в месяц рассчитан и утвержден исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями.
В связи с изложенным, расчет истца, которым порядок расчетов между теплоснабжающей организацией и абонентом предусмотрен только за отопительный период и размер платы за коммунальный ресурс - тепловую энергию на отопление определен по объему, рассчитанному по нормативным нагрузкам с использованием методики применения коэффициента 12/7, является необоснованным.
Суд первой инстанции правильно установил, что расчет ответчика проверен соответствует представленным в материалы дела доказательствам и установленному нормативными актами порядку расчетов.
Платежными поручениями, копии которых представлены в материалы дела, ответчиком произведена оплата потребленного в спорный период ресурса в виде тепловой энергии и горячей воды в размере 72.265.848 руб. 34 коп., при этом стоимость такого ресурса, согласно представленному ответчиком расчету, составляет 71.071.746 руб. 54 коп.
Суд первой инстанции правильно указал, поскольку отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
С учетом положений ст. 1102 ГК РФ суд первой инстанции удовлетворил требования истца по встречному иску, поскольку судом установлен факт переплаты ответчиком за потребленный в спорный период коммунальный ресурс, полученные истцом денежные средства в размере 1.194.101 руб. 80 коп., по смыслу положений ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ, являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.
На сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств, т.е. за период с 25.12.2014 по 30.10.2015 в размере 96.399 руб. 39 коп.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе об ошибочности расчета, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку постановление Правительства Москвы от 14.07.15 N 435-ПП вступило в силу с 15.07.15, т.е. по истечении спорного периода. Более того, действие указанного постановления на период до его принятия (п. 2) Определением Верховного суда от 28 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-19 признано недействующим.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 01.04.2016.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2016 по делу N А40-158357/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА
Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Г.Н.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2016 N 09АП-24155/2016 ПО ДЕЛУ N А40-158357/15
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2016 г. N 09АП-24155/2016
Дело N А40-158357/15
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н,
судей Алексеевой Е.Б., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2016
по делу N А40-158357/15, принятое судьей Филиной Е.Ю. (шифр судьи: 142-1307)
по иску публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к обществу с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР" (ОГРН 1097746677005, адрес: 109542, г. Москва, проспект Рязанский, д. 86/1, стр. 3, офис 18А)
о взыскании
и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР"
к публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Войнова М.В. по доверенности от 16.09.2014;
- от ответчика: Кузнецов А.С. по доверенности от 17.12.2013, Грицай В.В. по доверенности от 17.12.2013;
- установил:
публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экологический фактор" о взыскании задолженности в размере 30.011.507 руб. 37 коп., образовавшейся в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору N 01.002847 ТЭ от 01.03.2011, а также начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1.805.592 руб. 41 коп. и с 01.06.2015 по дату фактического исполнения обязательств.
К совместному рассмотрению с первоначально заявленными требованиями принято встречное исковое заявление ООО "Управляющая компания Экологический фактор" к ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 1.194.101 руб. 80 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 96.399 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2016 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 01.04.2016, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2016 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (ранее - ОАО "МОЭК") и ответчиком заключен договор теплоснабжения N 01.002847 ТЭ от 01.03.2011, по условиям которого истец обязался подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, горячего водоснабжения (подогрев), вентиляции, кондиционирования, сушки (далее - тепловая энергия), а ответчик оплачивать принятую тепловую энергию в размере порядке и сроки, установленные договором.
В соответствии с п. 1.2 договора, сторонами согласованы точки поставки в приложении N 1.
Пунктом 3.1 договора установлено, что учет тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя и Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что количество потребленной ответчиком тепловой энергии за период с января по декабрь 2014 года, включительно, в размере 37154,002 Гкал и горячей воды в количестве 277 647,987 куб. м определено истцом, согласно исковому заявлению, на основании показаний приборов учета.
В силу положений п. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решениями Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2014 по делу N А40-110257/12, от 04.06.2014 по делу N А40-120310/2013, вступившими в законную силу, признаны недействительными пункты 2.3, 5.2.3., 3.2., 3.3., 6.8.1., 6.9.3., 6.9.4., 6.9.5 договора теплоснабжения N 01.002847 ТЭ от 01.03.2011, как противоречащие ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В силу положений ст. ст. 309, 310, 539, 541 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. Однако порядок определения объема энергии в случае отсутствия приборов учета в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Положения ст. 544 ГК РФ предусматривают возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии в законе, иных правовых актах или соглашении сторон, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами-гражданами, использующими ее для бытового потребления.
Следовательно, подлежащее оплате количество энергии при отсутствии приборов учета должно определяться не диспозитивной нормой п. 1 ст. 544 ГК РФ, а императивным правилом ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
Исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, т.к. составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.
По условиям договора теплоснабжения расчетным периодом является календарный месяц.
Оплата за отопление собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного дома осуществляется в течение 12 месяцев календарного года.
Договор между сторонами предусматривает иной период расчетов за тепловую энергию (7 месяцев).
В силу подпунктов "а" и "б" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета размер оплаты за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которым установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Таким образом, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами, в которых отсутствует общедомовой прибор учета, должен производиться по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в соответствии со статьей 159 ЖК РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению") предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года. (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году, а не наоборот).
В то же время, определяя нагрузки по нормативу, ответчик правильно производит расчет годового норматива путем умножения норматива на 7 месяцев отопительного сезона и деления его (для населения) на 12 расчетных месяцев в году.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Правительство Москвы в постановлении от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установило, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
При отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии для ежемесячных расчетов должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Норматив на отопление кв. м общей площади жилья в месяц рассчитан и утвержден исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями.
В связи с изложенным, расчет истца, которым порядок расчетов между теплоснабжающей организацией и абонентом предусмотрен только за отопительный период и размер платы за коммунальный ресурс - тепловую энергию на отопление определен по объему, рассчитанному по нормативным нагрузкам с использованием методики применения коэффициента 12/7, является необоснованным.
Суд первой инстанции правильно установил, что расчет ответчика проверен соответствует представленным в материалы дела доказательствам и установленному нормативными актами порядку расчетов.
Платежными поручениями, копии которых представлены в материалы дела, ответчиком произведена оплата потребленного в спорный период ресурса в виде тепловой энергии и горячей воды в размере 72.265.848 руб. 34 коп., при этом стоимость такого ресурса, согласно представленному ответчиком расчету, составляет 71.071.746 руб. 54 коп.
Суд первой инстанции правильно указал, поскольку отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
С учетом положений ст. 1102 ГК РФ суд первой инстанции удовлетворил требования истца по встречному иску, поскольку судом установлен факт переплаты ответчиком за потребленный в спорный период коммунальный ресурс, полученные истцом денежные средства в размере 1.194.101 руб. 80 коп., по смыслу положений ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ, являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.
На сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств, т.е. за период с 25.12.2014 по 30.10.2015 в размере 96.399 руб. 39 коп.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе об ошибочности расчета, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку постановление Правительства Москвы от 14.07.15 N 435-ПП вступило в силу с 15.07.15, т.е. по истечении спорного периода. Более того, действие указанного постановления на период до его принятия (п. 2) Определением Верховного суда от 28 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-19 признано недействующим.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 01.04.2016.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2016 по делу N А40-158357/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА
Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Г.Н.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)