Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищной инспекцией был составлен акт, в котором зафиксирован факт одностороннего изменения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, на основании которого выдано предписание об обеспечении выполнения решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части установленного размера платы за содержание и ремонт общего имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 19 июля 2017.
в полном объеме постановление изготовлено 24 июля 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Смирнова В.И., Лукашенковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" (г. Липецк, ул. Балмочных, д. 32): Баранов М.А. по доверенности от 05.08.2015 N 16090206,
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (г. Липецк, ул. Советская, д. 3): Дудов Н.В. по доверенности от 18.08.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Комфорт-Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2017 (судья Малышев Я.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А36-11114/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Комфорт-Л" (далее - ООО "УК "Комфорт-Л", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания N 3471 от 07.09.2016.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2017, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от суда от 13.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решения судов первой и апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что согласно п. 3.8 договора управления многоквартирного дома размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не более одного раза в год индексируется при изменении уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей. Собственники дома N 10/3 по ул. Терешковой г. Липецка своим решением, оформленным протоколом общего собрания от 08.04.2015, установили ежегодную индексацию размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. По-прежнему, заявитель полагает, что Государственная жилищная инспекция Липецкой области незаконно вмешалась в хозяйственно-экономическую деятельность Общества, тем самым препятствует осуществлению Обществом деятельности по управлению многоквартирным домом, чем нарушает законные права и интересы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Представитель Жилищной инспекции настаивал на законности и обоснованности состоявшихся судебных актов, находя доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2017 произведена замена судьи-докладчика Степиной Л.В. на судью Бессонову Е.В.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2016 года в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области поступило обращение гражданки Марчуковой С.И., проживающей по адресу: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 10/3, в котором она указала, что с 1 августа 2016 года был увеличен тариф на услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке с 15 руб. 85 коп. до 17 руб. 77 коп.
На основании распоряжения (приказ) N 11311 от 29 августа 2016 года, вынесенного руководителем Жилищной инспекции о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Комфорт-Л" на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении заявителя проведена проверка.
По результатам проверки Жилищной инспекцией был составлен акт N 10450 от 07.09.2016, в котором зафиксирован факт одностороннего изменения Обществом с августа 2016 года размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке с 15 руб. 85 коп. до 17 руб. 77 коп. за 1 м{\super 2.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и с целью устранения выявленного нарушения консультантом отдела лицензирования и административного производства Немцовой Е.В. 07.09.2016 года ООО "УК "Комфорт-Л" было выдано предписание N 3471 об обеспечении выполнения решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке, оформленного протоколом от 08.04.2016 года, в части установленного размера платы за содержание и ремонт общего имущества 15,85 руб. за кв. м. Срок исполнения указанного предписания до 08.11.2016 года.
Полагая, что оспариваемое предписание N 3471 от 07.09.2016 не соответствует требованиям действующего законодательства, ООО "УК "Комфорт-Л" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из законности оспариваемого предписания административного органа.
Суд округа находит выводы судов обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Верно применяя положения статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суды заключили, что Госжилинспекция Липецкой области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений. При этом административным органом соблюдены требования законодательства при организации и проведении внеплановой проверки в отношении Общества.
Давая оценку обоснованности выданного предписания с точки зрения его фактического содержания и обязательных предъявляемых к данному акту требований, суды первой и апелляционной инстанции верно учитывали следующее.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена положениями части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В соответствии с положениями части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Судами правомерно учтено, что многоквартирный жилой дом N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке находится в управлении ООО "УК "Комфорт-Л". На основании протокола общего собрания от 08.04.2015 года собственников помещений в многоквартирном доме N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке была утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15 руб. 85 коп. за 1 кв. м в месяц с обязательным изменением его на уровень инфляции ежегодно. При этом согласно вопросу 7 указанного протокола был утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, установлена возможность изменения тарифа на оплату услуг на содержание и ремонт общего имущества на уровень инфляции, а также в случае изменения стоимости отдельных видов услуг, предоставляемых специализированными организациями, в том числе при их изменении в соответствии с нормативными актами уполномоченных органов государственной власти либо местного самоуправления, такое изменение является для собственников и управляющей организации обязательным.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что решения об увеличении размера платы за содержание жилого помещения с 15 руб. 85 коп. в сторону увеличения собранием собственников и органами местного самоуправления не принимались.
Общество, применяя в расчете суммы за оказанные услуги по содержанию общего имущества тариф в размере 17 руб. 77 коп. за 1 кв. м, руководствовалось пунктом 3.8 договора управления, по существу предоставляющего управляющей компании право в одностороннем порядке изменить размер платы за услуги по содержанию общего имущества путем индексации при изменении уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Тем не менее, само по себе наличие в договоре указанного условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы.
Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников помещений во взаимоотношениях с управляющей организацией. Указанные нормы не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Кроме того, использованное общим собранием термин "уровень инфляции", равно как и термины, примененные в договоре управления, не определяют четкий алгоритм увеличения ранее установленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, который бы позволял сделать бесспорный вывод об увеличении платы в строгом соответствии с волеизъявлением собственников.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия ООО "УК "Комфорт-Л" по увеличению размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 10/3, в одностороннем порядке без решения этого вопроса на общем собрании собственников применительно к конкретному размеру (величине) тарифа - 17 руб. 77 коп. являются неправомерными и противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ, в связи с чем оспариваемое предписание обоснованно признано судом первой инстанции соответствующим нормам действующего законодательства.
Суд округа также поддерживает выводы судов о том, что в силу закона ООО "УК "Комфорт-Л" вправе только представить общему собранию свои предложения по размеру платы, но не вправе принимать такое решение самостоятельно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А36-11114/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2017 N Ф10-2459/2017 ПО ДЕЛУ N А36-11114/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищной инспекцией был составлен акт, в котором зафиксирован факт одностороннего изменения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, на основании которого выдано предписание об обеспечении выполнения решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части установленного размера платы за содержание и ремонт общего имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N А36-11114/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 19 июля 2017.
в полном объеме постановление изготовлено 24 июля 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Смирнова В.И., Лукашенковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" (г. Липецк, ул. Балмочных, д. 32): Баранов М.А. по доверенности от 05.08.2015 N 16090206,
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (г. Липецк, ул. Советская, д. 3): Дудов Н.В. по доверенности от 18.08.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Комфорт-Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2017 (судья Малышев Я.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А36-11114/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Комфорт-Л" (далее - ООО "УК "Комфорт-Л", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания N 3471 от 07.09.2016.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2017, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от суда от 13.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решения судов первой и апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что согласно п. 3.8 договора управления многоквартирного дома размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не более одного раза в год индексируется при изменении уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей. Собственники дома N 10/3 по ул. Терешковой г. Липецка своим решением, оформленным протоколом общего собрания от 08.04.2015, установили ежегодную индексацию размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. По-прежнему, заявитель полагает, что Государственная жилищная инспекция Липецкой области незаконно вмешалась в хозяйственно-экономическую деятельность Общества, тем самым препятствует осуществлению Обществом деятельности по управлению многоквартирным домом, чем нарушает законные права и интересы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Представитель Жилищной инспекции настаивал на законности и обоснованности состоявшихся судебных актов, находя доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2017 произведена замена судьи-докладчика Степиной Л.В. на судью Бессонову Е.В.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2016 года в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области поступило обращение гражданки Марчуковой С.И., проживающей по адресу: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 10/3, в котором она указала, что с 1 августа 2016 года был увеличен тариф на услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке с 15 руб. 85 коп. до 17 руб. 77 коп.
На основании распоряжения (приказ) N 11311 от 29 августа 2016 года, вынесенного руководителем Жилищной инспекции о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Комфорт-Л" на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении заявителя проведена проверка.
По результатам проверки Жилищной инспекцией был составлен акт N 10450 от 07.09.2016, в котором зафиксирован факт одностороннего изменения Обществом с августа 2016 года размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке с 15 руб. 85 коп. до 17 руб. 77 коп. за 1 м{\super 2.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и с целью устранения выявленного нарушения консультантом отдела лицензирования и административного производства Немцовой Е.В. 07.09.2016 года ООО "УК "Комфорт-Л" было выдано предписание N 3471 об обеспечении выполнения решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке, оформленного протоколом от 08.04.2016 года, в части установленного размера платы за содержание и ремонт общего имущества 15,85 руб. за кв. м. Срок исполнения указанного предписания до 08.11.2016 года.
Полагая, что оспариваемое предписание N 3471 от 07.09.2016 не соответствует требованиям действующего законодательства, ООО "УК "Комфорт-Л" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из законности оспариваемого предписания административного органа.
Суд округа находит выводы судов обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Верно применяя положения статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суды заключили, что Госжилинспекция Липецкой области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений. При этом административным органом соблюдены требования законодательства при организации и проведении внеплановой проверки в отношении Общества.
Давая оценку обоснованности выданного предписания с точки зрения его фактического содержания и обязательных предъявляемых к данному акту требований, суды первой и апелляционной инстанции верно учитывали следующее.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена положениями части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В соответствии с положениями части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Судами правомерно учтено, что многоквартирный жилой дом N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке находится в управлении ООО "УК "Комфорт-Л". На основании протокола общего собрания от 08.04.2015 года собственников помещений в многоквартирном доме N 10/3 по ул. Терешковой в г. Липецке была утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15 руб. 85 коп. за 1 кв. м в месяц с обязательным изменением его на уровень инфляции ежегодно. При этом согласно вопросу 7 указанного протокола был утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, установлена возможность изменения тарифа на оплату услуг на содержание и ремонт общего имущества на уровень инфляции, а также в случае изменения стоимости отдельных видов услуг, предоставляемых специализированными организациями, в том числе при их изменении в соответствии с нормативными актами уполномоченных органов государственной власти либо местного самоуправления, такое изменение является для собственников и управляющей организации обязательным.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что решения об увеличении размера платы за содержание жилого помещения с 15 руб. 85 коп. в сторону увеличения собранием собственников и органами местного самоуправления не принимались.
Общество, применяя в расчете суммы за оказанные услуги по содержанию общего имущества тариф в размере 17 руб. 77 коп. за 1 кв. м, руководствовалось пунктом 3.8 договора управления, по существу предоставляющего управляющей компании право в одностороннем порядке изменить размер платы за услуги по содержанию общего имущества путем индексации при изменении уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Тем не менее, само по себе наличие в договоре указанного условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы.
Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников помещений во взаимоотношениях с управляющей организацией. Указанные нормы не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Кроме того, использованное общим собранием термин "уровень инфляции", равно как и термины, примененные в договоре управления, не определяют четкий алгоритм увеличения ранее установленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, который бы позволял сделать бесспорный вывод об увеличении платы в строгом соответствии с волеизъявлением собственников.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия ООО "УК "Комфорт-Л" по увеличению размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 10/3, в одностороннем порядке без решения этого вопроса на общем собрании собственников применительно к конкретному размеру (величине) тарифа - 17 руб. 77 коп. являются неправомерными и противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ, в связи с чем оспариваемое предписание обоснованно признано судом первой инстанции соответствующим нормам действующего законодательства.
Суд округа также поддерживает выводы судов о том, что в силу закона ООО "УК "Комфорт-Л" вправе только представить общему собранию свои предложения по размеру платы, но не вправе принимать такое решение самостоятельно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А36-11114/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
Е.В.БЕССОНОВА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)