Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Шмелева Е.В., представитель по доверенности от 05.08.2015 N 152;
- от Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж: Бунеев И.И., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 1, выдана до 31.12.2016;
- от общества с ограниченной ответственностью "Квант": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Религиозной организации "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 о замене стороны в исполнительном производстве по делу N А14-4371/2013 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квант" (ОГРН 1063667241615, ИНН 3666135119) к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882) о признании незаконными действий по направлению проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем утверждения постановлением схемы расположения земельного участка и выдачи утвержденной схемы,
третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069),
третье лицо: Управление главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668051418, ИНН 3664122499),
третье лицо: Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат", г. Воронеж,
общество с ограниченной ответственностью "Квант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Квант" путем утверждения и выдачи ООО "Квант" схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004 в месячный срок со дня принятия решения (с учетом уточнений принятых арбитражным судом).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.10.2013 требования ООО "Квант" удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 06.11.2013.
На принудительное исполнение решения 18.03.2015 выдан исполнительный лист ФС N 000404266.
30.03.2015 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Пряхиным Д.В. на основании исполнительного листа N ФС 00040426 возбуждено исполнительное производство N 2631/15/3617-ИП.
Администрация городского округа город Воронеж обратилась в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 30.03.2015 N 2631/15/36017-АП, возбужденного на основании исполнительного листа N ФС 00040426.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 26.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент).
ООО "Квант" ходатайствовало об уточнении требований, просило возложить обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом (объект культурного наследия "Жилой дом, нач. XIX в."), по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34:0607004 на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 произведена замена должника в исполнительном производстве N 2631/15/36017-ИП от 30.03.2015 по делу N А14-4371/2013 - Администрации городского округа город Воронеж на - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Департамент, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент сослался, что Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не является правопреемником Администрации городского округа город Воронеж в части осуществления мероприятий по утверждению схемы расположения земельных участков.
Администрация является действующим лицом, оснований считать его в смысле норм процессуального права выбывшей стороной по делу не имеется.
Кроме того, ООО "Квант" обращался в Администрацию и в суд за защитой своих прав, просил утвердить схему расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным многоэтажным домом - объекта культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный 10 на кадастровом плане территории 36:34:0607004 площадью 2783 кв. м (соответствующие планы имеются в материалах судебного дела).
А с заявлением в Департамент 16.07.2015 ООО "Квант" обратилось уже с просьбой утвердить схему участка, но площадью 2547 кв. м.
Таким образом, Департамент в силу исполнения решения суда обязан утвердить схему земельного участка именно 2783 кв. м, а не ту которую просит утвердить в настоящее время Общество.
В судебное заседание не явились ООО "Квант", Администрация городского округа город Воронеж, Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат", которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ООО "Квант", Администрация городского округа город Воронеж, Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат".
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением суда от 04.10.2013 удовлетворены в полном объеме требования ООО "Квант" к Администрации городского округа город Воронеж. Бездействие Администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004 признано незаконным, как не соответствующее ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
На Администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи Обществу с ограниченной ответственностью "Квант" схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004 в месячный срок со дня принятия решения и сообщить суду об исполнении данного решения в месячный срок.
На принудительное исполнение решения суда 18.03.2015 выдан исполнительный лист ФС N 000404266.
Во исполнение решения суда Управлением главного архитектора городского округа был подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка и направлен на визирование в соответствии с Регламентом администрации городского округа город Воронеж, утвержденным постановлением N 1019 от 03.12.2012.
Указанный проект постановления был возвращен Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области без согласования в связи с обжалованием в судебном порядке факта регистрации права собственности ООО "Квант" на объекты недвижимости, расположенные в границах формируемого участка, и решения Арбитражного суда Воронежской области от 04.10.2013. Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.10.2013 по делу N А14-4371/2013 Администрацией городского округа город Воронеж не исполнено.
Администрация городского округа город Воронеж обратилась в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 30.03.2015 N 2631/15/36017-АП, возбужденного на основании исполнительного листа N ФС 00040426. Заявление мотивировано тем, что в настоящее время администрация не может исполнить данное решение.
ООО "Квант" обратилось к суду с заявлением о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом (объект культурного наследия "Жилой дом, нач. XIX в."), по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34:0607004 на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Вынося оспариваемое определение о замене стороны в исполнительном производстве, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривалось, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 этой статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
При этом законом обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка в собственность в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
В связи с этим, поскольку в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Фабричный, 10, кадастровый учет не осуществлен, Администрация обязана была на основании заявления ООО "Квант" утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Перечень указанных оснований не является исчерпывающим, так как в части 1 статьи 48 АПК РФ закреплено, что процессуальное правопреемство возможно и в других случаях перемены лиц в гражданско-правовых обязательствах.
Из анализа приведенной норм следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть, процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей отнесены акта государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные законом в качестве таковых.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Замена стороны исполнительного производства судебным приставом- исполнителем производится:
1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом;
2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 52 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365, органом, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами, в частности, земельными участками, собственность на которые не разграничена, на территории Воронежской области является ДИЗО Воронежской области. Вместе с тем, полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отнесены к компетенции администрации городского округа город Воронеж в силу положений пункта 7 статьи 36, пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса.
С 01.01.2015 на территории Воронежской области вступил в силу Закон Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области", статьей 2 которого установлено, что определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, к компетенции которого относятся полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по: распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; утверждению схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории; утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", относятся к компетенции правительства Воронежской области.
Исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют полномочия, указанные в статье 2 названного Закона, с 1 января 2015 года.
Данный закон опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" http://www.govvrn.ru, 31.12.2014, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, в газете "Молодой коммунар" от 23.01.2015 N 5.
Постановлением правительства Воронежской области от 09.02.2015 N 60 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365" в положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области внесены изменения в части государственных функций, государственных услуг и прав департамента. Так, полномочия по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий переданы Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Указанное постановление опубликовано информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" http://www.govvrn.ru, 09.02.2015, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.02.2015.
Одновременно указом губернатора Воронежской области от 09.02.2015 N 47-у "О внесении изменений в указ губернатора Воронежской области от 27.05.2011 N 214-у" внесены изменения в Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области. На департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложены государственные функции по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена (официальная публикация Указа в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" http://www.govvrn.ru, 09.02.2015, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.02.2015).
Таким образом, с 01.01.2015 функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, в том числе функции по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, переданы ДИЗО Воронежской области. У Администрации городского округа города Воронеж указанные функции отсутствуют.
Следовательно, с учетом того обстоятельства, что по состоянию на 01.01.2015 решение суда по делу N А14-4371/2013 не исполнено, и у Администрации городского округа город Воронеж возможность исполнения данного решения отсутствует в связи с передачей полномочий по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, ДИЗО Воронежской области, суд области пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для процессуального правопреемства между Администрацией и Департаментом в данной части.
Ссылка Департамента на то, что в соответствии с редакцией Закона N 217-ОЗ, действующей с 01.01.2015, положения указанного Закона обратной силы не имеют, в связи с чем Департамент не является правопреемником администрации в части осуществления мероприятий по утверждению схемы расположения земельных участков, а равно и ссылка на принятие решения арбитражного суда до принятия и вступления в силу указанного Закона отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании приведенных выше положений законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 217-ОЗ с 1 января 2015 года законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону Воронежской области.
Также отклоняется и ссылка на неправильное применение судом положений статьи 48 АПК РФ о процессуальном правопреемстве. В данном случае правопреемство обусловлено изменением законодательства, регулирующего компетенцию органов местного самоуправления на территории Воронежской области и органов государственной исполнительной власти Воронежской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, материальное же правоотношение по формированию земельного участка между обществом и департаментом возникло в момент обращения первого с заявлением о формировании земельного участка, в том числе, и в ДИЗО Воронежской области, что установлено судом и не опровергнуто департаментом.
Кроме того, апелляционная коллегия при рассмотрении настоящего дела учитывает также положение части 1 статьи 16 АПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Данное положение обеспечивает реализацию статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.
Неисполнение судебного акта, вступившего в законную силу, нарушает конституционное право лица на судебную защиту, что противоречит основополагающим принципам права.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости замены Администрации городского округа город Воронеж на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в установленном судебным актом от 04 октября 2013 года по делу N А14-4371/2013 обязательстве по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения вопроса по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 о замене стороны в исполнительном производстве по делу N А14-4371/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации рассматриваемая жалоба не подлежит обложению государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
определение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 о замене стороны в исполнительном производстве по делу N А14-4371/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2016 N 19АП-7935/2015 ПО ДЕЛУ N А14-4371/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу N А14-4371/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Шмелева Е.В., представитель по доверенности от 05.08.2015 N 152;
- от Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж: Бунеев И.И., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 1, выдана до 31.12.2016;
- от общества с ограниченной ответственностью "Квант": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Религиозной организации "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 о замене стороны в исполнительном производстве по делу N А14-4371/2013 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квант" (ОГРН 1063667241615, ИНН 3666135119) к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882) о признании незаконными действий по направлению проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем утверждения постановлением схемы расположения земельного участка и выдачи утвержденной схемы,
третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069),
третье лицо: Управление главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668051418, ИНН 3664122499),
третье лицо: Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат", г. Воронеж,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Квант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Квант" путем утверждения и выдачи ООО "Квант" схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004 в месячный срок со дня принятия решения (с учетом уточнений принятых арбитражным судом).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.10.2013 требования ООО "Квант" удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 06.11.2013.
На принудительное исполнение решения 18.03.2015 выдан исполнительный лист ФС N 000404266.
30.03.2015 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Пряхиным Д.В. на основании исполнительного листа N ФС 00040426 возбуждено исполнительное производство N 2631/15/3617-ИП.
Администрация городского округа город Воронеж обратилась в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 30.03.2015 N 2631/15/36017-АП, возбужденного на основании исполнительного листа N ФС 00040426.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 26.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент).
ООО "Квант" ходатайствовало об уточнении требований, просило возложить обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом (объект культурного наследия "Жилой дом, нач. XIX в."), по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34:0607004 на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 произведена замена должника в исполнительном производстве N 2631/15/36017-ИП от 30.03.2015 по делу N А14-4371/2013 - Администрации городского округа город Воронеж на - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Департамент, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент сослался, что Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не является правопреемником Администрации городского округа город Воронеж в части осуществления мероприятий по утверждению схемы расположения земельных участков.
Администрация является действующим лицом, оснований считать его в смысле норм процессуального права выбывшей стороной по делу не имеется.
Кроме того, ООО "Квант" обращался в Администрацию и в суд за защитой своих прав, просил утвердить схему расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным многоэтажным домом - объекта культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный 10 на кадастровом плане территории 36:34:0607004 площадью 2783 кв. м (соответствующие планы имеются в материалах судебного дела).
А с заявлением в Департамент 16.07.2015 ООО "Квант" обратилось уже с просьбой утвердить схему участка, но площадью 2547 кв. м.
Таким образом, Департамент в силу исполнения решения суда обязан утвердить схему земельного участка именно 2783 кв. м, а не ту которую просит утвердить в настоящее время Общество.
В судебное заседание не явились ООО "Квант", Администрация городского округа город Воронеж, Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат", которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ООО "Квант", Администрация городского округа город Воронеж, Религиозная организация "Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви "Московский патриархат".
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением суда от 04.10.2013 удовлетворены в полном объеме требования ООО "Квант" к Администрации городского округа город Воронеж. Бездействие Администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004 признано незаконным, как не соответствующее ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
На Администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи Обществу с ограниченной ответственностью "Квант" схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом - объектом культурного наследия "Жилой дом нач. XIX века" по пер. Фабричный 10 на кадастровом плане территории 36:34::0607004 в месячный срок со дня принятия решения и сообщить суду об исполнении данного решения в месячный срок.
На принудительное исполнение решения суда 18.03.2015 выдан исполнительный лист ФС N 000404266.
Во исполнение решения суда Управлением главного архитектора городского округа был подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка и направлен на визирование в соответствии с Регламентом администрации городского округа город Воронеж, утвержденным постановлением N 1019 от 03.12.2012.
Указанный проект постановления был возвращен Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области без согласования в связи с обжалованием в судебном порядке факта регистрации права собственности ООО "Квант" на объекты недвижимости, расположенные в границах формируемого участка, и решения Арбитражного суда Воронежской области от 04.10.2013. Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.10.2013 по делу N А14-4371/2013 Администрацией городского округа город Воронеж не исполнено.
Администрация городского округа город Воронеж обратилась в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 30.03.2015 N 2631/15/36017-АП, возбужденного на основании исполнительного листа N ФС 00040426. Заявление мотивировано тем, что в настоящее время администрация не может исполнить данное решение.
ООО "Квант" обратилось к суду с заявлением о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным малоэтажным домом (объект культурного наследия "Жилой дом, нач. XIX в."), по пер. Фабричный, 10 на кадастровом плане территории 36:34:0607004 на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Вынося оспариваемое определение о замене стороны в исполнительном производстве, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривалось, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 этой статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
При этом законом обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка в собственность в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
В связи с этим, поскольку в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Фабричный, 10, кадастровый учет не осуществлен, Администрация обязана была на основании заявления ООО "Квант" утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Перечень указанных оснований не является исчерпывающим, так как в части 1 статьи 48 АПК РФ закреплено, что процессуальное правопреемство возможно и в других случаях перемены лиц в гражданско-правовых обязательствах.
Из анализа приведенной норм следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть, процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей отнесены акта государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные законом в качестве таковых.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Замена стороны исполнительного производства судебным приставом- исполнителем производится:
1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом;
2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 52 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365, органом, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами, в частности, земельными участками, собственность на которые не разграничена, на территории Воронежской области является ДИЗО Воронежской области. Вместе с тем, полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отнесены к компетенции администрации городского округа город Воронеж в силу положений пункта 7 статьи 36, пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса.
С 01.01.2015 на территории Воронежской области вступил в силу Закон Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области", статьей 2 которого установлено, что определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, к компетенции которого относятся полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по: распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; утверждению схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории; утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", относятся к компетенции правительства Воронежской области.
Исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют полномочия, указанные в статье 2 названного Закона, с 1 января 2015 года.
Данный закон опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" http://www.govvrn.ru, 31.12.2014, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, в газете "Молодой коммунар" от 23.01.2015 N 5.
Постановлением правительства Воронежской области от 09.02.2015 N 60 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365" в положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области внесены изменения в части государственных функций, государственных услуг и прав департамента. Так, полномочия по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий переданы Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Указанное постановление опубликовано информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" http://www.govvrn.ru, 09.02.2015, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.02.2015.
Одновременно указом губернатора Воронежской области от 09.02.2015 N 47-у "О внесении изменений в указ губернатора Воронежской области от 27.05.2011 N 214-у" внесены изменения в Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области. На департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложены государственные функции по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена (официальная публикация Указа в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" http://www.govvrn.ru, 09.02.2015, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.02.2015).
Таким образом, с 01.01.2015 функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, в том числе функции по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, переданы ДИЗО Воронежской области. У Администрации городского округа города Воронеж указанные функции отсутствуют.
Следовательно, с учетом того обстоятельства, что по состоянию на 01.01.2015 решение суда по делу N А14-4371/2013 не исполнено, и у Администрации городского округа город Воронеж возможность исполнения данного решения отсутствует в связи с передачей полномочий по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, ДИЗО Воронежской области, суд области пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для процессуального правопреемства между Администрацией и Департаментом в данной части.
Ссылка Департамента на то, что в соответствии с редакцией Закона N 217-ОЗ, действующей с 01.01.2015, положения указанного Закона обратной силы не имеют, в связи с чем Департамент не является правопреемником администрации в части осуществления мероприятий по утверждению схемы расположения земельных участков, а равно и ссылка на принятие решения арбитражного суда до принятия и вступления в силу указанного Закона отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании приведенных выше положений законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 217-ОЗ с 1 января 2015 года законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону Воронежской области.
Также отклоняется и ссылка на неправильное применение судом положений статьи 48 АПК РФ о процессуальном правопреемстве. В данном случае правопреемство обусловлено изменением законодательства, регулирующего компетенцию органов местного самоуправления на территории Воронежской области и органов государственной исполнительной власти Воронежской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, материальное же правоотношение по формированию земельного участка между обществом и департаментом возникло в момент обращения первого с заявлением о формировании земельного участка, в том числе, и в ДИЗО Воронежской области, что установлено судом и не опровергнуто департаментом.
Кроме того, апелляционная коллегия при рассмотрении настоящего дела учитывает также положение части 1 статьи 16 АПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Данное положение обеспечивает реализацию статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.
Неисполнение судебного акта, вступившего в законную силу, нарушает конституционное право лица на судебную защиту, что противоречит основополагающим принципам права.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости замены Администрации городского округа город Воронеж на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в установленном судебным актом от 04 октября 2013 года по делу N А14-4371/2013 обязательстве по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения вопроса по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 о замене стороны в исполнительном производстве по делу N А14-4371/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации рассматриваемая жалоба не подлежит обложению государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2015 о замене стороны в исполнительном производстве по делу N А14-4371/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)