Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2016 N 11АП-6860/2016 ПО ДЕЛУ N А55-21842/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу N А55-21842/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис+" - Ерохина П.В. (доверенность от 20.06.2016),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис+",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-21842/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис+" (ОГРН 1076320025055, ИНН 6321196540), г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис+" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Жилсервис+") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ Самарской области) о признании недействительным предписания N ТАвз-216242 от 23.07.2015 (т. 1 л.д. 3-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2015 по делу N А55-21842/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 262-266).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 3-6).
Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании обращения, поступившего в Государственную жилищную инспекцию Самарской области (вх. N 10361-ц от 15.06.2015) на нарушение со стороны ООО УК "Жилсервис+" жилищного законодательства РФ в части начисления платы за горячее водоснабжение и отопление, а также нарушения ООО УК "Жилсервис+" обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в части отсутствия в платежных документах показаний коллективных приборов учета, предусмотренных пп. "е" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), жилищной инспекцией в отношении заявителя проведено внеплановое контрольно-надзорное мероприятие (проверка).
В ходе проведенной проверки жилищной инспекцией установлен факт нарушения со стороны ООО УК "Жилсервис+" жилищного законодательства РФ в части начисления платы за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление потребителям по адресу: г. Тольятти, бульвар Туполева, д. 11.
По результатам проведенной проверки жилищной инспекцией выдано ООО УК "Жилсервис+" предписание от 23.07.2015 N ТАвз-216242, согласно которому заявителю предписано в срок до 23.10.2015 устранить допущенные нарушения (л.д. 7-10).
Не согласившись с предписанием жилищной инспекции от 23.07.2015 N ТАвз-216242, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела видно, что ООО УК "Жилсервис+" осуществляет деятельность по управлению указанным многоквартирным домом на основании лицензии от 16.04.2015 N 63000048.
В соответствии с пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионным требованием к лицензиату является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется, в том числе, выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416).
Данные Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (пункт 1 Правил N 416).
В силу пункта 2 Правил N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандарта, предусматривающего организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: г. Тольятти, бульвар Туполева, 11 оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и отопления (узел учета позволяет фиксировать количество горячей воды, потребленной в доме в куб. м, количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в Гкал и количество тепловой энергии на нужды отопления в Гкал).
Относительно начисления платы за горячее водоснабжение установлено следующее.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель (м3) и компонента на тепловую энергию (Гкал).
Теплоноситель - это пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
Процесс химической очистки воды - это хлорирование, обессоливание, обескремнивание, натрийкатионирование, известкование и др.
Тепловая энергия - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги в настоящее время установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пунктам 38 и 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Правилами N 354 предусмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
На данный момент нормативы, установленные в соответствии с Правилами N 306 в Самарской области Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не утверждены.
Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата потребленной энергии осуществляется в соответствии с данными учета энергии.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод жилищной инспекции, что в случае, если многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения (теплосчетчиком), позволяющим фиксировать как количество горячей воды, потребленной в доме в м3, так и количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, потребленной в доме в Гкал, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 горячей воды определяется на основании показаний общедомового прибора учета.
Согласно представленной ООО УК "Жилсервис+" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги (исх. N 332 от 13.07.2015) и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за май и июнь 2015 года, выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, бульвар Туполева, д. 11 (по кв. 33, 79, 108) порядок расчета платы за горячее водоснабжение потребителям не соответствует требованиям статьи 157 ЖК РФ, так как управляющая организация при начислении платы за горячее водоснабжение не руководствуется показаниями общедомового прибора учета, а применяет норматив потребления тепловой энергии в размере 0,078 Гкал согласно Постановлению Мэра г. о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-1/п (в редакции Постановления Мэра г. о. Тольятти от 02.02.2010 N 212-п/1).
В ходе осуществления проверки в части начисления платы за отопление жилищной инспекцией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), за исключением пунктов, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы, за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.07.2016.
На основании изложенного, до 01.07.2016, в отношении коммунальной услуги по отоплению применяется порядок определения расчета платы за отопление, установленный Правилами N 307.
Согласно пункту 21 Правил N 307 плата за отопление рассчитывается равными долями в течение года (12 месяцев).
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), тарифа на тепловую энергию и общей площади квартиры.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в сторону увеличения или уменьшения (с учетом разницы размера платы за тепловую энергию, приходящуюся на жилое помещение в зависимости от его площади и общего размера платы за отопление в жилом помещении за прошедший год).
Согласно представленной ООО УК "Жилсервис+" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги (исх. N 332 от 13.07.2015) и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за май и июнь 2015 года, выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, бульвар Туполева, д. 11 (по кв. 33, 79, 108), расчет платы потребителям за услуги отопления производится не исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а по фактическим показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии (за вычетом объема тепловой энергии на нужды ГВС, рассчитанного по нормативу потребления тепловой энергии в размере 0,078 Гкал согласно Постановлению Мэра г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-1/п).
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод жилищной инспекции, что указанная методика расчетов, применяемая заявителем, не соответствует требованиям пункта 21 Правил N 307.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что выявленные жилищной инспекцией в ходе проверки нарушения подтверждены материалами дела.
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованной ссылку заявителя на Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 28.11.2007 N 3815-1/п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета", согласно которому для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета, установлены нормативы потребления коммунальных услуг: по водоснабжению, по водоотведению, по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, так как указанное Постановление утратило силу в связи с истечением срока его действия, установленного пунктом 5 данного документа.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной ссылку заявителя на письма Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.08.2012 N 15/3790, от 26.03.2013 N 15/1385, от 15.10.2012 N 15/4507, так как Министерство не наделено правомочиями по официальному толкованию норм действующего законодательства.
Представленный заявителем Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.10.2015 N 237 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.09.2012 N 207 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Самарской области" не может быть принят судом во внимание, так как указанный приказ не действовал на момент проверки.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при проведении проверки жилищная инспекция действовала в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в случае обнаружения в ходе проверки каких-либо нарушений со стороны юридического лица предписание по результатам проверки выдается в обязательном порядке.
Указанные выводы согласуются с правовым подходом, изложенным в Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2015 N Ф06-20380/2013 по делу N А55-17191/2014, от 01.09.2015 N Ф06-26262/2015 по делу N А55-23446/2014.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Установив фактические обстоятельства по рассматриваемому спору, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое заявителем предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 23.07.2015 N ТАвз-216242 соответствует положениям статьи 157 ЖК РФ, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Порядку определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Постановлению Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области".
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил суду доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка заявителя на судебные акты по делу N А55-15011/2014 является несостоятельной, так как обстоятельства, установленные по настоящему делу и по делу N А55-15011/2014, являются различными.
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 21.01.2016 N 69 государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО УК "Жилсервис+" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 21.01.2016 N 69 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-21842/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис+" (ОГРН 1076320025055, ИНН 6321196540), г. Тольятти, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 21 января 2016 года N 69 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)