Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Бердникова В.А. (директор), действующего на основании решения от 17.04.2014, Гониной А.В., действующей на основании доверенности от 20.11.2017, Салахутдиновой А.Г., действующей на основании доверенности от 05.09.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017
по делу N А28-9831/2017, принятое судом в составе судьи Волковой С.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (ИНН: 4307017636, ОГРН: 1144307000529)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
общество с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (далее - заявитель, Общество, ООО "Вятскополянское жилищное управление") обратилось в Арбитражный суд Кировской области заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция) от 25.05.2017 N 27/73/17, выданного заявителю по итогам проведенной в отношении него внеплановой документарной проверки.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "Вятскополянское жилищное управление" настаивает на том, что правомерно проводило начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А за период январь - февраль 2017 года.
Поясняет, что, исходя из совокупности норм статьи 157, частей 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), с 01.01.2017 электрическая энергия, потребляемая при содержании общего имущества, относится к жилищной услуге, а не к коммунальной. В связи с этим размер начисленной платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, с 01.01.2017 был правомерно определен без учета показаний этого прибора, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 29.08.2012 N 168/510 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 29.03.2007 N 90/148", по состоянию на 01.11.2016. В платежном документе начисление отражено отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Общая площадь помещений в многоквартирном доме, относящаяся к общему имуществу в многоквартирном доме, и используемая заявителем для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, определялась заявителем на основании статьи 36 ЖК РФ, включая площадь подвала.
Ответчик письменный отзыв не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали требования жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Вятскополянское жилищное управление" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А на основании договора управления многоквартирным домом N 83д-а от 01.05.2015.
На основании приказа в связи с поступлением в лицензирующий орган обращения гражданина с 26.04.2017 по 25.05.2017 государственной жилищной инспекцией Кировской области в отношении ООО "Вятскополянское жилищное управление" проведена внеплановая документарная проверка лицензиата.
По результатам проведения проверки сотрудником Инспекции составлен акт от 25.05.2017 N 27/136/17, которым зафиксировано следующее.
Многоквартирный дом по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии ЦЭ6803ВМП заводской номер 009072065003439, что подтверждается актом от 16.10.2013 N И-ЗФ 501/5-10.
Поставку электрической энергии в вышеуказанный многоквартирный дом осуществляет ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" на основании договора энергоснабжения от 29.08.2014 N 325353.
Согласно сведениям из технического паспорта, составленного по состоянию на 10.06.2002, многоквартирный дом по вышеуказанному адресу 2002 года постройки, 5-ти этажный, уборочная площадь лестниц - 425,4 м2, общая полезная площадь дома - 3396,8 м2, из них жилые помещения - 3209,3 м2.
Проверив расчет платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за январь и февраль 2017 года, Инспекция пришла к выводу о том, что данные начисления произведены заявителем в нарушение требований статьи 157 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491, пункта 44 Правил N 354 в части пунктов 10, 13 приложения 2 Правил N 354, исходя из норматива потребления 1,53 кВт/ч и площади мест общего пользования 1196,0 м2 (с площадью подвала) вместо 425,4 м2.
Излишне начисленная сумма за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, для квартиры 52 за январь - февраль 2017 года составила 184,21 руб.
25.05.2017 Обществу выдано предписание N 27/73/17, которым на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте от 25.05.2017 N 27/136/17, и обеспечить соблюдение обязательных требований действующего законодательства при начислении платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за январь - февраль 2017 года собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А, произведя перерасчет (снятие) платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь - февраль 2017 года всем собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованиями о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения пункта 29 Правил N 491 не предоставляют заявителю право начислять плату исходя из норматива потребления коммунальных услуг в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, а устанавливают, что такой размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Суд указал, что положения части 9.2 статьи 156 ЖК РФ на территории Кировской области могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 (после издания постановления Правительства Кировской области 30.05.2017 N 285-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета"), в связи с чем действия заявителя по начислению платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь и февраль 2017 года, исходя из норматива потребления 1,53 кВт/ч, нарушают пункт 29 Правил N 491. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного Обществу предписания от 25.05.2017 N 27/73/17.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей с 04.07.2016 по 10.08.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены изменения, в частности в пункт 29 Правил N 491.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В силу пунктов 2 и 3 постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В исполнение Постановления N 1498 Правительством Кировской области принято постановление от 30.05.2017 N 285-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета" и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.
При этом положения пункта 29 Правил N 491 вопреки мнению заявителя не предоставляют право начислять плату исходя из норматива потребления коммунальных услуг в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, а устанавливают, что такой размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Применение пункта 29 Правил N 491 при расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оснащенном общедомовым прибором учета, разъяснено в письме Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", из которого следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Доводы Общества о необходимости применения при расчете платы в рассматриваемый период (январь - февраль 2017) положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, исходя из того, что на территории Кировской области положения данной нормы закона могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 с учетом издания постановления Правительства Кировской области от 30.05.2017 N 285-П.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в случае, если в спорный период объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленному субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит определению исходя из их фактического потребления, определенного по показаниям таких приборов учета.
Судом первой инстанции установлено, что размер платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества собственниками помещений в спорном доме, рассчитанный исходя из показаний прибора учета, не превысил норматив потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах предписание Инспекции от 25.05.2017 N 27/73/17 является законным, обоснованным, содержащиеся в нем требования направлены на устранение нарушений действующего законодательства, являются исполнимыми, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
При расчете платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета, данные о площади мест общего пользования в многоквартирном доме не применяются, в связи с чем доводы жалобы о правильном исчислении заявителем площади мест общего пользования в соответствии со статьей 36 ЖК РФ, в данном случае не имеют правового значения и не влияют на законность оспариваемого предписания.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого предписания.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017 года по делу N А29-9831/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017 по делу N А28-9831/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 02АП-8559/2017 ПО ДЕЛУ N А28-9831/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А28-9831/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Бердникова В.А. (директор), действующего на основании решения от 17.04.2014, Гониной А.В., действующей на основании доверенности от 20.11.2017, Салахутдиновой А.Г., действующей на основании доверенности от 05.09.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017
по делу N А28-9831/2017, принятое судом в составе судьи Волковой С.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (ИНН: 4307017636, ОГРН: 1144307000529)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (далее - заявитель, Общество, ООО "Вятскополянское жилищное управление") обратилось в Арбитражный суд Кировской области заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция) от 25.05.2017 N 27/73/17, выданного заявителю по итогам проведенной в отношении него внеплановой документарной проверки.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "Вятскополянское жилищное управление" настаивает на том, что правомерно проводило начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А за период январь - февраль 2017 года.
Поясняет, что, исходя из совокупности норм статьи 157, частей 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), с 01.01.2017 электрическая энергия, потребляемая при содержании общего имущества, относится к жилищной услуге, а не к коммунальной. В связи с этим размер начисленной платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, с 01.01.2017 был правомерно определен без учета показаний этого прибора, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 29.08.2012 N 168/510 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 29.03.2007 N 90/148", по состоянию на 01.11.2016. В платежном документе начисление отражено отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Общая площадь помещений в многоквартирном доме, относящаяся к общему имуществу в многоквартирном доме, и используемая заявителем для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, определялась заявителем на основании статьи 36 ЖК РФ, включая площадь подвала.
Ответчик письменный отзыв не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали требования жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Вятскополянское жилищное управление" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А на основании договора управления многоквартирным домом N 83д-а от 01.05.2015.
На основании приказа в связи с поступлением в лицензирующий орган обращения гражданина с 26.04.2017 по 25.05.2017 государственной жилищной инспекцией Кировской области в отношении ООО "Вятскополянское жилищное управление" проведена внеплановая документарная проверка лицензиата.
По результатам проведения проверки сотрудником Инспекции составлен акт от 25.05.2017 N 27/136/17, которым зафиксировано следующее.
Многоквартирный дом по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии ЦЭ6803ВМП заводской номер 009072065003439, что подтверждается актом от 16.10.2013 N И-ЗФ 501/5-10.
Поставку электрической энергии в вышеуказанный многоквартирный дом осуществляет ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" на основании договора энергоснабжения от 29.08.2014 N 325353.
Согласно сведениям из технического паспорта, составленного по состоянию на 10.06.2002, многоквартирный дом по вышеуказанному адресу 2002 года постройки, 5-ти этажный, уборочная площадь лестниц - 425,4 м2, общая полезная площадь дома - 3396,8 м2, из них жилые помещения - 3209,3 м2.
Проверив расчет платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за январь и февраль 2017 года, Инспекция пришла к выводу о том, что данные начисления произведены заявителем в нарушение требований статьи 157 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491, пункта 44 Правил N 354 в части пунктов 10, 13 приложения 2 Правил N 354, исходя из норматива потребления 1,53 кВт/ч и площади мест общего пользования 1196,0 м2 (с площадью подвала) вместо 425,4 м2.
Излишне начисленная сумма за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, для квартиры 52 за январь - февраль 2017 года составила 184,21 руб.
25.05.2017 Обществу выдано предписание N 27/73/17, которым на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте от 25.05.2017 N 27/136/17, и обеспечить соблюдение обязательных требований действующего законодательства при начислении платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за январь - февраль 2017 года собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5А, произведя перерасчет (снятие) платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь - февраль 2017 года всем собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованиями о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения пункта 29 Правил N 491 не предоставляют заявителю право начислять плату исходя из норматива потребления коммунальных услуг в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, а устанавливают, что такой размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Суд указал, что положения части 9.2 статьи 156 ЖК РФ на территории Кировской области могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 (после издания постановления Правительства Кировской области 30.05.2017 N 285-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета"), в связи с чем действия заявителя по начислению платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь и февраль 2017 года, исходя из норматива потребления 1,53 кВт/ч, нарушают пункт 29 Правил N 491. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного Обществу предписания от 25.05.2017 N 27/73/17.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей с 04.07.2016 по 10.08.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены изменения, в частности в пункт 29 Правил N 491.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В силу пунктов 2 и 3 постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В исполнение Постановления N 1498 Правительством Кировской области принято постановление от 30.05.2017 N 285-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета" и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.
При этом положения пункта 29 Правил N 491 вопреки мнению заявителя не предоставляют право начислять плату исходя из норматива потребления коммунальных услуг в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, а устанавливают, что такой размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Применение пункта 29 Правил N 491 при расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оснащенном общедомовым прибором учета, разъяснено в письме Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", из которого следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Доводы Общества о необходимости применения при расчете платы в рассматриваемый период (январь - февраль 2017) положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, исходя из того, что на территории Кировской области положения данной нормы закона могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 с учетом издания постановления Правительства Кировской области от 30.05.2017 N 285-П.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в случае, если в спорный период объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленному субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит определению исходя из их фактического потребления, определенного по показаниям таких приборов учета.
Судом первой инстанции установлено, что размер платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества собственниками помещений в спорном доме, рассчитанный исходя из показаний прибора учета, не превысил норматив потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах предписание Инспекции от 25.05.2017 N 27/73/17 является законным, обоснованным, содержащиеся в нем требования направлены на устранение нарушений действующего законодательства, являются исполнимыми, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
При расчете платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета, данные о площади мест общего пользования в многоквартирном доме не применяются, в связи с чем доводы жалобы о правильном исчислении заявителем площади мест общего пользования в соответствии со статьей 36 ЖК РФ, в данном случае не имеют правового значения и не влияют на законность оспариваемого предписания.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого предписания.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017 года по делу N А29-9831/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017 по делу N А28-9831/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
Е.В.МИНАЕВА
П.И.КОНОНОВ
Е.В.МИНАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)