Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2017 N 13АП-14891/2017 ПО ДЕЛУ N А56-10034/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2017 г. N 13АП-14891/2017

Дело N А56-10034/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П. (до перерыва), Климцовой Н.А. (после перерыва)
при участии:
от заявителя: Шержинская М.А. по доверенности от 30.12.2016 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Рябенко Г.О. по доверенности от 18.01.2017 (до перерыва), Бортникова К.А. по доверенности от 15.05.2017 (после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14891/2017) ПАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2017 по делу N А56-10034/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1; далее - общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 31.01.2017 по делу об административном правонарушении N 127-05-Ш/16, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.05.2017 суд первой инстанции постановление Управления от 31.01.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 127-05-Ш/16 изменил в части назначенного ПАО "Ленэнерго" наказания, снизив размер назначенного административного штрафа до 300 000 рублей.
В апелляционной жалобе ПАО "Ленэнерго" просит решение суда от 16.05.2017 отменить и удовлетворить требования заявителя. Податель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение суда первой инстанции, принят новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствуют правовые основания для направления и заключения договора до исполнения заявителем требований, предусмотренных пунктами 9, 10 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В судебном заседании представитель ПАО "Ленэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 28.09.2017 объявлен перерыв. 03.10.2017 судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании заявления представителя ООО "Титан", содержащего сведения о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований Правил технологического присоединения N 861 Ленинградским УФАС определением от 17.10.2016 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 127-05-Ш/16 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что ООО "Титан" (заявитель) подана в сетевую организацию заявка (вх. N ЭСКЛ/2578 от 12.08.2016) на технологическое присоединение.
Письмом от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11743 ПАО "Ленэнерго" уведомило заявителя об отсутствии в комплекте документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, и затребовало представления следующих документов:
- 1. копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица;
- 2. копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- 3. копия Устава;
- 4. копия документа, подтверждающего полномочия руководителя (решение уполномоченного органа об избрании, утверждении лица на должность руководителя юридического лица);
- 5. согласие на обработку персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152.
Управление пришло к выводу о том, что обществом в нарушение требований пунктов 10 и 11 Правил технологического присоединения запрошены документы, не предусмотренные настоящими Правилами, в связи с чем в отношении общества 26.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 125 и 31.01.2017 вынесено постановление N 127-05-Ш/16, которым ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанным постановлением обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью постановления Управления, общество обратилось в суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, вместе с тем суд снизил размер штрафа до 300 000 руб., применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями также урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Пунктом 9 Правил определены сведения, которые должны быть указаны в заявке.
В соответствии с пунктом 10 Правил технологического присоединения к заявке прилагаются следующие документы:
а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя;
ж) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации);
з) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце третьем пункта 8(5) настоящих Правил, - копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования;
и) документы заявителя, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил.
В подпункте "и" пункта 10 Правил N 861 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.02.2016 N 128) указано, что в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил, следует представить также документы заявителя, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Подпунктом "л" пункта 9 Правил технологического присоединения предусмотрено указание в заявке наименования субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора.

При этом, в силу пункта 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861, указываются по желанию заявителя при намерении последнего предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации, либо уже при наличии такого договора купли-продажи электрической энергии.
В рассматриваемом случае из заявки ООО "Титан" не следовало, что заявитель намеревался заключить договор купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Кроме того, в заявке не указан вид договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), который заявитель намеревалось заключить и наименование субъекта розничного рынка (согласно статье 54 ГК РФ), с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Вопреки доводам жалобы, указание в пункте 10 заявки ООО "Титан" в качестве гарантирующего поставщика, с которым планируется заключением договора энергоснабжения, АО "ПСК" вовсе не следует, что договор уже заключен или планируется к заключению с конкретной энергоснабжающей организацией.
Доводы общества со ссылками на положения статей 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что запрошенные ПАО "Ленэнерго" документы подтверждают правоспособность юридического лица для совершения сделки, обоснованно отклонены судом, поскольку пунктом 10 Правил технологического присоединения предоставление правоустанавливающих документов заявителя не требуется за исключением подпункта "и" пункта 10 Правил. Учитывая, что в заявке указаны ИНН и ОГРН юридического лица, Общество имело возможность получить необходимые сведения о правоспособности юридического лица (сведения о регистрации юридического лица и его руководителе) из открытых источников в сети "Интернет" на сайте ФНС России.
В письме от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11743 ПАО "Ленэнерго" затребовало у ООО "Титан" представление письменного согласия на обработку персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закон N 152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе, в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Таким образом, довод общества о том, что предложение о предоставлении согласия на обработку персональных данных представителя, действовавшего на основании доверенности, носило рекомендательный характер и не являлось препятствием для осуществления процедуры технологического присоединения, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку из письма ПАО "Ленэнерго" от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11743 не следует, что представление согласия на обработку персональных данных являлось необязательным.
Вместе с тем, отказ в предоставлении согласия на обработку персональных данных представителя, действовавшего на основании доверенности, не мог являться основанием для отказа в заключении договора на технологическое присоединение.
Суд также обоснованно отклонил доводы заявителя о направлении в адрес ООО "Титан" письма от 22.08.2016 N ЭСКЛ/16-01-12041 с указанием на нарушения требований пункта 9 Правил технологического присоединения (не указано наименование энергопринимающего устройства), поскольку указанные обстоятельства не являлись предметом рассмотрения дела об административном правонарушении N 127-05-Ш/16. Кроме того, из материалов дела следует, что в заявке от 16.08.2016 N 16-25142 указано наименование энергопринимающего устройства - "ЭПУ - 10 кВ на земельном участке".
Как следует из текста оспариваемого постановления от 31.01.2017 общество привлечено к административной ответственности за нарушение пунктов 10 и 11 Правил технологического присоединения N 861 по факту требования дополнительных документов письмом от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11743.
Поскольку общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил технологического присоединения N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях общества также субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества, признав доказанным наличие в действиях ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного обществу административного штрафа до 300 000 руб., применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки. В отзыве Управления также не содержатся возражения относительно применения судом статьи 4.1 КоАП и снижения штрафа ниже низшего предела.
По мнению суда апелляционной инстанции, определенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд полагает обоснованным неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, ввиду отсутствия исключительности обстоятельств его совершения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем обстоятельствам деле, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда от 16.05.2017 и удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Ленэнерго" не имеется.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 мая 2017 года по делу N А56-10034/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)