Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 25 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания",
апелляционное производство N 05АП-4512/2016
на решение от 20.04.2016
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-924/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания" (ИНН 6501157613, ОГРН 1056500632913, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.04.2015)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН 6501130026, ОГРН 1036500603908, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2003)
об оспаривании предписания N 21Л от 12.02.2016,
при участии: стороны не явились, извещены,
Акционерное общество "Сахалинская Коммунальная Компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, жилищная инспекция, административный орган) от 12.02.2016 N 21Л об устранении выявленных в результате проверки нарушении требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.04.2016 заявленные требования удовлетворены частично, в том числе предписание инспекции от 12.02.2016 N 21Л в части возложения на общество обязанности обеспечить поддержание температуры воды, возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11) и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы, признано недействительным, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что температурный режим в квартире N 15 жилого дома N 33 по ул. Емельянова и в квартире N 59 жилого дома N 290-А по проспекту Мира нарушен вследствие замены собственниками труб отопления на трубы с меньшим диаметром. Считает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание акт о приемке гидравлических испытаний N 386 от 15.07.2015 и акт N 1654 от 12.02.2016, которыми управляющей компании было предписано устранить причины отсутствия циркуляции теплоносителя в системе отопления спорных жилых домов, а также не учтено, что актом проверки не было зафиксировано нарушений показаний температуры воздуха в жилых помещениях, расположенных в жилом доме N 108-А по ул. Пуркаева. В этой связи полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в признании недействительным предписания в части требования обеспечить поддержание температуры воды, поступающей из системы отопления. При этом настаивает на том, что, являясь ресурсоснабжающей организацией, общество не осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание инженерных систем многоквартирных домов и не несет ответственность за их содержание. С учетом изложенного просит отменить решение суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Учитывая, что жалоба подана обществом только на часть судебного акта, и возражения по проверке только части судебного акта иными лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия с учетом разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения суда только в части отказа в удовлетворении требований общества.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период декабря 2015 года - февраля 2016 года в жилищную инспекцию от граждан, проживающих в городе Южно-Сахалинск, поступили жалобы о ненадлежащем теплоснабжении, в том числе:
- - жалоба от 16.12.2015 жильца квартиры N 22 многоквартирного жилого дома N 108-А по ул. Пуркаева на перемерзание, протечку стен и разрушение фасада указанного жилого дома;
- - жалоба от 13.01.2016 жильца квартиры N 59 многоквартирного жилого дома N 290-А по пр. Мира на промерзшие, очень холодные стены, сильный обдув с углов;
- - жалоба от 02.02.2016 жильца квартиры N 15 многоквартирного жилого дома N 33 по ул. Емельянова на низкую температуру в квартире (холодные стены, обои не держатся, мокнут, отваливаются, в квартире грибок).
На основании указанных обращений распоряжением инспекции от 10.02.2016 N 280 было назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении общества с целью осуществления государственного надзора (контроля) за использованием, содержанием и сохранностью жилищного фонда, качества, объема и перечня коммунальных услуг гражданам.
В ходе проверки многоквартирных домов инспекция установила, что температура теплоносителя на вводе в проверяемые многоквартирные жилые дома не соответствует параметрам, установленным температурным графиком, предоставленным обществом. Согласно такому графику при среднесуточной температуре -10 °C (12.02.2016) температура сетевой воды в трубопроводе от центрального теплового пункта N 11 (ЦТП-11) должна составлять 80 °C, в обратном трубопроводе 52 °C. Однако параметры теплоносителя в системе теплоснабжения на границе балансовой принадлежности (на вводе в многоквартирный жилой дом) составили:
- - Т1/Т2 = 66 °C / 46 °C в отношении дома N 33 по ул. Емельянова;
- - Т1/Т2 = 67 °C / 45 °C в отношении дома N 108-А по ул. Пуркаева;
- - Т1/Т2 = 67 °C /45 °C в отношении дома N 290-А по пр. Мира.
Названные обстоят ельства зафиксированы в акте проверки N 280/281 от 12.02.2016.
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание N 21Л от 12.02.2016 о необходимости в срок до 14.03.2016 выполнить следующие мероприятия:
1) на жилом доме N 33 по ул. Емельянова обеспечить поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11) и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
2) на жилом доме N 290-А по пр. Мира обеспечить поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
3) на жилом доме N 108-А по ул. Пуркаева обеспечить поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11) и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции только в части возложения на общество обязанности обеспечить поддержание температуры воды, возвращаемой из системы отопления, в трех жилых домах и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы в жилых домах по ул. Емельянова, 33 и по ул. Пуркаева, 108-А.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного постановлением Администрации Сахалинской области от 16.12.2009 N 520-па (далее - Положение N 520-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции регионального государственного жилищного надзора за соблюдением жилищного законодательства.
Пунктом 3.1 названного Положения предусмотрено, что инспекция в рамках осуществления регионального жилищного надзора проводит проверки, предметом которых в соответствии с законодательством является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства собственникам, владельцам, пользователям и иным лицам, ответственным за содержание, ремонт и предоставление коммунальных услуг (пункт 3.1 Положения N 520-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения ресурсоснабжающей организацией требований жилищного законодательства.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "е" пункта 4 названных Правил установлено, что потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 этих же Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются:
- - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- - предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- - качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Как установлено частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 21 Правил N 354 договоры отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Из пункта 15 приложения N 1 к указанным Правилам следует, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах не ниже +20 °C).
В силу пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Указанным приложением установлены рекомендуемые параметры температуры воды в разводящих трубопроводах жилого дома в зависимости от конструкции отопительного прибора и текущей температуры наружного воздуха (от +10 °C до -5 °C).
Так, при самой низкой температуре наружного воздуха согласно графику (-5 °C) температура воды в разводящих трубопроводах жилого дома на подаче должна быть: 70-77 °C при схеме подачи воды "снизу - вниз"; 72-78°C при схеме подачи воды "снизу - вверх"; 73-80 °C при схеме подачи воды "сверху - вниз".
Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, ресурсоснабжающая организация при поставке коммунального ресурса обязана обеспечить температуру теплоносителя на вводе в многоквартирный жилой дом не ниже пределов от 70 °C до 73 °C в зависимости от схемы подачи воды.
Как подтверждается материалами дела, в ходе внеплановой документарной проверки качества оказания обществом коммунальных услуг было зафиксировано, что температура теплоносителя на границе балансовой принадлежности при среднесуточной температуре -10 °C по состоянию на 12.02.2016 составила: +66 °C на вводе в дом N 33 по ул. Емельянова; +67 °C на вводе в дом N 108-А по ул. Пуркаева; +67 °C на вводе в дом N 290-А по пр. Мира, что значительно ниже установленных параметров и свидетельствует о несоответствии температуры теплоносителя температурному графику согласно приложению N 11 Правил N 170.
При этом в соответствии с температурным графиком 110/70?С (тепловые сети от ЦТП 9, 11, 12), утвержденным обществом в 2015 году, при среднесуточной температуре наружного воздуха -10 °C температура сетевой воды в трубопроводе от ЦТП N 11 (центрального теплового пункта), от которого теплоноситель поступает к указанным выше многоквартирным домам, должна составлять +80 °C.
С учетом изложенного вывод административного органа о несоблюдении обществом температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов по ул. Емельянова, 33, ул. Пуркаева, 108-А, пр. Мира, 290-А и, как следствие, о наличии оснований для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений Правил N 354, пункта 5.2.1 Правил N 170 является правильным.
Доводы заявителя жалобы о том, что выявленные нарушения связаны с неисполнением управляющей компанией пункта 5.2.10 Правил N 170, в силу которого последней следовало произвести промывку внутренней системы отопления, убрать заглушки с подмесов, установить расчетные сопла, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В данном случае судебная коллегия учитывает, что положениями пункта 5.2.10 названных Правил установлена необходимость в промывке систем теплопотребления ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). При этом подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.
Анализ имеющегося в материалах дела акта о приемке гидравлических испытаний N 386 от 15.07.2015 (л.д. 18) показывает, что управляющей компании ООО "УК ЖЭУ-8", осуществляющей управление многоквартирным домом N 33 по ул. Емельянова, по результатам указанных испытаний, действительно, было указано на необходимость произвести промывку и гидравлические испытания системы ГВС.
Между тем, учитывая, что система отопления указанного дома фактически была подключена, что следует из материалов проверки по состоянию на 12.02.2016, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что данные замечания не были устранены управляющей компанией.
Кроме того, сведения, содержащиеся в указанном акте, не опровергают установленные инспекцией фактические обстоятельства о несоблюдении заявителем нормативно установленных параметров теплоносителя на границе раздела сетей центрального отопления и внутридомовых инженерных систем в целях обеспечения в последующем качества предоставляемой коммунальной услуги по отоплению, а, соответственно, не могут свидетельствовать о соблюдении обществом температурного графика.
Что касается ссылок общества на акт N 1654 от 12.02.2016 (л.д. 19), то данным документом фактически были зафиксированы температурные показатели в многоквартирных домах по ул. Емельянова, 33, по ул. Пуркаева, 108-а и по пр. Мира, 290-А, впоследствии отраженные в акте проверки N 280/281 от 12.02.2016, в связи с чем названный акт никаким образом не подтверждает соблюдение заявителем требований Правил N 354, Правил N 170 при оказании коммунальных услуг.
Указание общества на необоснованность применения к спорным отношениям Правил N 170, регулирующих вопросы обслуживания и ремонта жилищного фонда, судебной коллегией также не принимается.
Названными Правилами установлены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, что включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Пунктом 5.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 5.1.3 Правил N 170 технической эксплуатации для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Совокупный анализ указанных положений показывает, что несоблюдение температурного графика в системе отопления многоквартирного жилого дома напрямую влияет на правильную эксплуатацию и содержание жилищного фонда.
В этой связи Правила N 170 применимы к спорным отношениям, поскольку содержат температурные параметры, которые должны соблюдаться при оказании коммунальной услуги отопления.
Действительно, согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Между тем, как уже было указано выше, в спорной ситуации поставка заявителем коммунального ресурса ненадлежащего качества была установлена на вводе в многоквартирные дома по спорным адресам, что не позволило обеспечить температуру теплоносителя на границе балансовой принадлежности общества в пределах установленных нормативов. Соответственно выявленные нарушения обоснованно включены в оспариваемое предписание.
При этом нельзя согласиться с заявителем в части того, что отсутствие замеров температуры воздуха в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по ул. Пуркаева, 108-А, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания по спорному нарушению, поскольку материалами проверки установлено несоответствие температуры теплоносителя в указанном доме температурному графику, что само по себе свидетельствует о наличии нарушений.
Принимая во внимание, что заявитель в нарушение требований действующего законодательства не обеспечил соблюдение температурного графика в системе отопления на вводе в указанные многоквартирные дома, жилищная инспекция обоснованно выдала обществу оспариваемое предписание от 12.02.2016 N 21Л, которым указала на необходимость обеспечить поддержание температуры воды, поступающей в систему отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Учитывая, что формулировка указанного предписания в этой части является корректной, точной, доступной для понимания всеми лицами, и что оспариваемое предписание в данной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом, решение арбитражного суда в обжалуемой части по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.04.2016 по делу N А59-924/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2016 N 05АП-4512/2016 ПО ДЕЛУ N А59-924/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. по делу N А59-924/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 25 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания",
апелляционное производство N 05АП-4512/2016
на решение от 20.04.2016
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-924/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания" (ИНН 6501157613, ОГРН 1056500632913, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.04.2015)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН 6501130026, ОГРН 1036500603908, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2003)
об оспаривании предписания N 21Л от 12.02.2016,
при участии: стороны не явились, извещены,
установил:
Акционерное общество "Сахалинская Коммунальная Компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, жилищная инспекция, административный орган) от 12.02.2016 N 21Л об устранении выявленных в результате проверки нарушении требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.04.2016 заявленные требования удовлетворены частично, в том числе предписание инспекции от 12.02.2016 N 21Л в части возложения на общество обязанности обеспечить поддержание температуры воды, возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11) и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы, признано недействительным, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что температурный режим в квартире N 15 жилого дома N 33 по ул. Емельянова и в квартире N 59 жилого дома N 290-А по проспекту Мира нарушен вследствие замены собственниками труб отопления на трубы с меньшим диаметром. Считает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание акт о приемке гидравлических испытаний N 386 от 15.07.2015 и акт N 1654 от 12.02.2016, которыми управляющей компании было предписано устранить причины отсутствия циркуляции теплоносителя в системе отопления спорных жилых домов, а также не учтено, что актом проверки не было зафиксировано нарушений показаний температуры воздуха в жилых помещениях, расположенных в жилом доме N 108-А по ул. Пуркаева. В этой связи полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в признании недействительным предписания в части требования обеспечить поддержание температуры воды, поступающей из системы отопления. При этом настаивает на том, что, являясь ресурсоснабжающей организацией, общество не осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание инженерных систем многоквартирных домов и не несет ответственность за их содержание. С учетом изложенного просит отменить решение суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Учитывая, что жалоба подана обществом только на часть судебного акта, и возражения по проверке только части судебного акта иными лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия с учетом разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения суда только в части отказа в удовлетворении требований общества.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период декабря 2015 года - февраля 2016 года в жилищную инспекцию от граждан, проживающих в городе Южно-Сахалинск, поступили жалобы о ненадлежащем теплоснабжении, в том числе:
- - жалоба от 16.12.2015 жильца квартиры N 22 многоквартирного жилого дома N 108-А по ул. Пуркаева на перемерзание, протечку стен и разрушение фасада указанного жилого дома;
- - жалоба от 13.01.2016 жильца квартиры N 59 многоквартирного жилого дома N 290-А по пр. Мира на промерзшие, очень холодные стены, сильный обдув с углов;
- - жалоба от 02.02.2016 жильца квартиры N 15 многоквартирного жилого дома N 33 по ул. Емельянова на низкую температуру в квартире (холодные стены, обои не держатся, мокнут, отваливаются, в квартире грибок).
На основании указанных обращений распоряжением инспекции от 10.02.2016 N 280 было назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении общества с целью осуществления государственного надзора (контроля) за использованием, содержанием и сохранностью жилищного фонда, качества, объема и перечня коммунальных услуг гражданам.
В ходе проверки многоквартирных домов инспекция установила, что температура теплоносителя на вводе в проверяемые многоквартирные жилые дома не соответствует параметрам, установленным температурным графиком, предоставленным обществом. Согласно такому графику при среднесуточной температуре -10 °C (12.02.2016) температура сетевой воды в трубопроводе от центрального теплового пункта N 11 (ЦТП-11) должна составлять 80 °C, в обратном трубопроводе 52 °C. Однако параметры теплоносителя в системе теплоснабжения на границе балансовой принадлежности (на вводе в многоквартирный жилой дом) составили:
- - Т1/Т2 = 66 °C / 46 °C в отношении дома N 33 по ул. Емельянова;
- - Т1/Т2 = 67 °C / 45 °C в отношении дома N 108-А по ул. Пуркаева;
- - Т1/Т2 = 67 °C /45 °C в отношении дома N 290-А по пр. Мира.
Названные обстоят ельства зафиксированы в акте проверки N 280/281 от 12.02.2016.
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание N 21Л от 12.02.2016 о необходимости в срок до 14.03.2016 выполнить следующие мероприятия:
1) на жилом доме N 33 по ул. Емельянова обеспечить поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11) и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
2) на жилом доме N 290-А по пр. Мира обеспечить поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
3) на жилом доме N 108-А по ул. Пуркаева обеспечить поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11) и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции только в части возложения на общество обязанности обеспечить поддержание температуры воды, возвращаемой из системы отопления, в трех жилых домах и требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы в жилых домах по ул. Емельянова, 33 и по ул. Пуркаева, 108-А.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного постановлением Администрации Сахалинской области от 16.12.2009 N 520-па (далее - Положение N 520-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции регионального государственного жилищного надзора за соблюдением жилищного законодательства.
Пунктом 3.1 названного Положения предусмотрено, что инспекция в рамках осуществления регионального жилищного надзора проводит проверки, предметом которых в соответствии с законодательством является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства собственникам, владельцам, пользователям и иным лицам, ответственным за содержание, ремонт и предоставление коммунальных услуг (пункт 3.1 Положения N 520-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения ресурсоснабжающей организацией требований жилищного законодательства.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "е" пункта 4 названных Правил установлено, что потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 этих же Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются:
- - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- - предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- - качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Как установлено частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 21 Правил N 354 договоры отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Из пункта 15 приложения N 1 к указанным Правилам следует, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах не ниже +20 °C).
В силу пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Указанным приложением установлены рекомендуемые параметры температуры воды в разводящих трубопроводах жилого дома в зависимости от конструкции отопительного прибора и текущей температуры наружного воздуха (от +10 °C до -5 °C).
Так, при самой низкой температуре наружного воздуха согласно графику (-5 °C) температура воды в разводящих трубопроводах жилого дома на подаче должна быть: 70-77 °C при схеме подачи воды "снизу - вниз"; 72-78°C при схеме подачи воды "снизу - вверх"; 73-80 °C при схеме подачи воды "сверху - вниз".
Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, ресурсоснабжающая организация при поставке коммунального ресурса обязана обеспечить температуру теплоносителя на вводе в многоквартирный жилой дом не ниже пределов от 70 °C до 73 °C в зависимости от схемы подачи воды.
Как подтверждается материалами дела, в ходе внеплановой документарной проверки качества оказания обществом коммунальных услуг было зафиксировано, что температура теплоносителя на границе балансовой принадлежности при среднесуточной температуре -10 °C по состоянию на 12.02.2016 составила: +66 °C на вводе в дом N 33 по ул. Емельянова; +67 °C на вводе в дом N 108-А по ул. Пуркаева; +67 °C на вводе в дом N 290-А по пр. Мира, что значительно ниже установленных параметров и свидетельствует о несоответствии температуры теплоносителя температурному графику согласно приложению N 11 Правил N 170.
При этом в соответствии с температурным графиком 110/70?С (тепловые сети от ЦТП 9, 11, 12), утвержденным обществом в 2015 году, при среднесуточной температуре наружного воздуха -10 °C температура сетевой воды в трубопроводе от ЦТП N 11 (центрального теплового пункта), от которого теплоноситель поступает к указанным выше многоквартирным домам, должна составлять +80 °C.
С учетом изложенного вывод административного органа о несоблюдении обществом температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов по ул. Емельянова, 33, ул. Пуркаева, 108-А, пр. Мира, 290-А и, как следствие, о наличии оснований для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений Правил N 354, пункта 5.2.1 Правил N 170 является правильным.
Доводы заявителя жалобы о том, что выявленные нарушения связаны с неисполнением управляющей компанией пункта 5.2.10 Правил N 170, в силу которого последней следовало произвести промывку внутренней системы отопления, убрать заглушки с подмесов, установить расчетные сопла, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В данном случае судебная коллегия учитывает, что положениями пункта 5.2.10 названных Правил установлена необходимость в промывке систем теплопотребления ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). При этом подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.
Анализ имеющегося в материалах дела акта о приемке гидравлических испытаний N 386 от 15.07.2015 (л.д. 18) показывает, что управляющей компании ООО "УК ЖЭУ-8", осуществляющей управление многоквартирным домом N 33 по ул. Емельянова, по результатам указанных испытаний, действительно, было указано на необходимость произвести промывку и гидравлические испытания системы ГВС.
Между тем, учитывая, что система отопления указанного дома фактически была подключена, что следует из материалов проверки по состоянию на 12.02.2016, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что данные замечания не были устранены управляющей компанией.
Кроме того, сведения, содержащиеся в указанном акте, не опровергают установленные инспекцией фактические обстоятельства о несоблюдении заявителем нормативно установленных параметров теплоносителя на границе раздела сетей центрального отопления и внутридомовых инженерных систем в целях обеспечения в последующем качества предоставляемой коммунальной услуги по отоплению, а, соответственно, не могут свидетельствовать о соблюдении обществом температурного графика.
Что касается ссылок общества на акт N 1654 от 12.02.2016 (л.д. 19), то данным документом фактически были зафиксированы температурные показатели в многоквартирных домах по ул. Емельянова, 33, по ул. Пуркаева, 108-а и по пр. Мира, 290-А, впоследствии отраженные в акте проверки N 280/281 от 12.02.2016, в связи с чем названный акт никаким образом не подтверждает соблюдение заявителем требований Правил N 354, Правил N 170 при оказании коммунальных услуг.
Указание общества на необоснованность применения к спорным отношениям Правил N 170, регулирующих вопросы обслуживания и ремонта жилищного фонда, судебной коллегией также не принимается.
Названными Правилами установлены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, что включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Пунктом 5.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 5.1.3 Правил N 170 технической эксплуатации для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Совокупный анализ указанных положений показывает, что несоблюдение температурного графика в системе отопления многоквартирного жилого дома напрямую влияет на правильную эксплуатацию и содержание жилищного фонда.
В этой связи Правила N 170 применимы к спорным отношениям, поскольку содержат температурные параметры, которые должны соблюдаться при оказании коммунальной услуги отопления.
Действительно, согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Между тем, как уже было указано выше, в спорной ситуации поставка заявителем коммунального ресурса ненадлежащего качества была установлена на вводе в многоквартирные дома по спорным адресам, что не позволило обеспечить температуру теплоносителя на границе балансовой принадлежности общества в пределах установленных нормативов. Соответственно выявленные нарушения обоснованно включены в оспариваемое предписание.
При этом нельзя согласиться с заявителем в части того, что отсутствие замеров температуры воздуха в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по ул. Пуркаева, 108-А, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания по спорному нарушению, поскольку материалами проверки установлено несоответствие температуры теплоносителя в указанном доме температурному графику, что само по себе свидетельствует о наличии нарушений.
Принимая во внимание, что заявитель в нарушение требований действующего законодательства не обеспечил соблюдение температурного графика в системе отопления на вводе в указанные многоквартирные дома, жилищная инспекция обоснованно выдала обществу оспариваемое предписание от 12.02.2016 N 21Л, которым указала на необходимость обеспечить поддержание температуры воды, поступающей в систему отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Учитывая, что формулировка указанного предписания в этой части является корректной, точной, доступной для понимания всеми лицами, и что оспариваемое предписание в данной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом, решение арбитражного суда в обжалуемой части по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.04.2016 по делу N А59-924/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
И.С.ЧИЖИКОВ
С.В.ГУЦАЛЮК
И.С.ЧИЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)