Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителям отказано во включении жилого дома в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2017 г. гражданское дело по иску Тупко Александра Анатольевича, Тупко Анны Владимировны и Тупко Вячеслава Александровича к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании незаконными решений об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, и во включении в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, об обязании включить жилой дом в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, а их - в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,
по кассационной жалобе представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Близнюка Ивана Федоровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Близнюка И.Ф., представителя администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края по доверенности Азарова Д.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Тупко Александр Анатольевич, Тупко Анна Владимировна, Тупко Вячеслав Александрович 23 июля 2014 г. обратились в суд с иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., о признании незаконными решений администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенных в письмах от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641 и от 4 июля 2014 г. N 17-8/161, об отказе в предоставлении им социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома и единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого за частично утраченное в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., имущество первой необходимости.
Истцы также просили суд обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края включить жилой дом по адресу: <...>, исходя из общей поврежденной площади 71,1 кв. м в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., обязать включить их в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г.
В обоснование предъявленных требований Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. ссылались на то, что Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве долевой собственности принадлежит домовладение по адресу: <...>, общей площадью 71,1 кв. м, которое было повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшим в июле 2012 года на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края. Также было частично утрачено находящееся в данном доме имущество первой необходимости.
16 мая 2014 г. Тупко А.А. обратился в администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года. Тупко А.А. также было направлено заявление в администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края о предоставлении единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 6, 7 июля 2012 года.
В исковом заявлении Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. указывали, что решениями администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенными в письмах от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641 и от 4 июля 2014 г. N 17-8/161, им отказано в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого дома ввиду отсутствия заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту и в предоставлении единовременной финансовой помощи за утраченное имущество в связи с отсутствием утвержденного акта обследования имущества.
Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. считали такие отказы незаконными, полагая, что имеют право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., и единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 150 000 руб. на каждого, поскольку они являются гражданами Российской Федерации, оказались в зоне чрезвычайной ситуации, их местом жительства по состоянию на 6, 7 июля 2012 г. являлось находящееся у Тупко А.А. и Тупко В.А. в собственности жилое помещение, поврежденное в результате чрезвычайной ситуации и требующее капитального ремонта, и ими в результате этой чрезвычайной ситуации было частично утрачено имущество первой необходимости.
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 11 августа 2014 г. исковые требования Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. удовлетворены. Суд признал Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, признал незаконными решения администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенные в письмах от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641 и от 4 июля 2014 г. N 17-8/161, об отказе в предоставлении истцам социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома и единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Суд обязал администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем внесения жилого дома, расположенного по адресу: <...> общей поврежденной площадью 71,1 кв. м, принадлежащего Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, а также включить Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. в списки граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в связи с разрешением вопроса о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (далее также - МЧС Краснодарского края). Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции принял новое решение, которым удовлетворил исковые требования Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А.
Суд апелляционной инстанции признал Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, а также признал незаконными отказ администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края во включении жилого дома в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, изложенный в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, и отказ администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края во включении Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. в списки граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, изложенный в письме от 4 июля 2014 г. N 17-8/161.
Суд апелляционной инстанции обязал администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем внесения жилого дома по адресу: <...>, общей поврежденной площадью 71,1 кв. м принадлежащего Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, а также обязал включить Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Определением Крымского районного суда Краснодарского края от 9 марта 2017 г., вступившим в законную силу, МЧС Краснодарского края восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г.
В поданной представителем министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (до 1 января 2016 г. наименование - министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края) Близнюком И.Ф. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены, как незаконного, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. в части признания незаконным решения администрации Крымского городского поселения Краснодарского края, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, и обязания администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем включения жилого дома по адресу: <...>, общей поврежденной площадью 71,1 кв. м в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 24 мая 2017 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 17 августа 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истцы Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А., а также представитель ответчика - администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы Тупко А.А. и Тупко В.А. на основании договора купли-продажи от 30 декабря 1998 г. являются собственниками жилого дома общей площадью 71,1 кв. м по адресу: <...>, по 1/2 доли каждый. В данном домовладении зарегистрированы и проживают Тупко А.А. и Тупко А.В. - с 11 января 1999 г., Тупко В.А. - с 25 июля 2006 г.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июля 2012 г. N 588-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" в связи с наводнением на территории в том числе муниципального образования Крымский район Краснодарского края с 6 июля 2012 г. был введен режим чрезвычайной ситуации.
В результате этой чрезвычайной ситуации в зоне затопления оказалась улица Чапаева в г. Крымске Краснодарского края, что подтверждается выпиской из постановления администрации Крымского городского поселения Крымского района от 24 апреля 2014 г. N 559 "О внесении изменений в постановление администрации Крымского городского поселения Крымского района от 11 июля 2012 г. N 630 "Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения Крымского района в результате наводнения 7 июля 2012 г.".
16 мая 2014 г. Тупко А.А. обратился в администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <...>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года.
Решением главы Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенным в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, Тупко А.А. отказано в удовлетворении его заявления, поскольку им не были представлены сведения о принятии межведомственной комиссией решения о признании жилого дома по адресу: <...> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Тупко А.А. также было подано заявление в администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края о включении его и членов его семьи (Тупко А.В., Тупко В.А.) в списки граждан на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 6, 7 июля 2012 г.
Решением заместителя главы муниципального образования Крымский район Краснодарского края, изложенным в письме от 4 июля 2014 г. N 17-18/141, Тупко А.А. отказано в удовлетворении данного заявления, так как им не были представлены утвержденный первичный акт обследуемого частного жилого помещения и акт обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Экспертно-техническим заключением ООО "СОЭКС-КРЫМСК" от 22 июля 2014 г. N 026-018-14-356 по определению технического состояния объекта недвижимости - жилого дома (в том числе имущества, находящегося в нем), расположенного по адресу: <...>, заказчиками которого являются Тупко А.А. и Тупко В.А., установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшим в ночь с 6 на 7 июля 2012 года на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, несущие строительные конструкции (фундамент, стены) указанного выше домовладения подверглись динамическому воздействию, из-за размыва грунта под фундаментом произошла неравномерная осадка, использование дома по своему функциональному назначению невозможно без проведения капитального ремонта. Общая поврежденная площадь жилого дома, подлежащая капитальному ремонту, составляет 71 кв. м.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и принимая решение об удовлетворении исковых требований Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. о признании незаконным решения администрации Крымского городского поселения Краснодарского края, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, об отказе во включении жилого дома по адресу: <...>, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г., а также об обязании администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем включения указанного жилого дома в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 8 части 1 статьи 14, частями 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения администрации Крымского городского поселения Краснодарского края, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, об отказе Тупко А.А. в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, так как данное решение принято без учета всей совокупности обстоятельств, свидетельствующих, по мнению суда апелляционной инстанции, о неудовлетворительном состоянии принадлежащего истцам домовладения и о необходимости проведения его капитального ремонта. В обоснование этого вывода суд апелляционной инстанции сослался на экспертно-техническое заключение от 22 июля 2014 г. N 026-018-14-356, данное экспертом ООО "СОЭКС-КРЫМСК".
Суд апелляционной инстанции, полагая, что Тупко А.А. и Тупко В.А. имеют право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 года, и учитывая, что признание в установленном порядке жилых помещений подлежащими капитальному ремонту относится к компетенции органов местного самоуправления, обязал администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края включить жилой дом, расположенный по адресу: <...>, в перечень жилых помещении, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 17 июля 2012 г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" (далее - Указ Президента РФ от 17 июля 2012 г. N 1015).
Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность разработать и представить Президенту Российской Федерации программу по отселению жителей из зоны затопления в Крымском районе Краснодарского края, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья в населенных пунктах, пострадавших от наводнения, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру); определить порядок выделения этих средств. В случае необходимости решить вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство нового жилья взамен утраченного; предусмотреть комплекс мер по организации капитального ремонта, а в случае целесообразности - и строительства нового жилья взамен утраченного.
В целях реализации Указа Президента РФ от 17 июля 2012 г. N 1015 Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 2 августа 2012 г. N 1409-р о предоставлении из федерального бюджета бюджету Краснодарского края в 2012 году дополнительной финансовой помощи в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Краснодарского края 6 - 7 июля 2012 г., для проведения капитального ремонта поврежденного жилья исходя из стоимости ремонта 1 кв. м поврежденного жилья 5 тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) (пункт 1 данного Распоряжения).
Этим же Распоряжением администрации Краснодарского края предписано представить в Минрегион России список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи для проведения капитального ремонта поврежденного жилья (подпункт "а" пункта 2).
Главой администрации (губернатором) Краснодарского края 20 июля 2012 г. утверждено постановление N 830 "О предоставлении социальной выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений".
Пунктом 1 названного постановления (в редакции постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 августа 2012 г. N 891, от 13 августа 2012 г. N 910, от 22 марта 2013 N 271, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - обращения Тупко А.А. 16 мая 2014 г. к главе Крымского городского поселения Крымского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения) предусмотрено предоставление социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город- курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра поврежденного жилья 5 (пять) тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно жилое помещение, поврежденное от наводнения).
Этим же постановлением (пункт 2) утвержден Порядок предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года (далее также - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка он устанавливает порядок и определяет условия предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года (далее - граждане).
Социальная выплата предоставляется гражданам при условии, если в отношении жилых помещений, указанных в пункте 1 Порядка, в установленном порядке принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта (абзац первый пункта 2 Порядка).
Таким образом, обязательным условием реализации названными категориями граждан права на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденных в результате чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края в июле 2012 года жилых помещений является наличие принятого в установленном порядке решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее также - Положение (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 311, действовавшей на момент возникновения спорных отношений 16 мая 2014 г.)).
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
По смыслу приведенных нормативных положений, решение вопроса о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края в июле 2012 года, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о признании необходимости и возможности проведения ремонтно-восстановительных работ.
Суд апелляционной инстанции, полагая доказанной необходимость проведения капитального ремонта домовладения по адресу: <...>, и делая вывод о том, что Тупко А.А. и Тупко В.А. имеют право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район 6, 7 июля 2012 г., не учел положения нормативных актов, регулирующих спорные отношения, не применил норму, содержащуюся в абзаце первом пункта 2 Порядка предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июля 2012 г. N 830.
Суд апелляционной инстанции оставил без внимания отсутствие в материалах дела принятого в установленном порядке межведомственной комиссией решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного выше жилого дома, наличие которого является обязательным условием предоставления гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, ошибочно сославшись в обоснование своих выводов на экспертно-техническое заключение от 22 июля 2014 г., составленное экспертом ООО "СОЭКС-КРЫМСК".
Ввиду изложенного нельзя признать правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Тупко А.А. и Тупко В.А. имеют право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. в обжалуемой части нельзя признать законным, оно принято в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в обжалуемой части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых дается в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. отменить в части:
- признания незаконным решения администрации Крымского городского поселения Крымского района, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, об отказе во включении жилого дома в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту;
- обязания администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края включить жилой дом общей поврежденной площадью 71,1 кв. м по адресу: <...>, принадлежащий Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.09.2017 N 18-КГ17-140
Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании включить жилой дом в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителям отказано во включении жилого дома в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2017 г. N 18-КГ17-140
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2017 г. гражданское дело по иску Тупко Александра Анатольевича, Тупко Анны Владимировны и Тупко Вячеслава Александровича к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании незаконными решений об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, и во включении в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, об обязании включить жилой дом в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, а их - в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,
по кассационной жалобе представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Близнюка Ивана Федоровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Близнюка И.Ф., представителя администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края по доверенности Азарова Д.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Тупко Александр Анатольевич, Тупко Анна Владимировна, Тупко Вячеслав Александрович 23 июля 2014 г. обратились в суд с иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., о признании незаконными решений администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенных в письмах от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641 и от 4 июля 2014 г. N 17-8/161, об отказе в предоставлении им социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома и единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого за частично утраченное в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., имущество первой необходимости.
Истцы также просили суд обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края включить жилой дом по адресу: <...>, исходя из общей поврежденной площади 71,1 кв. м в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., обязать включить их в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г.
В обоснование предъявленных требований Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. ссылались на то, что Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве долевой собственности принадлежит домовладение по адресу: <...>, общей площадью 71,1 кв. м, которое было повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшим в июле 2012 года на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края. Также было частично утрачено находящееся в данном доме имущество первой необходимости.
16 мая 2014 г. Тупко А.А. обратился в администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года. Тупко А.А. также было направлено заявление в администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края о предоставлении единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 6, 7 июля 2012 года.
В исковом заявлении Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. указывали, что решениями администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенными в письмах от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641 и от 4 июля 2014 г. N 17-8/161, им отказано в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого дома ввиду отсутствия заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту и в предоставлении единовременной финансовой помощи за утраченное имущество в связи с отсутствием утвержденного акта обследования имущества.
Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. считали такие отказы незаконными, полагая, что имеют право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г., и единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 150 000 руб. на каждого, поскольку они являются гражданами Российской Федерации, оказались в зоне чрезвычайной ситуации, их местом жительства по состоянию на 6, 7 июля 2012 г. являлось находящееся у Тупко А.А. и Тупко В.А. в собственности жилое помещение, поврежденное в результате чрезвычайной ситуации и требующее капитального ремонта, и ими в результате этой чрезвычайной ситуации было частично утрачено имущество первой необходимости.
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 11 августа 2014 г. исковые требования Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. удовлетворены. Суд признал Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, признал незаконными решения администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенные в письмах от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641 и от 4 июля 2014 г. N 17-8/161, об отказе в предоставлении истцам социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома и единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Суд обязал администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем внесения жилого дома, расположенного по адресу: <...> общей поврежденной площадью 71,1 кв. м, принадлежащего Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, а также включить Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. в списки граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в связи с разрешением вопроса о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (далее также - МЧС Краснодарского края). Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции принял новое решение, которым удовлетворил исковые требования Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А.
Суд апелляционной инстанции признал Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, а также признал незаконными отказ администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края во включении жилого дома в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, изложенный в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, и отказ администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края во включении Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. в списки граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, изложенный в письме от 4 июля 2014 г. N 17-8/161.
Суд апелляционной инстанции обязал администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем внесения жилого дома по адресу: <...>, общей поврежденной площадью 71,1 кв. м принадлежащего Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, а также обязал включить Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. в список граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. на каждого в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Определением Крымского районного суда Краснодарского края от 9 марта 2017 г., вступившим в законную силу, МЧС Краснодарского края восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г.
В поданной представителем министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (до 1 января 2016 г. наименование - министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края) Близнюком И.Ф. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены, как незаконного, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. в части признания незаконным решения администрации Крымского городского поселения Краснодарского края, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, и обязания администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем включения жилого дома по адресу: <...>, общей поврежденной площадью 71,1 кв. м в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 24 мая 2017 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 17 августа 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истцы Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А., а также представитель ответчика - администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы Тупко А.А. и Тупко В.А. на основании договора купли-продажи от 30 декабря 1998 г. являются собственниками жилого дома общей площадью 71,1 кв. м по адресу: <...>, по 1/2 доли каждый. В данном домовладении зарегистрированы и проживают Тупко А.А. и Тупко А.В. - с 11 января 1999 г., Тупко В.А. - с 25 июля 2006 г.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июля 2012 г. N 588-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" в связи с наводнением на территории в том числе муниципального образования Крымский район Краснодарского края с 6 июля 2012 г. был введен режим чрезвычайной ситуации.
В результате этой чрезвычайной ситуации в зоне затопления оказалась улица Чапаева в г. Крымске Краснодарского края, что подтверждается выпиской из постановления администрации Крымского городского поселения Крымского района от 24 апреля 2014 г. N 559 "О внесении изменений в постановление администрации Крымского городского поселения Крымского района от 11 июля 2012 г. N 630 "Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения Крымского района в результате наводнения 7 июля 2012 г.".
16 мая 2014 г. Тупко А.А. обратился в администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <...>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года.
Решением главы Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, изложенным в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, Тупко А.А. отказано в удовлетворении его заявления, поскольку им не были представлены сведения о принятии межведомственной комиссией решения о признании жилого дома по адресу: <...> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Тупко А.А. также было подано заявление в администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края о включении его и членов его семьи (Тупко А.В., Тупко В.А.) в списки граждан на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 6, 7 июля 2012 г.
Решением заместителя главы муниципального образования Крымский район Краснодарского края, изложенным в письме от 4 июля 2014 г. N 17-18/141, Тупко А.А. отказано в удовлетворении данного заявления, так как им не были представлены утвержденный первичный акт обследуемого частного жилого помещения и акт обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Экспертно-техническим заключением ООО "СОЭКС-КРЫМСК" от 22 июля 2014 г. N 026-018-14-356 по определению технического состояния объекта недвижимости - жилого дома (в том числе имущества, находящегося в нем), расположенного по адресу: <...>, заказчиками которого являются Тупко А.А. и Тупко В.А., установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшим в ночь с 6 на 7 июля 2012 года на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, несущие строительные конструкции (фундамент, стены) указанного выше домовладения подверглись динамическому воздействию, из-за размыва грунта под фундаментом произошла неравномерная осадка, использование дома по своему функциональному назначению невозможно без проведения капитального ремонта. Общая поврежденная площадь жилого дома, подлежащая капитальному ремонту, составляет 71 кв. м.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и принимая решение об удовлетворении исковых требований Тупко А.А., Тупко А.В., Тупко В.А. о признании незаконным решения администрации Крымского городского поселения Краснодарского края, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, об отказе во включении жилого дома по адресу: <...>, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г., а также об обязании администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем включения указанного жилого дома в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 8 части 1 статьи 14, частями 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения администрации Крымского городского поселения Краснодарского края, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, об отказе Тупко А.А. в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, так как данное решение принято без учета всей совокупности обстоятельств, свидетельствующих, по мнению суда апелляционной инстанции, о неудовлетворительном состоянии принадлежащего истцам домовладения и о необходимости проведения его капитального ремонта. В обоснование этого вывода суд апелляционной инстанции сослался на экспертно-техническое заключение от 22 июля 2014 г. N 026-018-14-356, данное экспертом ООО "СОЭКС-КРЫМСК".
Суд апелляционной инстанции, полагая, что Тупко А.А. и Тупко В.А. имеют право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 года, и учитывая, что признание в установленном порядке жилых помещений подлежащими капитальному ремонту относится к компетенции органов местного самоуправления, обязал администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края включить жилой дом, расположенный по адресу: <...>, в перечень жилых помещении, подлежащих капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 17 июля 2012 г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" (далее - Указ Президента РФ от 17 июля 2012 г. N 1015).
Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность разработать и представить Президенту Российской Федерации программу по отселению жителей из зоны затопления в Крымском районе Краснодарского края, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья в населенных пунктах, пострадавших от наводнения, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру); определить порядок выделения этих средств. В случае необходимости решить вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство нового жилья взамен утраченного; предусмотреть комплекс мер по организации капитального ремонта, а в случае целесообразности - и строительства нового жилья взамен утраченного.
В целях реализации Указа Президента РФ от 17 июля 2012 г. N 1015 Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 2 августа 2012 г. N 1409-р о предоставлении из федерального бюджета бюджету Краснодарского края в 2012 году дополнительной финансовой помощи в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Краснодарского края 6 - 7 июля 2012 г., для проведения капитального ремонта поврежденного жилья исходя из стоимости ремонта 1 кв. м поврежденного жилья 5 тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) (пункт 1 данного Распоряжения).
Этим же Распоряжением администрации Краснодарского края предписано представить в Минрегион России список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи для проведения капитального ремонта поврежденного жилья (подпункт "а" пункта 2).
Главой администрации (губернатором) Краснодарского края 20 июля 2012 г. утверждено постановление N 830 "О предоставлении социальной выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений".
Пунктом 1 названного постановления (в редакции постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 августа 2012 г. N 891, от 13 августа 2012 г. N 910, от 22 марта 2013 N 271, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - обращения Тупко А.А. 16 мая 2014 г. к главе Крымского городского поселения Крымского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения) предусмотрено предоставление социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город- курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра поврежденного жилья 5 (пять) тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно жилое помещение, поврежденное от наводнения).
Этим же постановлением (пункт 2) утвержден Порядок предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года (далее также - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка он устанавливает порядок и определяет условия предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года (далее - граждане).
Социальная выплата предоставляется гражданам при условии, если в отношении жилых помещений, указанных в пункте 1 Порядка, в установленном порядке принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта (абзац первый пункта 2 Порядка).
Таким образом, обязательным условием реализации названными категориями граждан права на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденных в результате чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края в июле 2012 года жилых помещений является наличие принятого в установленном порядке решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее также - Положение (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 311, действовавшей на момент возникновения спорных отношений 16 мая 2014 г.)).
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
По смыслу приведенных нормативных положений, решение вопроса о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края в июле 2012 года, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о признании необходимости и возможности проведения ремонтно-восстановительных работ.
Суд апелляционной инстанции, полагая доказанной необходимость проведения капитального ремонта домовладения по адресу: <...>, и делая вывод о том, что Тупко А.А. и Тупко В.А. имеют право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район 6, 7 июля 2012 г., не учел положения нормативных актов, регулирующих спорные отношения, не применил норму, содержащуюся в абзаце первом пункта 2 Порядка предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июля 2012 г. N 830.
Суд апелляционной инстанции оставил без внимания отсутствие в материалах дела принятого в установленном порядке межведомственной комиссией решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного выше жилого дома, наличие которого является обязательным условием предоставления гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, ошибочно сославшись в обоснование своих выводов на экспертно-техническое заключение от 22 июля 2014 г., составленное экспертом ООО "СОЭКС-КРЫМСК".
Ввиду изложенного нельзя признать правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Тупко А.А. и Тупко В.А. имеют право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края 6, 7 июля 2012 г.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. в обжалуемой части нельзя признать законным, оно принято в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в обжалуемой части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых дается в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2016 г. отменить в части:
- признания незаконным решения администрации Крымского городского поселения Крымского района, изложенного в письме от 27 мая 2014 г. N 12-02/1641, об отказе во включении жилого дома в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту;
- обязания администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края включить жилой дом общей поврежденной площадью 71,1 кв. м по адресу: <...>, принадлежащий Тупко А.А. и Тупко В.А. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 6, 7 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)