Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 ПО ДЕЛУ N А55-3346/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А55-3346/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Балашевой В.Т. Морозова В.А.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
от истца - представитель Родомакина Н.В. (доверенность от 30.07.2015),
от ответчика - представитель Мантузова С.Е. (доверенность от 20.08.2015),
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2016 года в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года
по делу N А55-3346/2015 (судья Митина Л.Н.),
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (ОГРН 1126317005198, ИНН 6317093277), г. Самара,
с участием третьих лиц: Департамента управления имуществом г.о.Самара,
Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара,
о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

С учетом принятых судом первой инстанции уточнений открытое акционерное общество "Волжская Территориальная генерирующая компания" (ОАО "Волжская ТГК") (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (ООО "Жилищно-коммунальная система") о взыскании 1 025 567 руб. 95 коп., в том числе: 703 045 руб. 99 коп. возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, 322 521 руб. 96 коп. процентов за рассрочку платежа с 01.11.2014. по 30.09.2015.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент управления имуществом г.о Самара и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара.
В связи со сменой наименования истца надлежащим истцом по делу, согласно определению Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015, является - Публичное акционерное общество "Т Плюс" (ПАО "Т Плюс").
До вынесения решения по делу истец в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ заявил об уменьшении размера исковых требований до суммы 1 025 567 руб. 95 коп. и просил взыскать с ответчика в том числе: 703 045 руб. 99 коп. в качестве возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, 322 521 руб. 96 коп. - проценты за период с 01.11.2014 г. по 30.09.2015 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу N А55-3346/2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 судебное разбирательство отложено.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу N А55-3346/2015 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищно-коммунальная система с октября 2013 года является управляющей организацией в отношении 26-ти многоквартирных домов, перечень которых приведен в исковом заявлении, в том числе: ул. Антонова-Овсеенко, 97, ул. А.Толстого/Венцека, 55/19, ул. Г. Ратнера, 5, ул. Г. Ратнера, 9, ул. Г. Ратнера 15, ул. Г. Ратнера, 7, ул. Г. Ратнера 23, ул. Г. Ратнера 13, ул. Г. Ратнера, 11, ул. Г. Ратнера 19, ул. Антова-Овсеенко, 91, ул. Антонова-Овсеенко, 93, ул. Советской Армии, 210, ул. Г Ратнера, 17, ул. Г. Ратнера, 21, ул. Невская, 5, ул. Антонова-Овсеенко, 95, ул. Г. Ратнера, 9А, ул. 22 Партсъезда,36, ул. 22 Партсъезда, 28, ул. 22 Партсъезда, 24, ул. Свободы, 73, ул. Антонова-Овсеенко, 87, ул. 22 Партсъезда, 32 А, ул. Запорожская, 45, ул. Свободы, 71, что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дом (Т. 1, л.д. 98-148).
Согласно заключенным договорам теплоснабжения N N 10768к, 10785к, 12336к, 14328к от 01.10.2013 г. истец поставлял в 2014 году ответчику тепловую энергию (Т. 1. л.д. 13-97).
В указанных выше многоквартирных домах, управляемых ответчиком не были установлены общедомовые приборы учета в добровольном порядке в соответствии с действующим законодательством (ч. 5, 9 ст. 13 федерального закона N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в установленные сроки.
В силу части 12 статьи 13 федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи), до 01.01.2013 г. (в отношении объектов предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13) организации, указанные в части 9 статьи 13, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Во исполнение положений закона N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец за свой счет произвел установку общедомовых приборов учета (ОДПУ) в обслуживаемые ООО "Жилищно-коммунальная система" 26 домов, теплоснабжение которых осуществляет истец. С этой целью истцом был заключен с ООО "ТБК "Энергосервис" (подрядчик) договор N 7600-РА057/02-012/0001-2013 от 20.04.2013 г. предметом которого явилось выполнение подрядчиком по заданию истца комплекса работ по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ) на согласованных сторонами объектах. Перечень объектов, подлежащих оснащению ОДПУ, согласован сторонами в Приложении N 2 к указанному договору и соответствует перечню перечисленных в исковом заявлении многоквартирных домов (26), обслуживаемых ответчиком (т. 1, л.д. 14-184).
Факт установки ОДПУ и размер расходов истца на их установку подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ, локальными сметными расчетами, счетами-фактурами, актами первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителей.
Всего истец понес расходов на установку приборов учета в сумме 4 700 893 руб. 84 коп.
Совместно с документами, подтверждающими сумму расходов на установку ОДПУ истец направил ответчику по каждому из МКД, оснащенных ОДПУ:
- Справку-расчет начисления выручки по принудительной установке ОПУ собственникам жилых помещений МКД а г. Самара, содержащую сведения о сумме расходов, увеличенных на сумму установленных процентов за рассрочку на пять лет,
- График ежемесячных платежей с учетом рассрочки.
Письмами N N 190/4659 от 22.12.2014 и 190/4707 от 23.12.2014 истец направил также в адрес ответчика акты первичного допуска в эксплуатацию и технические паспорта на установленное в обслуживаемых ответчиком домах оборудование.
Письмом исх. N 3983 от 11.12.2014 и письмом исх. N 4229 от 25.12.2014 ответчик, ООО "ЖКС" отказало истцу, ОАО "Волжская ТГК" в возмещении расходов на установку приборов учета в полном объеме, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 5, 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, а также п. 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 обязанность оплатить указанные расходы возложена на собственников жилых помещений.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с иском в Арбитражный суд Самарской области с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании неосновательного обогащения в счет возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и процентов за предоставленную рассрочку за период ноябрь 2014 г. - октябрь 2015 г., исчисленных с учетом рассрочки на 5 лет.
Ответчик исковые требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на иск, дополнениях к отзыву на иск (т. 5, л.д. 1-5, 17-21, 60,61, 144, 145).
При этом ответчик ссылается на то, что обязанность по установке общедомовых приборов учета (ОДПУ), а также расходы на их установку возложены на собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений не принимали решений об установке ОДПУ и не давали ответчику поручений заключить соответствующие договоры об этом с истцом, в связи с чем ответчик не может нести расходы на приобретение имущества в совместную собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, как указывает ответчик, в расчетах с собственниками помещений в многоквартирном доме им применяется муниципальный тариф платы за содержание и ремонт помещений, не предусматривающий в его составе включение платежей, связанных с оплатой расходов по установке ОДПУ, ответчик не заключал с истцом договор на установку ОДПУ, в связи с чем отсутствуют предусмотренные п. 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 г., условия для возложения на ответчика обязанности оплатить расходы истца на установку ОДПУ.
Ответчик также считает, что установка коллективных приборов учета произведена с нарушением требований пункта 12 статьи 13 федерального закона N 261-ФЗ поскольку установка ОДПУ произведена после 1 января 2013 года, а именно в ноябре - декабре 2014 года, что по мнению ответчика, не порождает у собственников помещений обязанности по возмещению расходов на установку коллективных приборов учета. В отсутствие оферты на заключение договора, поданной истцом до 01.07.2012 г., последний в срок до 01.07.2013 г. обязан был совершить действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов с отнесением расходов на собственников помещений дома.
В этой связи, ответчик полагает, что право установки коллективных приборов учета в многоквартирном доме, если собственники помещений не совершили действий, направленных на заключение договора установки такого прибора с ресурсоснабжающей организацией, и в отсутствие такого договора в силу п. 12 ст. 13 федерального закона N 261-ФЗ имеет только соответствующая ресурсоснабжающая организация, и только она вправе в силу закона требовать оплаты собственниками помещений расходов путем выставления счетов. Управляющая компания, действующая на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками помещений, таким правом не наделена, за исключением случаев, когда установка ОДПУ произведена при проведении капитального ремонта на основании соответствующего решения собственников помещений дома за счет взносов собственников помещений, принятого в соответствии со ст. 44 ЖК РФ.
Кроме того, в многоквартирных домах, указанных в исковом заявлении часть помещений находится в муниципальной собственности, распорядителем данных помещений, площадь которых согласно справке ООО "Центр-СБК-Самара" составляет 25 134, 72 кв. м является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
По расчетам ответчика, сумма платежа, подлежащая оплате собственником муниципальных помещений составляет 1 437 728 руб. 36 коп. (без учета рассрочки), а сумма, подлежащая оплате гражданами собственниками многоквартирных домов, срок оплаты которых наступил (с учетом пятилетней рассрочки), составляет 599 007 руб. 10 коп. (т. 5, л.д. 148).
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара в своем отзыве на иск указывает на то, что Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.09.2010 г. N 1201 утверждена муниципальная программа городского округа Самара "Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
В соответствии с главой 5 Программы предусмотрено предоставление за счет средств бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам, составляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения указанным лицам понесенных затрат в связи с проведенными работами по установке общедомовых приборов учета потребления горячей и холодной воды, тепловой энергии.
Согласно Приложению N 4 к Программе в перечень многоквартирных домов городского округа Самара, подлежащих обязательному оснащению коллективными (общедомовыми) приорами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, включены все многоквартирные дома, указанные в исковом заявлении.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 17.05.2012 N 449 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения указанными лицами затрат в связи с исполнением мероприятий по установке приборов учета (далее - Порядок).
Пунктом 4 порядка определено, что одним из критериев отбора получателей субсидий для предоставления субсидий является осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.
Согласно п. 7 Порядка субсидии предоставляются в размере фактически понесенных получателем субсидий затрат согласно акту выполненных работ, но не выше суммы, заложенной проектно-сметной документацией на проведение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных услуг.
В период с 01.01.2011 по 15.07.2015, как указывает третье лицо в отзыве на иск, организация, осуществляющая управление спорными многоквартирными домами, не обращалась в Департамент ЖКХ по вопросу возмещения затрат, понесенных в результате установки коллективных приборов учета тепловой энергии в домах.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании вышеуказанной нормы собственники помещений в многоквартирных домах могут выбрать только один способ управления многоквартирным домом. Совмещение нескольких способов не предусмотрено действующими нормами права.
В силу ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный Закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный Закон N 261-ФЗ).
Действие федерального закона N 261-ФЗ распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 5 федерального закона N 261-ФЗ).
В силу части 2 статьи 5 федерального закона N 261 -ФЗ его положения, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются в отношении приборов учета тепловой энергии с использованием систем центрального энергоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 261-ФЗ) до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
После 01.01.2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 года (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Федерального закона N 261-ФЗ Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, нормами Федерального закона N 261-ФЗ, обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Исходя из совокупного анализа указанных норм, следует, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета, произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Из части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил N 491).
В то же время, из статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Исходя из системного толкования указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно ответчик, как управляющая организация, специально привлеченная собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные многоквартирные дома до ноября 2014 года не были оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и собственники помещений этих домов не приняли решения о их установке, поэтому истец путем привлечения подрядной организации установили ОДПУ, которые были введены в эксплуатацию в декабре 2014 г. С указанного момента расчеты за коммунальный ресурс осуществляется по показаниям указанных приборов, что не оспаривается ответчиком.
Стоимость приборов и работ по их установке подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Расчет стоимости затрат на установку ОДПУ, представленный истцом в материалы дела по каждому из 26 домов, находившихся в управлении ответчиком, последним не оспорен.
Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Установив, что в добровольном порядке в указанных выше многоквартирных домах, управляемых ответчиком, в установленные законом сроки не были установлены общедомовые приборы учета, факт установки ОДПУ и размер расходов истца на их установку подтверждается представленными в материалы документами, доказательства того, что собственниками помещений многоквартирных домов истцу возмещена сумма затрат по установке ОДПУ в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что источником финансирования работ по установке приборов учета являются денежные средства, накопленные в фонде капитального ремонта, отклоняются по следующим основаниям.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ устанавливает требование об обязательном оснащении МКД ОДПУ безотносительно проведения капитального ремонта. Даже если капитальный ремонт не производился, собственники не принимали такого решения, приборы учета в любом случае должны быть установлены. Также закон не предусматривает обязательное возмещение расходов на ОДПУ из фонда капитального ремонта; возмещение расходов производится за счет собственников помещений в МКД.
Ссылки на ст. 171, 181 Жилищного кодекса, Закон Самарской области от 21.06.2013 N 60ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" на региональную программу капитального ремонта не относятся к настоящему спору, поскольку регулируют другой вид отношений - отношения по капитальному ремонту общего имущества МКД, тогда как рассматриваемый спор касается возмещения расходов на принудительную установку ОДПУ в соответствии с требованиями Федерального закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Фонд капитального ремонта в установленных законом случаях собирает средства для проведения капитального ремонта, из которых потом оплачивается капитальный ремонт. ОДПУ установлены Истцом не в рамках проведения капитального ремонта, но во исполнение требований ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Законодательством о капитальном ремонте, включая законодательство Самарской области, в рамках которого создан и действует Фонд капитального ремонта, регулируются отношения по финансированию и проведению капитального ремонта как частного случая (вида) ремонта. Установка ОДПУ во исполнение требований ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ является другим особым случаем проведения работ, урегулированных совершенно другой отраслью права, действовать в таких правоотношениях Фонд капитального ремонта не управомочен.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку указанным обстоятельствам и доводам, для чего исследовал все представленные сторонами доказательства, а также привлек к участию в деле третьих лиц: Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара.
По мнению ответчика, установленные приборы учета подлежат оплате собственниками помещений с привлечением средств муниципального бюджета.
Указанный довод также отклоняется по следующим основаниям.
Согласно положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.
Таким образом, ответчик, как управляющая компания, оказывает услуги по управлению МКД всем собственникам помещений в нем, включая г.о. Самара в лице ДУИ г.о. Самара.
Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Согласно п. 3 - 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
- поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
- проводить текущий ремонт жилого помещения;
- своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
- Согласно объяснениям представителя ОАО "ЖКС" в ходе судебного разбирательства, ответчик предъявляет нанимателям жилых помещений расходы на содержание общего имущества в составе коммунальных платежей.
Как разъяснил Верховный суд в Определении от 2 июля 2015 г. N 303-ЭС15-2333, Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491). Именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Что касается субсидирования собственников помещений в МКД, установивших добровольно ОДПУ, за счет средств муниципального бюджета, этот вопрос не имеет отношения к возмещению расходов теплоснабжающей компании на установку ОДПУ в МКД, жители которых не произвели установку приборов учета добровольно.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу N А55-3346/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
О.И.БУРТАСОВА

Судьи
В.Т.БАЛАШЕВА
В.А.МОРОЗОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)