Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2016 N 13АП-738/2016 ПО ДЕЛУ N А21-3787/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу N А21-3787/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-738/2016) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.10.2015 по делу N А21-3787/2015 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1"
к
1) Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области,
2) Лицензионной комиссии Калининградской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
об оспаривании решения и приказа

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" (ОГРН 1093914000421, адрес: 238051, Россия, г. Гусев, Калининградской области, ул. Победы, 11а, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, впоследствии уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными и отмене решения Лицензионной комиссии Калининградской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Лицензионная комиссия), оформленного протоколом N 5 от 23.04.15 г. в части вопроса N 22, а также приказа руководителя Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области (далее ГЖИ) от 24.04.2015 N 75 об отказе в предоставлении лицензии и обязании Государственную жилищную инспекцию предоставить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 14.07.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Лицензионная комиссия Калининградской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением суда от 26.10.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда от 26.10.2015, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление Общества. Податель жалобы считает, что решение суда является незаконным, поскольку правовых оснований для раскрытия информации за предыдущие годы не имеется, так как подпункты "и" и "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации введены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2104 N 988 и не установленные в них требования не могут распространять свое действие на предыдущие периоды.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без их участия в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.03.2015 Общество обратилось в Государственную жилищную инспекцию Калининградской области (далее - ГЖИ) с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (вх. N 15ЛЦ).
17.04.2015 ГЖИ был издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки соответствия соискателя лицензии предъявляемым требованиям на основании части 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
По результатам документарной проверки главным государственным инспектором отдела контрольно-аналитической и правовой работы Калтыриной Н.В. составлен акт от 21.04.2015 N 603 КНВ, в котором указаны следующие нарушения:
- в нарушение пп. и) пункта 3 Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 731 от 23.09.10 г. (далее Стандарт) на официальном сайте в сети Интернет не опубликован отчет об исполнении управляющей организации договора управления в отношении каждого многоквартирного жилого дома за каждый год (опубликованы сведения только за 2014 год).
- в нарушение пп. к) Стандарта раскрытия информации на официальном сайте в сети Интернет не размещена информация о привлечении ООО "ЖЭУ-1" к административной ответственности в 2013 году.
В связи с выявленными нарушениями ГЖИ не рекомендовала Лицензионной комиссии выдавать Обществу лицензию на осуществление деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с протоколом N 5 заседания лицензионной комиссии от 23.04.2015 по вопросу N 22 повестки дня принято решение отказать в выдаче Обществу лицензии. Против предоставления Обществу лицензии проголосовало 9 членов лицензионной комиссии из 9 присутствующих.
На основании указанного решения 24.04.2015 ГЖИ издан приказ за N 75 об отказе в предоставлении Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Считая решение Лицензионной комиссии и приказ Комитета незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не установив предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания указанных актов не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статья 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 194 ЖК РФ установлено, что заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Законом N 99-ФЗ, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Согласно части 2 статьи 194 ЖК РФ основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.
Перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии является закрытым.
Вместе с тем, лицензионные требования и условия, которым должен соответствовать соискатель лицензии, перечислены в части 1 статьи 193 ЖК РФ:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, соблюдение требований части 10 статьи 161 ЖК РФ о раскрытии информации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, является одним из лицензионных требований, которым должен соответствовать соискатель лицензии.
В соответствии с пунктом 4 Положения и лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 названного Положение N 1110 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором также указываются следующие сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения, в том числе о сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) об официальных печатных средствах массовой информации, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - в случае осуществления соискателем лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии (подпункт "д").
В соответствии с частью 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении
Утвержденное указом Губернатора Калининградской области от 03.03.2015 N 27 Положение о лицензионной комиссии Калининградской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами содержит аналогичные правила и не противоречит вышеприведенным нормам Жилищного кодекса РФ и Положения N 1110.
Комитетом установлено и не оспаривается заявителем, что на дату обращения с заявлением Общество осуществляло деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, а соответственно должно было раскрыть на своем сайте информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731.
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать в том числе следующие виды информации:
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Согласно пункту 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В силу пункта 9 Стандарта (в редакции Постановлением Правительства РФ от 27.09.2014 N 988) информация, предусмотренная подпунктом "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.
Как установлено в ходе проверки, Общество раскрыло требуемую информацию только за 2014 года, за 2013 год такая информация на официальном сайте и на сайте Общества отсутствовала. Как следует из акта проверки, сведения об исполнении управляющей организацией договоров управления за 2010 - 2013 год не размещены на сайте "Реформа ЖКХ". Также Обществом не опубликованы данные о привлечении его к административной ответственности, которая имела место в 2013 году.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества о том, что информация об управлении многоквартирными домами подлежала раскрытию им только за 2014 год.

Таким образом, правило о раскрытии информации о привлечении управляющей организации к административной ответственности, в том числе за предыдущий год, было установлено Стандартом и в предыдущей редакции названных правил, так же как и требование о раскрытии отчета об исполнении управляющей организацией договора управления (ранее требование содержалось в пунктах 11, 11 (1) Стандарта).
Установив нарушение правил раскрытия информации, определенных в пункте 3 Стандарта, лицензионной комиссией в соответствии с положениями части 2 статьи 194 ЖК РФ, принято обоснованное решение об отказе в выдаче лицензии Обществу в связи с невыполнением требований части 10 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 201 ЖК РФ решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.
Приказом руководителя Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области от 24.04.2015 N 75 заявителю отказано в предоставлении лицензии
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал законными и обоснованными оспариваемые Обществом решения лицензионной комиссии и приказ Государственной жилищной инспекции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда не имеется.
Так как подателю жалобы определением от 20.01.2016 была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении в суд с апелляционной жалобой, в соответствии со статьей 110 АПК РФ с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьей 102, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 октября 2015 года по делу N А21-3787/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
Е.А.СОМОВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)