Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2016 N 06АП-2970/2016 ПО ДЕЛУ N А16-1867/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. N 06АП-2970/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания": Пустовойт Е.П., представитель по доверенности от 28.03.2016 N 79 АА 0134909;
- от Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области: Смирнова О.Ю., представитель по доверенности от 13.01.2016 N 27;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области
на решение от 25.04.2016
по делу N А16-1867/2015
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Осадчук О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания"
к Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области
о признании незаконными акта проверки от 03.09.2015 N 254, акта проверки от 12.11.2015 N 371, предписания от 07.09.2015 N 113/4, предписания от 18.11.2015 N 141/4
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области к государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (далее - жилищная инспекция, административный орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными предписаний от 07.09.2015 N 113/4, от 18.11.2015 N 141/4.
Решением суда от 25.04.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Предписания признаны недействительными в части обязания Общества выполнить в полном объеме перерасчет начисленной платы в многоквартирных домах поселка Бира по улицам: Приозерная, д. 7, д. 9, д. 11; Онищенко, д. 61; 40 лет Победы, д. 14, д. 25 за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за июнь и июль 2015.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Кроме того с жилищной инспекции в пользу Общества взысканы судебные расходы в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, жилищная инспекция обратилась с жалобой в апелляционный суд. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не полным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель жилищной инспекции на доводах жалобы настаивала, просила отменить решение суда в обжалуемой части.
Представитель Общества доводы жалобы отклонил, просил решение в обжалуемой части оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Кроме того выразил несогласие с решением суда в неудовлетворенной части заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившими обращениями граждан, Инспекцией в период с 21.08.2015 по 03.09.2015 в отношении ООО "Управляющая компания" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой 03.09.2015 составлен акт N 254, в котором отражены следующие нарушения:
- - обществом в нарушение подпункта "а" пункта 22 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пункта 38, подпункта "а" пункта 69 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), части 2 статьи 157 ЖК РФ для расчета платы для потребителей коммунальных услуг (холодное водоснабжение и водоотведение) в июне - июле 2015 года применена цена (тариф), отраженная в договоре ресурсоснабжения от 01.06.2015 N 21-р/2015, заключенном между ООО "Управляющая компания" и предпринимателем Лермонтовым А.С., который не имеет утвержденных тарифов;
- - плата за ремонт и содержание общего имущества, в том числе вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) начислялась обществом в июне - июле 2015 года в нарушение пунктов 28 и 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) с неточностями в указании площади жилых помещений ввиду отсутствия технической документации на МКД и карточек регистрации проживающих; в плату за ремонт и содержание общего имущества не входит плата за вывоз ТБО; тариф на вывоз ТБО определен без решения собственников МКД; - в платежных документах за июнь - июль 2015 года отсутствуют сведения о почтовом адресе жилых помещений в части указания населенного пункта.
07.09.2015 Инспекцией вынесено предписание N 113/4, которым Обществу предписано в срок до 12.10.2015 выполнить в полном объеме перерасчет начисленной платы в многоквартирных домах поселка Бира по улицам Приозерная, д. 7, д. 9, д. 11; Онищенко, д. 61; 40 лет Победы, д. 14, д. 25: за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за июнь и июль 2015 года; за содержание общего имущества; за вывоз твердых бытовых отходов.
12.11.2015 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания от 07.09.2015 N 113/4, в ходе которой установлено, что предписание Обществом не исполнено, в связи с чем, Обществу выдано новое предписание, согласно которому ООО "Управляющая компания" в срок до 10.12.2015 предписано выполнить в полном объеме перерасчет начисленной платы в многоквартирных домах поселка Бира по улицам Приозерная, д. 7, д. 9, д. 11; Онищенко, д. 61; 40 лет Победы, д. 14, д. 25: за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за июнь и июль 2015 года; за содержание общего имущества, за вывоз твердых бытовых отходов за июнь 2015 года.
Не согласившись с выданными предписаниями, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования частично, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Нормой пункта 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 названного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения много квартирного дома, включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "Управляющая компания" и собственниками жилых помещений МКД в п. Бира заключены договоры управления многоквартирным домом от 15.05.2015, согласно которым Обществом оказываются услуги по управлению. Выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, сторонами договора определен конкретный размер платы на содержание и текущий ремонт жилого дома (приложение N 1), в размере 16,07 рубля за кв. м.
Вместе с тем, в нарушение Правил N 491 в состав перечня услуг по содержанию и ремонту жилого дома не включена услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Данная услуга указана в приложении отдельной строкой, и стоимость составляет 3 рубля за кв. м.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что начисление платы по содержанию и текущему ремонту жилого дома собственникам в июне 2015 производилось ООО "Управляющая компания" при отсутствии: сведений о площади жилых помещений, технической документации и паспортного учета, необходимых для эксплуатации и содержания МКД и определения размера платы за ремонт и содержание общего имущества.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что требование выполнить в полном объеме перерасчет начисленной платы за содержание общего имущества, за вывоз твердых отходов, за июнь 2015, изложенное в предписании, является законным, соответствует действующему законодательству, не нарушает права Общества и не возлагает на него дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены законом.
Относительно требования о перерасчете в полном объеме начисленной платы в многоквартирных домах за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за июнь и июль 2015, апелляционным судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В спорный период отношения сторон регулировались Правилами N 307, Правилами N 354, а также Правилами, N 124.
На основании пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В силу подпункта "а" пункта 22 Правил стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Как следует из материалов дела между ООО "Управляющая компания" (абонент) и индивидуальным предпринимателем Лермонтовым А.С. (ресурсоснабжающая организация) 01.06.2015 заключен договор ресурсоснабжения N 21-р/2015 (далее - Договор ресурсоснабжения), в соответствии с которым Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать (отпускать) Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (на отопление и горячее водоснабжение), питьевую воду, принимать и отводить сточные воды.
Объектами Абонента, присоединенными к энергетическим сетям Ресурсоснабжающей организации и потребляющими ресурсы через энергопринимающие устройства, являются, в том числе, многоквартирные жилые дома, расположенные в п. Бира (п. 2.5 Договора ресурсоснабжения).
Разделом 4 Договора ресурсоснабжения установлены стоимость и порядок оплаты ресурсов.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора ресурсоснабжения стоимость коммунальных ресурсов рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения договора, составил 19,84 руб./куб. м; тариф на водоотведение, установленный на дату заключения договора составил 39,56 руб./куб. м.
Счета населению на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению выставлялись обществом, исходя из тарифов, установленных Ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.
Однако, как следует из материалов проверки, тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для ИП Лермонтова А.С. в установленном законом порядке не утверждались.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, Инспекцией не учтено что Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности на водных объектах муниципального образования "Бирского городского поселения" от 17.04.2015 N 7 принято решение о расторжении с 18 часов 00 минут 17.04.2015 с ООО "ТаЭр" договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению; о заключении с предпринимателем Лермонтовым А.С. договора на аренду муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Бирское городское поселение"; о заключении с 20 часов 00 минут 17.04.2015 с предпринимателем Лермонтовым А.С. договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
Таким образом, согласно указанному решению, обязанность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Бирского городского поселения с 17.04.2015 была возложена на индивидуального предпринимателя Лермонтова А.С.
В целях компенсации расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, предпринимателем были использованы тарифы, установленные приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 12.12.2013 N 45/2-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение ООО "ТаЭр" на территории муниципального образования "Бирское городское поселение" на 2014-2016 годы".
Согласно названному приказу ООО "ТаЭр" установлены следующие тарифы на период с 01.01.2015 по 30.06.2015, с 01.07.2015 по 31.12.2015: на питьевую воду - 19,84 руб./куб. м; на водоотведение - 39,56 руб./куб. м.
Согласно положениям статей 421, 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена услуги по холодному водоснабжению и водоотведению не является условием, в отношении которого между сторонами должно быть достигнуто соглашение, так как в отношении водоснабжения и водоотведения осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.
Вместе с тем, само по себе отсутствие тарифа для покупателя не препятствует заключению договора ресурсоснабжения.
Доказательств отсутствия оказания предпринимателем услуг по холодному водоснабжению и водоотведению для ООО "Управляющая компания" равно как и доказательств нарушения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных жилых домах п. Бира применением предпринимателем тарифов, установленных для ООО "ТаЭр", для оплаты аналогичных услуг инспекцией не представлено.
Кроме того судом по материалам дела установлено, что оказание предпринимателем услуг по холодному водоснабжению и водоотведению ООО "Управляющая компания" завершено 01.08.2015 ввиду заключения между ООО "Управляющая компания" и ООО "АНТАР ПЛЮС" договора ресурсоснабжения N Ol-p/2015.
Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 19.11.2015 N 33/12-п ООО "АНТАР ПЛЮС" установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на территории муниципального образования "Бирское городское поселение" на 2015-2017 годы. Тарифы введены в действие с 25.11.2015.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых предписаний в части перерасчета начисленной платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению принципу исполнимости, в связи с чем, требование в данной части правомерно удовлетворено, судом первой инстанции.
Довод заявителя жалобы о необоснованном установлении срока (21 день) для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, апелляционным судом отклоняется, поскольку установление данных сроков не ставится в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения.
Также отклоняется довод апеллянта о том, что на дату вынесения определения о принятии заявления к производству (23.12.2015), срок для обжалования предписаний истек (крайний день 09.12.2015), поскольку, как следует из материалов дела, заявление от Общества поступило в суд 26.11.2015, т.е. в пределах срока, предусмотренного для обжалования предписания.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 25.04.2016 по делу N А16-1867/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)