Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 09АП-18727/2017 ПО ДЕЛУ N А40-6171/17

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. N 09АП-18727/2017

Дело N А40-6171/17

резолютивная часть постановления оглашена 25.05.2017
полный текст постановления изготовлен 29.05.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2017
по делу N А40-6171/17, принятое судьей Кастальской М.Н.
по заявлению ПАО "МОЭК" (119048, Москва, улица Ефремова, дом 10, ОГРН 1047796974092)
к УФАС по г. Москве (107078, Москва, проезд Мясницкий, дом 4, строение 1, ОГРН 1037706061150)
третье лицо: Жилищно-строительного кооператива "Бутово-23" (ЖСК "Бутово-23") (117624, Москва, улица Веневская, дом 15, п. 1 - 2)
- о признании незаконным решения и предписания;
- при участии:
- от заявителя - Асафина И.А. по доверенности от 04.08.2016;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- от третьего лица - не явился, извещен;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2017 в удовлетворении заявления ПАО "МОЭК" о признании незаконными и отмене решение Московского УФАС России от 03.11.2016 по делу N 1-10-910/77-16 и предписания от 03.11.2016 N 1-10-910/77-16, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Жилищно-строительный кооператив "Бутово-23".
Не согласившись с решением суда, ПАО "МОЭК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, представитель в в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители антимонопольного органа и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что правоотношения между ПАО "МОЭК" и третьим лицом урегулированы договором энергоснабжения от 31.12.2008 N 07.620014, предметом которого является продажа (подача) энергоснабжающей организацией абоненту, присоединенному к тепловой сети энергоснабжающей организации, и покупка (потребление) тепловой энергии.
Жилищно-строительный кооператив "Бутово-23" не согласился с применяемым ПАО "МОЭК" порядком расчетов и обратился в антимонопольный орган с указанием на то, что обществом нарушен порядок расчетов за услуги теплоснабжения при неисправности общедомового прибора учета. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Москва, улица Веневская, дом 15, оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Между тем, данный прибор учета был неисправен в период с 01.04.2015 по 30.04.2015.
Согласно пп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление потребителю коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Из пояснений ПАО "МОЭК" при рассмотрении дела в антимонопольном органе следует, что ввиду того, что узел (прибор) учета, расположенный в многоквартирном доме по указанному адресу, вышел из строя, в связи, с чем произведен расчет по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденным постановлением N 41 в размере 0, 016 Гкал/м. путем деления величины годового норматива на 12 месяцев. При этом, в соответствии с п. 2 постановления N 435-ПП общество в 07.2015 произведена соответствующая корректировка рассчитанного по нормативу (0, 016 Гкал/м.) объема тепловой энергии, поставленной в 04.2015 для нужд отопления многоквартирного жилого дома кооператива с учетом отношения 12/7. Коррекция норматива 0,016 Гкал/м., указанного в Приложении N 4 к постановлению N 41 произведена на месяцы календарного года к месяцам отопительного периода (12/7).
Признавая порядок расчетов с ПАО "МОЭК" с 01.04.2015 по 30.04.2015 неправомерным, антимонопольным органом обоснованно установлено, что общество при расчете платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета до принятия постановления N 435-ПП должно было определять размер платы как произведение тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал) на общую площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общую площадь жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), установленный Приложением N 4 к постановлению N 41.
Решением от 03.11.2016 по делу N 1-10-910/77-16 в действиях заявителя установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке теплоснабжения в географических границах г. Москвы путем нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка расчета за услуги по теплоснабжению в период с 01.04.2015 по 30.04.2015 при неисправности (отсутствии) в многоквартирном жилом доме, находящихся в управлении кооператива (Москва, улица Веневская, дом 15).
На основании решения от 03.11.2016 по делу N 1-10-910/77-16 заявителю выдано предписание, в котором указано на необходимость обеспечения перерасчета платы за услуги теплоснабжения в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 11.01.1994 N 41.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент совершения рассматриваемых действий) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В частности, п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 26.08.2011 N 902 ПАО "МОЭК" внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке теплоснабжения более 65% в географических границах г. Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной сетью).
Таким образом, ПАО "МОЭК" занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в географических границах г. Москвы в пределах территории, охваченной присоединенной сетью.
Данное обстоятельство подтверждено судом первой инстанции и участвующими в деле лицами не оспаривается.
При таких обстоятельствах заявитель, занимающий доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, обязан соблюдать запреты, предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство регулирует отношения, складывающиеся, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011.
Главой VI Правил N 354 регулируется порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учете тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется как произведение общей площади i-го жилого или нежилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (в редакции от 27.08.2012) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 с учетом одной из следующих особенностей: в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014, утвержденными настоящим постановлением; разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Правительством г. Москвы своевременно не принято решение об осуществлении оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года с применением коэффициента периодичности, предусмотренного пп. "а" п. 1 постановления N 857.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства г. Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории г. Москвы", принятого во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" на территории г. Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила N 307, при этом подлежит применению норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.01.1994 N 41.
Таким образом, с даты вступления в силу постановления N 468-ПП при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории г. Москвы применяется порядок, предусмотренный Правилами N 307, п. 19 которых установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в жилом или нежилом помещении при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета согласно пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 определяется как произведение тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал) на общую площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общую площадь жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
Приложением N 4 к постановлению N 41 установлен норматив расхода тепловой энергии в месяц на отопление жилых помещений, равный 0,016 Гкал/кв. м общей площади жилья.
В 2015 Правительством г. Москвы принято постановление N 435-ПП в целях совершенствования системы расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления, п. 1 которого предусмотрено, что объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.
Согласно п. 2 названного постановления если оплата за отопление населением производилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м), то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.
Между тем, решением Московского городского суда от 17.12.2015 N 3а-745/2015, п. 2 постановления N 435-ПП признан недействующим.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2016 по делу 5-АПГ16-19 решение Московского городского суда оставлено без изменения.
Следовательно, общество при расчете платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета до принятия постановления N 435-ПП должно определять размер платы как произведение тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал) на общую площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общую площадь жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), установленный Приложением N 4 к постановлению N 41.
Однако в этот период (до принятия постановления N 435-ПП) общество рассчитывалось с потребителями с нарушением установленных действующим законодательством требований.
До принятия Правительством г. Москвы нормативного правового акта, которым был бы предусмотрен порядок осуществления оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года с применением коэффициента периодичности, предусмотренного пп. "а" п. 1 Правил N 857, общество не имело правовых оснований применять коэффициент "12/7".
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом антимонопольного органа, о том, что действиями ПАО "МОЭК" нарушен запрет, установленный п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 4 ст. 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано УФАС России по г. Москве на основании решения от 03.11.2016 по делу N 1-10-910/77-16, является законным и обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2017 по делу N А40-6171/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ПАО "МОЭК" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.500 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)