Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2017 N Ф07-5764/2017 ПО ДЕЛУ N А42-9864/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа о доначислении минимального налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и налога на прибыль.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Налог на прибыль организаций; Транспортный налог; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обстоятельства: Налоги начислены в связи с тем, что ТСЖ не учло в налоговой базе суммы, полученные от собственников помещений в многоквартирных домах за услуги (работы) по содержанию, техническому обслуживанию, капитальному ремонту общего имущества домов, а также плату за коммунальные услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N А42-9864/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В., при участии от товарищества собственников жилья "Старый Полярный" Куксовой А.А. (доверенность от 22.03.2017 N 105), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области Непочатовой А.Н. (доверенность от 21.12.2016 N 0721/14418), Тишининой Н.М. (доверенность от 21.12.2016 N 07-21/14377) и Долженко Т.А. (доверенность от 19.07.2017 N 07-12/10209), рассмотрев 20.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Старый Полярный" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2016 (судья Купчина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу N А42-9864/2014,

установил:

Товарищество собственников жилья "Старый Полярный", место нахождения: 184650, Мурманская область, город Полярный, улица Сивко, дом 4, ОГРН 1105110000093, ИНН 5116000979 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области, место нахождения: 184606, Мурманская область, город Североморск, улица Сгибнева, дом 13, ОГРН 1045100102080, ИНН 5110102371 (далее - Инспекция), от 11.09.2014 N 19-юр в части доначисления 517 615 руб. минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), и 3 809 693 руб. налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль), начисления соответствующих сумм пеней, а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость и на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на неполное исследование ими фактических обстоятельств дела, просит отменить решение от 08.12.2016 и постановление от 05.04.2017 и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, денежные средства, поступающие от собственников созданного им учреждения в оплату за коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома, не подлежат включению в налоговую базу на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); суды при разрешении спора фактически не рассмотрели по существу эпизод, касающийся определения налоговой базы, а также не выяснили, вследствие чего образовалась положительная разница между доходной и расходной частью. При этом Товарищество полагает, что Инспекция неправомерно включила в состав доходов, подлежащих налогообложению за 2012 год, 18 104 300 руб., полученных от администрации муниципального образования в счет оплаты пустующего жилья за 2010-2012 годы. Кроме того, Товарищество заявляет, что применяло УСН в связи с тем, что в 2010-2016 годах коммунальные платежи, поступающие от собственников помещений, согласно судебной практике считались целевыми поступлениями и не включались в налоговую базу. На основании изложенного, по мнению налогоплательщика, судами не учтено, что при определении налоговых обязательств по общей системе налогообложения за весь 2011 год у Товарищества образовывается отрицательная разница между доходами и расходами, что свидетельствует об убыточности его деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители налогового органа возражали против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция по результатам выездной налоговой проверки Товарищества за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 составила акт от 29.07.2014 N 02-О-15/19 и приняла решение от 11.09.2014 N 19-юр о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Товариществу доначислено 517 615 руб. минимального налога по УСН и 3 809 693 руб. налога на прибыль, а также начислено 795 192 руб. 76 коп. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов и несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц. Кроме того, Товарищество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122, статьей 123 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 1 917 615 руб. штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 10.12.2014 N 428 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Товарищества на решение налогового органа.
Товарищество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверена законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что в многоквартирных домах по улице Героев Североморцев, Котельной и Советской улиц, а также улице Сивко в городе Полярный создано товарищество собственников жилья "Старый Полярный", которое осуществляет управление данными многоквартирными домами.
В целях реализации уставных задач и для организации работы по эксплуатации принятого от собственников в управление имущества Товарищество заключило договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями и договоры с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги. В частности, с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "микрорайон Старый Полярный" заключен договор от 01.08.2010 N 33 на оказание услуг и работ по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений; с унитарным муниципальным теплоэнергетическим предприятием г. Полярный Мурманской области договор от 01.08.2010 N 448-2010 на поставку тепловой энергии в горячей воде через присоединенную сеть; с открытым акционерным обществом "Водопроводно-канализационное предприятие "Водоканал" договор от 24.01.2011 N П/11-19 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод; с открытым акционерным обществом "Мурманэнергосбыт" договор от 28.10.2011 N 24 на снабжение тепловой энергией в горячей воде. Товариществом также заключены с обществами с ограниченной ответственностью "КПФ "Партнер", "Ремсервис", "Жилсервис", "Энергосервис" и "Автотранссервис" договоры на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с заключенными Товариществом агентскими договорами с муниципальным унитарным предприятием "Расчетно-кассовый центр г. Полярный" и обществом с ограниченной ответственностью "Единый Расчетный Центр" (агенты) последние от имени и по поручению Товарищества осуществляли прием денежных средств от собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги и зачисляли их на счет ресурсоснабжающих организаций.
В 2011-2012 годах Товарищество применяло УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В ходе выездной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о необоснованном применении Товариществом УСН с III квартала 2011 года, поскольку налогоплательщиком превышен предельно допустимый размер дохода, позволяющий применять данный специальный налоговый режим.
Как указал налоговый орган, согласно представленным заявителем к проверке бухгалтерским документам, а также информации, полученной в порядке статьи 93.1 НК РФ и имеющейся в распоряжении Инспекции, подлежащие налогообложению доходы за 2011 год, составили 108 102 758 руб., в том числе 108 028 952 руб. за коммунальные услуги и 73 806 руб. - средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступившие на счет управляющей организации на финансирование проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Таким образом, по состоянию на 01.08.2011 сумма полученного Товариществом дохода составила 60 065 959 руб., что превышает предельный размер, установленный пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ.
Основанием для доначисления Товариществу по итогам проверки минимального налога по УСН за 2011 год и налога на прибыль за 2011 и 2012 годы послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно не учел в налоговой базе суммы, полученные от собственников помещений в многоквартирных домах за услуги (работы) по содержанию, техническому обслуживанию, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также плату за коммунальные услуги. При определении налоговых обязательств Товарищества по минимальному налогу по УСН и налогу на прибыль налоговым органом учтены расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, определенные на основании первичных документов, представленных налогоплательщиком.
Отклоняя довод Товарищества о том, что все средства, полученные им от собственников помещений, являются целевыми и не подлежат включению в налоговую базу при исчислении минимального налога по УСН и налога на прибыль, суды обоснованно исходили из следующего.
Товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности, предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества на основании членства в организации, другим собственникам помещений, не являющимся членами товарищества, на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества, заключаемых согласно пункту 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 этого Кодекса).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги предоставляются лицу, пользующемуся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющему коммунальные услуги - потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Допускаемая пунктом 3 названных Правил возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "б" пункта 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме, а также с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, и подрядчиками; его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 данного Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, согласно которому в рассматриваемом случае денежные средства, поступившие Товариществу от собственников помещений за оказанные услуги, не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку Товарищество является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у ресурсоснабжающих организаций для предоставления коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного дома, а также выступает исполнителем услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, платежи за коммунальные услуги, содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, поступившие от собственников помещений в многоквартирных домах Товариществу, должны учитываться в спорный период в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также включаться в состав доходов от реализации, учитываемых при налогообложении прибыли.
Ссылка подателя жалобы на то, что денежные средства, поступающие от собственников помещений в многоквартирном доме в оплату за коммунальных услуг и на содержание многоквартирного жилого дома, не подлежат включению в налоговую базу на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 251 НК РФ, не может быть принята во внимание.
Данный довод заявителя основан на неверном толковании норм налогового законодательства и направлен на иную оценку обстоятельств спора.
Кроме того, указанный довод не был заявлен в судах первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу.
Из содержания обжалуемых судебных актов усматривается, что установленные Инспекцией при определении налоговых обязательств Товарищества доходная и расходная часть, а также расчет подлежащего уплате по итогам проверки минимального налога по УСН и налога на прибыль, приведенный в оспариваемом решении налогового органа, проверены судами и признаны правильными.
Как следует из материалов дела, при доначислении налога по УСН за 2011 год Инспекцией было установлено, что с учетом поступлений от оказания жилищно-коммунальных услуг доход Товарищества составил 51 761 468 руб., а сумма расходов, уменьшающих доходы, - 51 441 200 руб.
Поскольку Товарищество находилось на специальном налоговом режиме только в течение шести месяцев 2011 года, а с III квартала 2011 года должно было уплачивать налоги по общей системе налогообложения как вновь созданная организация, его налоговым периодом применительно к УСН являются шесть месяцев 2011 года. По итогам указанного периода сумма исчисленного налога меньше минимального налога. Следовательно, Товарищество обязано уплатить минимальный налог в сумме 517 615 руб., так как налоговая база и сумма налога, подлежащего уплате, должны определяться им по состоянию на 30.06.2011.
Указанная правовая позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 02.07.2013 N 169/13.
Суды признали обоснованным выполненный Инспекцией расчет налога на прибыль за 2011 и 2012 годы, в котором налоговая база по этому налогу определена как положительная разница между стоимостью реализованных коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и расходами на их приобретение.
Как установили суды, по итогам проверки Инспекция пришла к выводу, что доходы, подлежащие налогообложению за 2012 год, составили 177 990 666 руб., которые включают в себя доходы от реализации товаров (работ, услуг) от арендаторов помещений, доходы, полученные за оказанные коммунальные услуги собственникам помещений, а также полученные Товариществом субсидии за пустующее и нераспределенное жилье.
Составленный Инспекцией и приведенный в оспариваемом решении расчет налоговой базы по налогу на прибыль и подлежащей уплате в бюджет суммы налога Товариществом в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
В силу положений статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции входит проверка законности судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильности применения норм материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод подателя жалобы о том, что налоговый орган неправомерно включил в состав доходов, подлежащих налогообложению, 18 104 300 руб., полученных от администрации муниципального образования в счет оплаты пустующего жилья за 2010-2012 годы, не был заявлен судам первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не был предметом исследования судов.
На основании изложенного указанный довод Товарищества не может быть принят во внимание и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для его проверки.
Иные доводы Товарищества не опровергают выводы судов, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и не являются достаточными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу N А42-9864/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Старый Полярный" - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.А.РОДИН

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
С.В.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)