Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.05.2016 N Ф03-1777/2016 ПО ДЕЛУ N А04-7574/2015

Требование: О признании недействительными приказов органа государственного регулирования цен и тарифов, об обязании устранить допущенные нарушения.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган государственного регулирования цен и тарифов установил для общества размер платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения без учета всех расходов на подключение многоквартирных жилых домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. N Ф03-1777/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии:
- от заявителя: ОАО "Амурские коммунальные системы" - Крючкова С.Г., представитель по доверенности от 04.05.2016 N 53;
- от управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - Гриценко М.В., представитель по доверенности от 18.01.2016 N 01-03-70, Стовбун Н.А., представитель по доверенности от 25.11.2015 N 01-03-3481;
- от третьих лиц: ООО "Лагуна" - представитель не явился;
- ЗАО "Амурстрой" - Колесникова М.В., представитель по доверенности от 25.03.2015 N 28 АА 0631614, Подбельцева И.А., представитель по доверенности от 19.05.2016 N 256;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
на решение от 30.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016
по делу N А04-7574/2015
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Котляревский В.И., в апелляционном суде судьи: Пескова Т.Д., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Лагуна", закрытое акционерное общество "Амурстрой"
о признании недействительными решений
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 296, далее - ОАО "АКС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1082801011457, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 206, далее - Управление, орган госрегулирования) о признании экспертного заключения по установлению размера платы за технологическое присоединение к сетям холодного водоснабжения и водоотведения следующих объектов: многоквартирные жилые дома Литер 1, 2, 3, 4 ООО "Лагуна", расположенные в 395 квартале г. Благовещенска; многоквартирный жилой дом литер 1 ЗАО "Амурстрой", расположенный в 239 квартале г. Благовещенска не соответствующим закону; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АКС" путем пересмотра размера платы за подключение к сетям холодного водоснабжения и водоотведения следующих объектов: многоквартирные жилые дома Литер 1, 2, 3, 4 ООО "Лагуна", расположенные в 392 квартале г. Благовещенска; многоквартирный жилой дом литер 1 ЗАО "Амурстрой", расположенный в 239 квартале г. Благовещенска с учетом локального сметного расчета ОАО "АКС".
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель требования уточнил, просил признать недействительными приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 27.05.2015 N 58-пр/в, N 57-пр/в, обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лагуна", закрытое акционерное общество "Амурстрой".
Решением суда от 30.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличие оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, приказом управления государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области от 27.05.2015 N 57-пр/в "Об установлении для ООО "Лагуна" размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Амурские коммунальные системы" в индивидуальном порядке" установлен размер платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения - 3014, 722 тыс.руб. без НДС, по водоотведению - 14667,628 тыс.руб. без НДС.
Приказом Управления от 27.05.2015 N 58-пр/в "Об установлении для ЗАО "Амурстрой" размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Амурские коммунальные системы" в индивидуальном порядке" установлен размер платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения - 698,24 тыс.руб. без НДС, по водоотведению - 16623,31 тыс. руб. без НДС.
ОАО "Амурские коммунальные системы" оспорило приказы органа госрегулирования, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исходя из ненормативного характера оспариваемых актов, пришел к выводу о возможности разрешить дело в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон N 416), пунктами 85, 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", пришел к выводам о несоответствии оспариваемых ненормативных актов Основам ценообразования и о нарушении прав заявителя, не все расходы которого были учтены органом госрегулирования при установлении платы за подключение.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
При этом, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования, Основы) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов, Правила).
В силу пункта 4 Основ тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Согласно пункту 81 Основ плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами.
Пунктом 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации. Согласно пункту 16 Правил предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил.
В силу пункта 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Как следует из материалов дела, управлением государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области при рассмотрении представленных ОАО "Амурские коммунальные системы" расчетных материалов и подготовке экспертного заключения по установлению размера платы для ООО "Лагуна" и ЗАО "Амурстрой" за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения в индивидуальном порядке, были учтены при расчета тарифа расходы регулируемой организации в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2014 N 506/пр.
Экспертные заключения по своему содержанию отвечают требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержат предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифа.
То обстоятельство, что органом госрегулирования при установлении платы за подключение применены укрупненные нормативы цены строительства (НЦС 81-02-14-2014), подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, не противоречит пункту 86 Основ ценообразования.
Примененные укрупненные нормативы строительства рассчитаны и представляют собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения жилых зданий, рассчитанный на единицу измерения, при этом источник финансирования на стоимость строительства не влияет.
Таким образом, органом госрегулирования при установлении размера платы за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО "Лагуна" и ЗАО "Амурстрой" в индивидуальном порядке были соблюдены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, направленные, в том числе на обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности регулируемой организации (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона N 416-ФЗ), правовых оснований для признания ненормативных актов недействительными у судебных инстанций не имелось.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу N А04-7574/2015 Арбитражного суда Амурской области отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительными приказов Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 27.05.2015 NN 57-пр/в, 58-пр/в отказать.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2016 N 0000396, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.А.МИЛЬЧИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)