Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город Сосенский", общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Козельского района", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" о признании недействующим приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 г. N 166 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области" (в редакции от 20 июля 2016 г.) в части, по апелляционной жалобе Министерства конкурентной политики Калужской области на решение Калужского областного суда от 7 февраля 2017 г., которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город Сосенский" Карпенко О.В., представителя Министерства конкурентной политики Калужской области Финакина А.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город Сосенский", общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Козельского района" обратились в Калужский областной суд с заявлением о признании не действующим приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 г. N 166 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области" (в редакции от 20 июля 2016 г.) (далее - приказ от 29 сентября 2015 г. N 166) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (приложение N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" обратилось в Калужский областной суд с заявлением об оспаривании тех же положений указанного нормативного правового акта.
Определением Калужского областного суда от 27 декабря 2016 г. административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В обоснование заявленного требования административные истцы указали, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат требованиям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, поскольку при расчете нормативов электроснабжения на общедомовые нужды в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, не включены площади технических этажей, чердаков, подвалов.
Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, оплата "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды возлагается на управляющие организации как исполнителей коммунальных услуг.
Следовательно, управляющие организации будут вынуждены оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
Решением Калужского областного суда от 7 февраля 2017 г. административные исковые заявления удовлетворены. Приложение N 3 к приказу от 29 сентября 2015 г. N 166 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство конкурентной политики Калужской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств.
Относительно апелляционной жалобы ООО УК "Город Сосенский" и прокуратура Калужской области представили отзыв и возражения.
В судебное заседание представители ООО "Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства", ООО "Управляющая компания Козельского района", ООО "Управляющая компания", Министерства строительства и ЖКХ Калужской области, ОАО "Калужская сбытовая компания", прокуратуры Калужской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с п. 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Калужской области органом, к полномочиям которого отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта являлось Министерство тарифного регулирования Калужской области (п. 3.6.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 01 марта 2013 г. N 111), которое реорганизовано в форме присоединения к Министерству конкурентной политики Калужской области на основании постановления Правительства Калужской области от 6 октября 2016 г. N 539.
Оспариваемым приказом от 29 сентября 2015 г. N 166 Министерство тарифного регулирования Калужской области утвердило нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды согласно приложению N 3 к приказу по категориям многоквартирных домов (т. 1 л.д. 121):
- п. 1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения - 1,8 кВт. ч в месяц на кв. метр;
- п. 2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения - 4,1 кВт. ч в месяц на кв. метр;
- п. 3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период - 2.7 кВт. ч в месяц на кв. метр;
- п. 4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода - 2.7 кВт. ч в месяц на кв. метр.
При утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды для категорий многоквартирных домов, указанных в п. 1 приложения N 3 применен метод аналогов, для категорий многоквартирных домов, указанных в п. п. 2 - 4 приложения N 3 применен расчетный метод (п. п. 2.4., 2.5 Приказа от 29 сентября 2015 г. N 166).
Приказ от 29 сентября 2015 г. N 166 опубликован 23 октября 2015 г. в газете "Весть", N 41 (165), вступил в законную силу с 1 декабря 2015 г.
Согласно информационному письму Министерства тарифного регулирования Калужской области при расчетах нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, министерством использовалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) согласно п. 27 приложения N 1 к Правилам N 306 (т. 2 л.д. 51 - 53).
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливались с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложения к данным правилам.
С 1 января 2017 г. нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода.
Пунктом 9, утратившим силу с 01 января 2017 г., приложения N 1 к Правилам N 306, было установлено, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением метода аналогов, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт. ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 10, приведенной в указанном пункте, включающей показатель Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Пунктом 37 приложения N 1 к Правилам N 306 в редакции, действовавшей до 01 января 2017 г., установлено, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением расчетного метода, величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт. ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, приведенной в указанном пункте, также включающей показатель Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Составляющая данных формул Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формулах 10 и 34 не раскрыта.
В пункте 27 приложения 1 к Правилам N 306 приведено определение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, только в целях расчета нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса (т. 1 л.д. 193 - 194).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Аналогичные нормы содержатся и в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что невключение регулирующим органом в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей технических этажей, чердаков, подвалов и лифтовых шахт противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства.
Суд первой инстанции также указал, что оспариваемые нормативы нарушают права административных истцов, поскольку объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, определяется по формуле 15, приведенной в пункте 17 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в качестве множителя.
Указанная позиция суда согласуется с разъяснениями, данными в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19, согласно которым в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (Sои), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (т. 1 л.д. 195 - 196).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного ответчика, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 30 марта 2017 г. N 46тд внесены изменения в оспариваемый приказ от 29 сентября 2015 г. N 166, приложение N 3 последнего изложено в новой редакции, утверждены новые нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, учитывая требования части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принимая во внимание, что Приложение N 3 к приказу N 166 в редакции от 20 июля 2016 г. на момент обращения административных истцов в суд являлось действующим, применялось в отношении административных истцов, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Калужского областного суда от 7 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства конкурентной политики Калужской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.06.2017 N 85-АПГ17-3
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. N 85-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город Сосенский", общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Козельского района", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" о признании недействующим приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 г. N 166 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области" (в редакции от 20 июля 2016 г.) в части, по апелляционной жалобе Министерства конкурентной политики Калужской области на решение Калужского областного суда от 7 февраля 2017 г., которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город Сосенский" Карпенко О.В., представителя Министерства конкурентной политики Калужской области Финакина А.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город Сосенский", общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Козельского района" обратились в Калужский областной суд с заявлением о признании не действующим приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 г. N 166 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области" (в редакции от 20 июля 2016 г.) (далее - приказ от 29 сентября 2015 г. N 166) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (приложение N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" обратилось в Калужский областной суд с заявлением об оспаривании тех же положений указанного нормативного правового акта.
Определением Калужского областного суда от 27 декабря 2016 г. административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В обоснование заявленного требования административные истцы указали, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат требованиям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, поскольку при расчете нормативов электроснабжения на общедомовые нужды в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, не включены площади технических этажей, чердаков, подвалов.
Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, оплата "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды возлагается на управляющие организации как исполнителей коммунальных услуг.
Следовательно, управляющие организации будут вынуждены оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
Решением Калужского областного суда от 7 февраля 2017 г. административные исковые заявления удовлетворены. Приложение N 3 к приказу от 29 сентября 2015 г. N 166 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство конкурентной политики Калужской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств.
Относительно апелляционной жалобы ООО УК "Город Сосенский" и прокуратура Калужской области представили отзыв и возражения.
В судебное заседание представители ООО "Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства", ООО "Управляющая компания Козельского района", ООО "Управляющая компания", Министерства строительства и ЖКХ Калужской области, ОАО "Калужская сбытовая компания", прокуратуры Калужской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с п. 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Калужской области органом, к полномочиям которого отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта являлось Министерство тарифного регулирования Калужской области (п. 3.6.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 01 марта 2013 г. N 111), которое реорганизовано в форме присоединения к Министерству конкурентной политики Калужской области на основании постановления Правительства Калужской области от 6 октября 2016 г. N 539.
Оспариваемым приказом от 29 сентября 2015 г. N 166 Министерство тарифного регулирования Калужской области утвердило нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды согласно приложению N 3 к приказу по категориям многоквартирных домов (т. 1 л.д. 121):
- п. 1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения - 1,8 кВт. ч в месяц на кв. метр;
- п. 2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения - 4,1 кВт. ч в месяц на кв. метр;
- п. 3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период - 2.7 кВт. ч в месяц на кв. метр;
- п. 4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода - 2.7 кВт. ч в месяц на кв. метр.
При утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды для категорий многоквартирных домов, указанных в п. 1 приложения N 3 применен метод аналогов, для категорий многоквартирных домов, указанных в п. п. 2 - 4 приложения N 3 применен расчетный метод (п. п. 2.4., 2.5 Приказа от 29 сентября 2015 г. N 166).
Приказ от 29 сентября 2015 г. N 166 опубликован 23 октября 2015 г. в газете "Весть", N 41 (165), вступил в законную силу с 1 декабря 2015 г.
Согласно информационному письму Министерства тарифного регулирования Калужской области при расчетах нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, министерством использовалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) согласно п. 27 приложения N 1 к Правилам N 306 (т. 2 л.д. 51 - 53).
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливались с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложения к данным правилам.
С 1 января 2017 г. нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода.
Пунктом 9, утратившим силу с 01 января 2017 г., приложения N 1 к Правилам N 306, было установлено, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением метода аналогов, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт. ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 10, приведенной в указанном пункте, включающей показатель Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Пунктом 37 приложения N 1 к Правилам N 306 в редакции, действовавшей до 01 января 2017 г., установлено, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением расчетного метода, величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт. ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, приведенной в указанном пункте, также включающей показатель Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Составляющая данных формул Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формулах 10 и 34 не раскрыта.
В пункте 27 приложения 1 к Правилам N 306 приведено определение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, только в целях расчета нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса (т. 1 л.д. 193 - 194).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Аналогичные нормы содержатся и в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что невключение регулирующим органом в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей технических этажей, чердаков, подвалов и лифтовых шахт противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства.
Суд первой инстанции также указал, что оспариваемые нормативы нарушают права административных истцов, поскольку объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, определяется по формуле 15, приведенной в пункте 17 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в качестве множителя.
Указанная позиция суда согласуется с разъяснениями, данными в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19, согласно которым в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (Sои), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (т. 1 л.д. 195 - 196).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного ответчика, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 30 марта 2017 г. N 46тд внесены изменения в оспариваемый приказ от 29 сентября 2015 г. N 166, приложение N 3 последнего изложено в новой редакции, утверждены новые нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, учитывая требования части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принимая во внимание, что Приложение N 3 к приказу N 166 в редакции от 20 июля 2016 г. на момент обращения административных истцов в суд являлось действующим, применялось в отношении административных истцов, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Калужского областного суда от 7 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства конкурентной политики Калужской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)