Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от товарищества собственников жилья "Надежда": Беленькой О.С., представителя по доверенности от 01.10.2017 N 07 (сроком на один год); Волкова В.В. представителя по доверенности от 06.06.2017 (на три года);
- от Управления регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 2 (сроком по 31.12.2017);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда"
на решение от 06.07.2017
по делу N А73-3116/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению товарищества собственников жилья "Надежда" (ОГРН 1122709002294; ИНН 2704021829)
к Управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236; ИНН 2721196900)
о признании незаконным и отмене постановления
товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление; административный орган) от 16.02.2017 N П2016-13-0028.
Решением суда от 06.07.2017 предписание Управления от 16.02.2017 П2016-13-0028 в части указания провести корректировку расчета платы за отопление за январь 2017 года в соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань, признано незаконным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции: в части удовлетворения заявленных требований установил, что расчет платы за коммунальную услугу отопления в январе 2017 года сделан с учетом площади всего дома; в части отказа в удовлетворении заявленных требований пришел к следующим выводам: в рассматриваемом деле расчет платы за коммунальную услугу отопления в отопительный период 2016-2017 гг. производился между жилыми помещениями, оборудованными централизованной системой отопления с исключением из расчета площади жилых помещений с оборудованной альтернативной системой обогрева, переход на отопление по которой прямо запрещен частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.10.2010 N 190-ФЗ (данный запрет установлен в целях сохранения всего жилого здания), и что является нарушением Правил N 354.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Надежда" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в признании незаконным предписания Управления отменить и принять новый судебный акт о признании в указанной части данного предписания незаконным.
Заявитель жалобы, ссылается на нарушения Управлением Федерального закона N 294-ФЗ (не ясны основания проведения проверки, ТСЖ "Надежда" уведомлено о ней менее чем за 24 часа), ТСЖ "Надежда" своевременно отреагировало на поступившее обращение гражданина от 27.12.2016; согласно протоколу голосования собственников дома - эти лица вносят плату за коммунальные услуги отопления и горячее водоснабжение напрямую в ресурсоснабжающую организацию; ТСЖ "Надежда" считает ссылку суда на положения части 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ необоснованной.
Также к апелляционной жалобе ТСЖ "Надежда" приложены экземпляры судебной практики.
В дополнении к апелляционной жалобе, представленном в суд до начала судебного заседания, ТСЖ, в том числе приводит анализ норм ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, п 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307, и также настаивает на отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Судебное заседание проходит в режиме видеоконференц-связи, обеспечивает которую Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.
В судебном заседании представители ТСЖ "Надежда" поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней в полном объеме, дав по ним пояснения, просили решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления отклонила доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, приложенные к апелляционной жалобе экземпляры документов (судебную практику) вернул представителю ТСЖ в зале судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от участвующих в деле лиц не поступило.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Надежда" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань.
Советско-Гаванским отделом государственного жилищного надзора управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на основании распоряжения заместителя начальника Управления от 08.02.2017 N 241-р проведена внеплановая выездная проверка в целях соблюдения ТСЖ "Надежда" обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами. Основанием вынесения распоряжения явилось обращение гражданина от 27.12.2016 за N Л-12442ж/1.
По результатам выездной проверки Управлением установлено, что расчет платы за коммунальную услугу отопление в отопительный период 2016-2017 производится между жилыми помещениями, оборудованными централизованной системой отопления, с исключением из расчета площади жилых помещений с оборудованной альтернативной системой обогрева, что является нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
ТСЖ "Надежда" выдано предписание N П2016-13-0028 от 16.02.2017, согласно которому заявителю надлежит в срок до 10.03.2017 устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке: провести корректировку расчета платы за коммунальную услугу отопление за период октябрь 2016 года - январь 2017 года в соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам N 354, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Надежда" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав положения статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), установив, что основанием вынесения распоряжения для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Надежда" явилось обращение гражданина, зарегистрированное за N Л-12442ж/1 от 27.12.2016 (заявление гражданина, жильца дома N 8 по ул. Советская поступило в Прокуратуру Советско-Гаванского муниципального района 30.11.2016 - гражданин просил провести проверку правильности начисления платы за отопление ввиду того, что она рассчитывается не на всех жильцов), суд первой инстанции правомерно определил, что у Управления имелись законные основания для проведения проверки, при этом в силу прямого указания части 4.2 статьи 20 ЖК РФ согласования с органами прокуратуры о проведении внеплановой проверки в данном случае не требовалось, соответственно Управление действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Также, руководствуясь положениями части 1 статьи 13, частей 1 и 2 статьи 14, частей 1, 2, 4 статьи 16, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, исследовав обстоятельства проведения проверки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соблюдении Управлением правил проведения внеплановой проверки в отношении ТСЖ "Надежда".
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В акте проверки от 16.02.2017 N П2016-13-0028 инспектор указала исследуемые документы: копии сальдовых ведомостей за период октябрь 2016 года - январь 2017 года, копии архивов за период с октября 2016 года по январь 2017 года, технический паспорт многоквартирного дома N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань.
Пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не содержит обязательного указания в акте всех исследованных в ходе проведения проверки документов, выводы, изложенные в акте, расчеты заявителем не оспариваются, за исключением перерасчета отопления за январь 2017 года. По мнению заявителя, расчет отопления в январе производится с соблюдением требований законодательства.
В ходе изучения представленных документов выявлено, что многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Согласно предъявленному во время проверки техническому паспорту на многоквартирный дом N 8 общая площадь жилых помещений, в том числе полезная площадь составляет 4 877, 2 кв. м, 90 квартир. Централизованная система отопления сохранена на площади 2 375,6 кв. м.
По результатам выездной проверки на основании представленного технического паспорта, сальдовых ведомостей, квитанций на оплату коммунальных услуг Управлением установлено, что расчет платы за коммунальную услугу отопление в отопительный период 2016-2017 гг. производится между жилыми помещениями, оборудованными централизованной системой отопления, за исключением из расчета площади жилых помещений с оборудованной альтернативной системой обогрева, что является нарушением Правил Правила N 354.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.10.2010 N 190-ФЗ) предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил N 354 порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (указанная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ 15-198).
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 26 ЖК РФ обязательным доказательством для осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (пункт 1 статьи 28 ЖК РФ).
Суд первой инстанции отметил, что заявитель не представил, в нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательства, подтверждающие устройство автономной системы теплоснабжения в части квартир многоквартирного дома N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань, в соответствии с установленным законом порядком.
Новый технический паспорт многоквартирного дома, не представленный во время проведения выездной внеплановой проверки (был представлен старый технический паспорт), выписка из которого приобщена заявителем к материалам настоящего дела, не подтверждает соблюдение установленного законом порядка устройства автономной системы теплоснабжения части квартир многоквартирного дома.
Переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Кроме того, такие действия, применительно к конкретным обстоятельствам, могут рассматриваться как злоупотребление лица, их совершившего, правом в части общедомовой системы отопления.
В отсутствие в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа таких радиаторов с соблюдением установленного порядка, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась. В ином случае оснований для освобождения от оплаты коммунальной услуги теплоснабжения не имеется.
Таким образом, учитывая технические особенности поставки теплового ресурса в многоквартирный дом, установка в конкретном помещении автономной системы теплоснабжения при условии подключения дома к централизованной системе отопления (согласно сведениям сайта "Реформа ЖКХ" дом N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань имеет центральную систему теплоснабжения) не влечет прекращения отношений по теплоснабжению и не освобождает потребителя от его обязанности по оплате за потребляемую тепловую энергию.
Пункт 40 Правил N 354 предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем, в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается, исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади (правовая позиция, изложенная в решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N АКПИ13-1157).
В соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле:
д i Т
P = V х S х Т
i --
S
об
где: V{\super д - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; T{\super т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что предписание Управлению следовало выдавать ООО "Расчетно-кассовый центр" судом правомерно отклонено ввиду следующего.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (часть 3). Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
Согласно пунктам 2 - 13 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
В силу пунктов 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг выступает товарищество собственников жилья.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Представитель ТСЖ "Надежда" в судебном заседании пояснил, что договор на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией не заключен.
В силу пункта 2 "Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 "Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 35 Постановления N 22 от 27.06.2017 (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 22 от 27.06.2017) приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг (пункт 32 Постановление Пленума ВС РФ N 22 от 27.06.2017).
Муниципальное общество с ограниченной ответственностью "Советско-Гаванские тепловые сети" выставляет ТСЖ "Надежда" счет-фактуры на оплату тепловой энергии, в квитанциях на оплату коммунальных услуг, выставляемых потребителям, в качестве исполнителя указано ТСЖ "Надежда" и его банковские реквизиты.
ТСЖ, осуществляющее на основании договора деятельность по управлению многоквартирным домом, и является исполнителем коммунальных услуг.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи (пункт 31 Правил N 354).
Таким образом, в силу подпункта "г" пункта 31 Правил N 354 производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, а также при необходимости производить перерасчет обязан исполнитель.
13.06.2012 между ТСЖ "Надежда" (принципал) и ООО "Расчетно-кассовый центр" (агент) заключен агентский договор N Т/26-1/2012, в соответствии с пунктом 1.1 которого принципал, осуществляя в соответствии с законодательством функции управления многоквартирным домом, поручает агенту от имени и за счет принципала осуществлять расчеты по оплате жилищных и коммунальных услуг с учетом перерасчетов по объему и качеству.
В соответствии с пунктом 2.2 договора принципал обязуется ежемесячно до 25 числа месяца предоставлять агенту информацию и документы, необходимые для расчетов жилищных и коммунальных платежей: сведения о показаниях по общедомовым и индивидуальным приборам учета коммунальных услуг; сведения об установке, замене либо демонтаже приборов учета; документацию для внесения поправок (снятий) в расчеты платежей за не оказанные, не некачественно оказанные коммунальные услуги; иную необходимую для расчетов жилищных и коммунальных услуг информацию.
Принципал обязуется своевременно извещать агента о направляемых в ТСЖ правовых актах, надзорных, судебных, регистрационных, налоговых, иных уполномоченных государственных органов.
ТСЖ "Надежда" как лицо, ответственное за управление многоквартирным домом в соответствии с пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491, обязано в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. Паспорт многоквартирного дома относится к технической документации на многоквартирный дом.
Согласно пункту 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416. Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, в силу своего правового положения ТСЖ "Надежда" должно было не только своевременно вносить соответствующие изменения в техническую документацию многоквартирного дома, но и контролировать порядок начисления платежей за услуги ГВС и отопления, вносить соответствующие корректировки и представлять мотивированные возражения по порядку начисления указанных платежей.
Рассмотрев заявление товарищества в части не согласия с периодом произведения перерасчета платы за коммунальную услугу отопление за период с октября 2016 года по январь 2017, суд первой инстанции установил, что расчет платы за коммунальную услугу отопление в январе 2017 года сделан заявителем с учетом площади всего дома, поэтому в данной части признал оспариваемое предписание Управления незаконным (в этой части решение суда не обжалуется).
В остальном, на основании вышеприведенных обстоятельств и норм права действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что предписание законно, в связи с чем, отказал заявителю в удовлетворении его требований.
При изложенных обстоятельствах, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 июля 2017 года по делу N А73-3116/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2017 N 06АП-4856/2017 ПО ДЕЛУ N А73-3116/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. N 06АП-4856/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от товарищества собственников жилья "Надежда": Беленькой О.С., представителя по доверенности от 01.10.2017 N 07 (сроком на один год); Волкова В.В. представителя по доверенности от 06.06.2017 (на три года);
- от Управления регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 2 (сроком по 31.12.2017);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда"
на решение от 06.07.2017
по делу N А73-3116/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению товарищества собственников жилья "Надежда" (ОГРН 1122709002294; ИНН 2704021829)
к Управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236; ИНН 2721196900)
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление; административный орган) от 16.02.2017 N П2016-13-0028.
Решением суда от 06.07.2017 предписание Управления от 16.02.2017 П2016-13-0028 в части указания провести корректировку расчета платы за отопление за январь 2017 года в соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань, признано незаконным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции: в части удовлетворения заявленных требований установил, что расчет платы за коммунальную услугу отопления в январе 2017 года сделан с учетом площади всего дома; в части отказа в удовлетворении заявленных требований пришел к следующим выводам: в рассматриваемом деле расчет платы за коммунальную услугу отопления в отопительный период 2016-2017 гг. производился между жилыми помещениями, оборудованными централизованной системой отопления с исключением из расчета площади жилых помещений с оборудованной альтернативной системой обогрева, переход на отопление по которой прямо запрещен частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.10.2010 N 190-ФЗ (данный запрет установлен в целях сохранения всего жилого здания), и что является нарушением Правил N 354.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Надежда" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в признании незаконным предписания Управления отменить и принять новый судебный акт о признании в указанной части данного предписания незаконным.
Заявитель жалобы, ссылается на нарушения Управлением Федерального закона N 294-ФЗ (не ясны основания проведения проверки, ТСЖ "Надежда" уведомлено о ней менее чем за 24 часа), ТСЖ "Надежда" своевременно отреагировало на поступившее обращение гражданина от 27.12.2016; согласно протоколу голосования собственников дома - эти лица вносят плату за коммунальные услуги отопления и горячее водоснабжение напрямую в ресурсоснабжающую организацию; ТСЖ "Надежда" считает ссылку суда на положения части 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ необоснованной.
Также к апелляционной жалобе ТСЖ "Надежда" приложены экземпляры судебной практики.
В дополнении к апелляционной жалобе, представленном в суд до начала судебного заседания, ТСЖ, в том числе приводит анализ норм ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, п 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307, и также настаивает на отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Судебное заседание проходит в режиме видеоконференц-связи, обеспечивает которую Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.
В судебном заседании представители ТСЖ "Надежда" поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней в полном объеме, дав по ним пояснения, просили решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления отклонила доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, приложенные к апелляционной жалобе экземпляры документов (судебную практику) вернул представителю ТСЖ в зале судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от участвующих в деле лиц не поступило.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Надежда" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань.
Советско-Гаванским отделом государственного жилищного надзора управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на основании распоряжения заместителя начальника Управления от 08.02.2017 N 241-р проведена внеплановая выездная проверка в целях соблюдения ТСЖ "Надежда" обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами. Основанием вынесения распоряжения явилось обращение гражданина от 27.12.2016 за N Л-12442ж/1.
По результатам выездной проверки Управлением установлено, что расчет платы за коммунальную услугу отопление в отопительный период 2016-2017 производится между жилыми помещениями, оборудованными централизованной системой отопления, с исключением из расчета площади жилых помещений с оборудованной альтернативной системой обогрева, что является нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
ТСЖ "Надежда" выдано предписание N П2016-13-0028 от 16.02.2017, согласно которому заявителю надлежит в срок до 10.03.2017 устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке: провести корректировку расчета платы за коммунальную услугу отопление за период октябрь 2016 года - январь 2017 года в соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам N 354, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Надежда" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав положения статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), установив, что основанием вынесения распоряжения для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Надежда" явилось обращение гражданина, зарегистрированное за N Л-12442ж/1 от 27.12.2016 (заявление гражданина, жильца дома N 8 по ул. Советская поступило в Прокуратуру Советско-Гаванского муниципального района 30.11.2016 - гражданин просил провести проверку правильности начисления платы за отопление ввиду того, что она рассчитывается не на всех жильцов), суд первой инстанции правомерно определил, что у Управления имелись законные основания для проведения проверки, при этом в силу прямого указания части 4.2 статьи 20 ЖК РФ согласования с органами прокуратуры о проведении внеплановой проверки в данном случае не требовалось, соответственно Управление действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Также, руководствуясь положениями части 1 статьи 13, частей 1 и 2 статьи 14, частей 1, 2, 4 статьи 16, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, исследовав обстоятельства проведения проверки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соблюдении Управлением правил проведения внеплановой проверки в отношении ТСЖ "Надежда".
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В акте проверки от 16.02.2017 N П2016-13-0028 инспектор указала исследуемые документы: копии сальдовых ведомостей за период октябрь 2016 года - январь 2017 года, копии архивов за период с октября 2016 года по январь 2017 года, технический паспорт многоквартирного дома N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань.
Пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не содержит обязательного указания в акте всех исследованных в ходе проведения проверки документов, выводы, изложенные в акте, расчеты заявителем не оспариваются, за исключением перерасчета отопления за январь 2017 года. По мнению заявителя, расчет отопления в январе производится с соблюдением требований законодательства.
В ходе изучения представленных документов выявлено, что многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Согласно предъявленному во время проверки техническому паспорту на многоквартирный дом N 8 общая площадь жилых помещений, в том числе полезная площадь составляет 4 877, 2 кв. м, 90 квартир. Централизованная система отопления сохранена на площади 2 375,6 кв. м.
По результатам выездной проверки на основании представленного технического паспорта, сальдовых ведомостей, квитанций на оплату коммунальных услуг Управлением установлено, что расчет платы за коммунальную услугу отопление в отопительный период 2016-2017 гг. производится между жилыми помещениями, оборудованными централизованной системой отопления, за исключением из расчета площади жилых помещений с оборудованной альтернативной системой обогрева, что является нарушением Правил Правила N 354.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.10.2010 N 190-ФЗ) предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил N 354 порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (указанная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ 15-198).
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 26 ЖК РФ обязательным доказательством для осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (пункт 1 статьи 28 ЖК РФ).
Суд первой инстанции отметил, что заявитель не представил, в нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательства, подтверждающие устройство автономной системы теплоснабжения в части квартир многоквартирного дома N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань, в соответствии с установленным законом порядком.
Новый технический паспорт многоквартирного дома, не представленный во время проведения выездной внеплановой проверки (был представлен старый технический паспорт), выписка из которого приобщена заявителем к материалам настоящего дела, не подтверждает соблюдение установленного законом порядка устройства автономной системы теплоснабжения части квартир многоквартирного дома.
Переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Кроме того, такие действия, применительно к конкретным обстоятельствам, могут рассматриваться как злоупотребление лица, их совершившего, правом в части общедомовой системы отопления.
В отсутствие в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа таких радиаторов с соблюдением установленного порядка, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась. В ином случае оснований для освобождения от оплаты коммунальной услуги теплоснабжения не имеется.
Таким образом, учитывая технические особенности поставки теплового ресурса в многоквартирный дом, установка в конкретном помещении автономной системы теплоснабжения при условии подключения дома к централизованной системе отопления (согласно сведениям сайта "Реформа ЖКХ" дом N 8 по ул. Советская в г. Советская Гавань имеет центральную систему теплоснабжения) не влечет прекращения отношений по теплоснабжению и не освобождает потребителя от его обязанности по оплате за потребляемую тепловую энергию.
Пункт 40 Правил N 354 предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем, в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается, исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади (правовая позиция, изложенная в решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N АКПИ13-1157).
В соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле:
д i Т
P = V х S х Т
i --
S
об
где: V{\super д - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; T{\super т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что предписание Управлению следовало выдавать ООО "Расчетно-кассовый центр" судом правомерно отклонено ввиду следующего.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (часть 3). Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
Согласно пунктам 2 - 13 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
В силу пунктов 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг выступает товарищество собственников жилья.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Представитель ТСЖ "Надежда" в судебном заседании пояснил, что договор на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией не заключен.
В силу пункта 2 "Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 "Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 35 Постановления N 22 от 27.06.2017 (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 22 от 27.06.2017) приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг (пункт 32 Постановление Пленума ВС РФ N 22 от 27.06.2017).
Муниципальное общество с ограниченной ответственностью "Советско-Гаванские тепловые сети" выставляет ТСЖ "Надежда" счет-фактуры на оплату тепловой энергии, в квитанциях на оплату коммунальных услуг, выставляемых потребителям, в качестве исполнителя указано ТСЖ "Надежда" и его банковские реквизиты.
ТСЖ, осуществляющее на основании договора деятельность по управлению многоквартирным домом, и является исполнителем коммунальных услуг.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи (пункт 31 Правил N 354).
Таким образом, в силу подпункта "г" пункта 31 Правил N 354 производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, а также при необходимости производить перерасчет обязан исполнитель.
13.06.2012 между ТСЖ "Надежда" (принципал) и ООО "Расчетно-кассовый центр" (агент) заключен агентский договор N Т/26-1/2012, в соответствии с пунктом 1.1 которого принципал, осуществляя в соответствии с законодательством функции управления многоквартирным домом, поручает агенту от имени и за счет принципала осуществлять расчеты по оплате жилищных и коммунальных услуг с учетом перерасчетов по объему и качеству.
В соответствии с пунктом 2.2 договора принципал обязуется ежемесячно до 25 числа месяца предоставлять агенту информацию и документы, необходимые для расчетов жилищных и коммунальных платежей: сведения о показаниях по общедомовым и индивидуальным приборам учета коммунальных услуг; сведения об установке, замене либо демонтаже приборов учета; документацию для внесения поправок (снятий) в расчеты платежей за не оказанные, не некачественно оказанные коммунальные услуги; иную необходимую для расчетов жилищных и коммунальных услуг информацию.
Принципал обязуется своевременно извещать агента о направляемых в ТСЖ правовых актах, надзорных, судебных, регистрационных, налоговых, иных уполномоченных государственных органов.
ТСЖ "Надежда" как лицо, ответственное за управление многоквартирным домом в соответствии с пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491, обязано в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. Паспорт многоквартирного дома относится к технической документации на многоквартирный дом.
Согласно пункту 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416. Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, в силу своего правового положения ТСЖ "Надежда" должно было не только своевременно вносить соответствующие изменения в техническую документацию многоквартирного дома, но и контролировать порядок начисления платежей за услуги ГВС и отопления, вносить соответствующие корректировки и представлять мотивированные возражения по порядку начисления указанных платежей.
Рассмотрев заявление товарищества в части не согласия с периодом произведения перерасчета платы за коммунальную услугу отопление за период с октября 2016 года по январь 2017, суд первой инстанции установил, что расчет платы за коммунальную услугу отопление в январе 2017 года сделан заявителем с учетом площади всего дома, поэтому в данной части признал оспариваемое предписание Управления незаконным (в этой части решение суда не обжалуется).
В остальном, на основании вышеприведенных обстоятельств и норм права действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что предписание законно, в связи с чем, отказал заявителю в удовлетворении его требований.
При изложенных обстоятельствах, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 июля 2017 года по делу N А73-3116/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)