Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Нурбаевой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "На Можайке 45, корпус 1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2016 по делу N А40-43846/16, принятое судьей Сизовой О.В. (84-378),
по заявлению ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
о признании незаконным и отмене предписания N Р-О-З-03344/1 от 18.02.2016 г.,
при участии:
- от заявителя: Кириллова О.А. по дов. от 03.08.2016;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- установил:
ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконным предписания -. N Р-О-З-03344/1 от 18.02.2016 г.
Решением от 30.05.2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 18.02.2016 г. было вынесено предписание Р-О-З-03344/1 об устранении нарушений, согласно которому заявителю предписано устранить следы протечек на стене и потолке на лестничной клетке между 16 и 15 этажами в подъезде 8, установить остекление дверных полотен на незадымляемых лестничных клетках в подъезде 8 на этажах 14, 12, 11,10,3, устранить повреждение остекления дверного полотна на незадымляемой лестничной клетке подъезда 8 на 9-м этаже, восстановить целостность и устранить повреждения коробок остекления дверных полотен на незадымляемых лестничных клетках в подъезде 8 на этажах 14, 12, 11, 10, 7,3, выполнить ремонт поврежденной напольной плитки на переходных балконах в подъезде 8 на этажах 12, 10. В случае замены, плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку, Устранить захламленность домашними и прочими вещами в приквартирных холлах подъезда 8 на этажах 11 и 10, установить экран радиатора на незадымляемой лестничной клетке 6-го этажа подъезда 8.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно утвержденному плану-графику на период с 11.01.2016 г. по 31.03.2016 г. за инспектором Лигай С.А. закреплен Можайский район.
Во исполнение указанного плана и с целью осуществления систематического наблюдения 18.02.2016 г. инспектором Лигай С.А. совместно с инспектором Максимовым В.Э. осуществлен осмотр общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: Можайское шоссе, д. 45, корпус 1. В ходе осмотра выявлены нарушения содержания общего имущества указанного дома, зафиксированные в акте осмотра и подтвержденные фотоматериалами.
Нарушения свидетельствуют о несоблюдении управляющей организацией п. п. 4.7.1, 4.8.10, 3.2.2, 3.2.16, 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Статьей 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника жилого помещения, где собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ; собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2).
В силу п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами должны быть указаны, в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Согласно п. п. 10, 11, 12, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома. Содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Как следует из материалов дела, ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" осуществляет Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Можайское шоссе, д. 45, корпус 1.
При таких данных, ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" должно нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию данного жилищного фонда.
Порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно главе 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и другие работы. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу, верно указал, что ТСЖ ошибочно утверждает, что в отношении товарищества проведена внеплановая выездная проверка.
Сотрудник Инспекции осуществлял систематическое наблюдение, закрепленное в плане-графике, утвержденное начальником Инспекции на определенный период.
Не состоятельна и ссылка на статью 27.8 КоАП РФ, так как в рамках проведенного мероприятия должностными лицами осмотрено общее имущество многоквартирного дома, а не имущество, принадлежащее заявителю как юридическому лицу.
Остальные доводы заявителя, изложенные им в апелляционной жалобе подлежат отклонению как не влияющие на предмет спора, поскольку имеют формальный характер, и по сути выражают несогласие с оценкой обстоятельств и доказательств дела, данных судом первой инстанции.
Таким образом, заинтересованным лицом обоснованно в адрес ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" выдано предписание от 18.02.2016 г. N Р-О-3-03344/1, которым в срок до 29.02.2016 г. предписано устранить выявленные нарушения содержания общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2016 по делу N А40-43846/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2016 N 09АП-37240/2016 ПО ДЕЛУ N А40-43846/16
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. N 09АП-37240/2016
Дело N А40-43846/16
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Нурбаевой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "На Можайке 45, корпус 1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2016 по делу N А40-43846/16, принятое судьей Сизовой О.В. (84-378),
по заявлению ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
о признании незаконным и отмене предписания N Р-О-З-03344/1 от 18.02.2016 г.,
при участии:
- от заявителя: Кириллова О.А. по дов. от 03.08.2016;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- установил:
ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконным предписания -. N Р-О-З-03344/1 от 18.02.2016 г.
Решением от 30.05.2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 18.02.2016 г. было вынесено предписание Р-О-З-03344/1 об устранении нарушений, согласно которому заявителю предписано устранить следы протечек на стене и потолке на лестничной клетке между 16 и 15 этажами в подъезде 8, установить остекление дверных полотен на незадымляемых лестничных клетках в подъезде 8 на этажах 14, 12, 11,10,3, устранить повреждение остекления дверного полотна на незадымляемой лестничной клетке подъезда 8 на 9-м этаже, восстановить целостность и устранить повреждения коробок остекления дверных полотен на незадымляемых лестничных клетках в подъезде 8 на этажах 14, 12, 11, 10, 7,3, выполнить ремонт поврежденной напольной плитки на переходных балконах в подъезде 8 на этажах 12, 10. В случае замены, плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку, Устранить захламленность домашними и прочими вещами в приквартирных холлах подъезда 8 на этажах 11 и 10, установить экран радиатора на незадымляемой лестничной клетке 6-го этажа подъезда 8.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно утвержденному плану-графику на период с 11.01.2016 г. по 31.03.2016 г. за инспектором Лигай С.А. закреплен Можайский район.
Во исполнение указанного плана и с целью осуществления систематического наблюдения 18.02.2016 г. инспектором Лигай С.А. совместно с инспектором Максимовым В.Э. осуществлен осмотр общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: Можайское шоссе, д. 45, корпус 1. В ходе осмотра выявлены нарушения содержания общего имущества указанного дома, зафиксированные в акте осмотра и подтвержденные фотоматериалами.
Нарушения свидетельствуют о несоблюдении управляющей организацией п. п. 4.7.1, 4.8.10, 3.2.2, 3.2.16, 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Статьей 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника жилого помещения, где собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ; собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2).
В силу п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами должны быть указаны, в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Согласно п. п. 10, 11, 12, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома. Содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Как следует из материалов дела, ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" осуществляет Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Можайское шоссе, д. 45, корпус 1.
При таких данных, ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" должно нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию данного жилищного фонда.
Порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно главе 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и другие работы. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу, верно указал, что ТСЖ ошибочно утверждает, что в отношении товарищества проведена внеплановая выездная проверка.
Сотрудник Инспекции осуществлял систематическое наблюдение, закрепленное в плане-графике, утвержденное начальником Инспекции на определенный период.
Не состоятельна и ссылка на статью 27.8 КоАП РФ, так как в рамках проведенного мероприятия должностными лицами осмотрено общее имущество многоквартирного дома, а не имущество, принадлежащее заявителю как юридическому лицу.
Остальные доводы заявителя, изложенные им в апелляционной жалобе подлежат отклонению как не влияющие на предмет спора, поскольку имеют формальный характер, и по сути выражают несогласие с оценкой обстоятельств и доказательств дела, данных судом первой инстанции.
Таким образом, заинтересованным лицом обоснованно в адрес ТСЖ "На Можайке, 45, корпус 1" выдано предписание от 18.02.2016 г. N Р-О-3-03344/1, которым в срок до 29.02.2016 г. предписано устранить выявленные нарушения содержания общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2016 по делу N А40-43846/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ
Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)