Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2016 N 05АП-3880/2016 ПО ДЕЛУ N А51-4488/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу N А51-4488/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 15 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции
дело N А51-4488/2016 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства
по иску муниципального унитарного предприятия "Уссурийский-Водоканал" Уссурийского городского округа (ИНН 2511040110, ОГРН 1023500859061)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Перспектива" (ИНН 2511079283, ОГРН 1122511002371)
о взыскании 49 795 рублей 16 копеек,
при участии:
- от истца - представитель Геладзе М.Г. (доверенность 25 АА 1872465 от 06.04.2016, паспорт);
- от ответчика - представитель Костенко Е.Г. (доверенность от 11.01.2016, паспорт),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (далее - истец, Предприятие, МУП "Уссурийск-Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Перспектива" (далее - ответчик, Общество, ООО "УК Перспектива") с заявлением о взыскании задолженности в размере 49 795 рублей 16 копеек за использованную из централизованной системы водоснабжения воду и сброшенные стоки при проведении промывки и запитки системы по многоквартирным домам.
В силу положений статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) настоящий спор рассмотрен судом в порядке Главы 29 АПК РФ ("Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства") и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства".
Решением суда от 21.04.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Считая указанный судебный акт незаконным и необоснованным, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства, просил решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей правовой позиции сослался на приблизительные сведения об объеме использованной воды, которые представил истцу. Кроме того, указал, что не является управляющей компанией по двум домам, а предоставляет услуги по содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию. Обратил внимание суда на то, что не получал определения о рассмотрении иска в суде.
В канцелярию суда от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (часть 1 статьи 122 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном названным Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции 09.03.2016 в адрес Общества направлено определение от 04.03.2016 о принятии искового заявления в порядке упрощенного производства. Конверт с указанным определением 28.03.2016 возвращен в суд с отметкой "истек срок хранения".
Между тем в соответствии с пунктами 3.2 - 3.4 и 3.6 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное" заказные письма разряда "Судебное" доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении. При отсутствии адресата в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляются извещения с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда "Судебное" в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Не врученные адресатам заказные письма разряда "Судебное" возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
На имеющемся в материалах дела конверте (л. д. 2), в котором ответчику направлялось судебное определение и который был возвращен органом связи с отметкой "истек срок хранения", отсутствуют отметки о том, что адресату оставлено первичное извещение. Из информации, размещенной на сайте "Почты России" в сети Интернет, следует, что органом связи производилась только одна попытка вручения ответчику судебного извещения, вместо двух.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции ошибочно посчитать ответчика надлежащим образом извещенным о начавшемся судебном процессе.
Пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ предусмотрено, что рассмотрение дела арбитражным судом в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании судом рассмотрено ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов: заверенных копий договоров возмездного оказания услуг от 01.05.2014 и от 01.06.2014, выписок из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ "Плеханова, 85", ТСЖ "Вымпел" и удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы исковых заявлений, апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что иск подлежит удовлетворению частично.
На основании Постановления Администрации Уссурийского городского Округа Приморского края от 13.02.2013 N 398 МУП "Уссурийск-Водоканал" определено гарантирующей организацией для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в границах Уссурийского городского округа.
В октябре 2015 года ООО "УК Перспектива" при подготовке системы отопления в многоквартирных домах использовало холодную воду на промывку и запитку системы отопления и сбросило стоки в систему канализации МУП "Уссурийск-Водоканал".
На запрос Предприятия о предоставлении информации (исх. N 06-15/2766 от 02.10.2015), Общество 09.10.2015 исх. N 375 предоставило информацию о том, по каким адресам и в каком количестве использована холодная вода на промывку и запитку системы отопления в многоквартирных жилых домах (МКД), находящихся в управлении или обслуживании Общества. Согласно предоставленным сведениям, объем воды, использованной при промывки и запитки системы отопления, составил 823,72 куб. м.
МУП "Уссурийск-Водоканал" произвело расчет платы за потребленный ресурс и сопроводительным письмом N 06-15/2946 от 15.10.2015 направило в адрес ответчика счет-фактуру N АБ10-000020 от 15.10.2015, акт выполненных работ N АБ10-000020 от 15.10.2015 с просьбой принять данные счета к учету и произвести оплату в размере 49 795 рублей 16 копеек в срок до 30.10.2015.
Ответчик на письмо не ответил, акт выполненных работ не подписал, счет не оплатил, что явилось основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями в суд.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При этом в силу пункта 3 Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. По общему правилу собственник несет бремя его содержания (статьи 209, 210 ГК РФ).
Порядок пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда, пользования общим имуществом собственников помещений, содержания и ремонта жилых помещений, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за коммунальные услуги регулируется жилищным законодательством (часть 1 статьи 4 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления эти домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Согласно представленным в материалы дела распечаткам с официального сайта "Реформа ЖКХ", ООО "УК Перспектива" является управляющей организацией в многоквартирных домах в городе Уссурийске по следующим адресам: ул. Ветеранов, 2, 6; ул. Воложенина, 13; ул. Горького, 71, 79; ул. Дзержинского, 52, 56; ул. Беляева, 34-А; ул. Некрасова, 50, 82-А, 84, 118; ул. Попова 32, 35; ул. Русская, 1, 14; ул. Тургенева, 6, 6-А; ул. Ушакова, 12, 12-А; ул. Францева, 13, 23, 35; ул. Чичерина, 81; ул. Плеханова, 85; ул. Ленинградская, 21-А, 21-Б; ул. Локомотивная, 27.
Вместе с тем, из представленных ответчиком договоров возмездного оказания услуг от 01.07.2014 и от 01.05.2014 следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Уссурийск, ул. Дзежинского, д. 56, находится под управлением ТСЖ "Вымпел", многоквартирный дом по адресу: г. Уссурийск, ул. Плеханова, д. 85 находится под управлением ТСЖ "Плеханова-85", с которыми у ООО "УК Перспектива" заключены указанные договоры на оказание услуг по содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
Таким образом, ответчик не управляет указанными домами и не может считаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к указанным домам.
В рамках предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением от 13.08.2006 N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
На основании пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Необходимость работ по проведению гидропневматической промывки закреплена Постановлением от 27.09.2003 N 170 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", пункт 5.2.10 которого предусматривает обязательность промывки и невозможность пуска тепла в дома до проведения промывки отопительных систем.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" подключение систем отопления не прошедших промывку не допускается. Промывка систем отопления производится ежегодно после окончания отопительного периода. Для промывки систем отопления используется водопроводная или техническая вода.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд установил, что внутридомовая система отопления относится к составу общего имущества. Осуществление промывки систем отопления является обязательным мероприятием (услугой), необходимым для содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N 306).
Устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункт 3 Правил N 306).
Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункты 26 - 27 Правил N 306).
В настоящем случае, факт промывки, так же как и факт использования воды и наличия задолженности подтверждается представленными в материалы дела документами, в частности перепиской между сторонами, счетом-фактурой и ответчиком не оспорены. Доказательств того, что для сезонной промывки систем отопления жилых домов, использован меньший объем воды, нежели указанный истцом, ответчиком, в нарушении статьи 65 АПК РФ, не представлено.
На основании приведенных норм права, принимая во внимание, что ответчик не является управляющей компанией многоквартирных домов по адресам: г. Уссурийск, ул. Дзежинского, д. 56 и г. Уссурийск, ул. Плеханова, д. 85, в связи с чем, заявленная к взысканию задолженность подлежит уменьшению на 1 601 руб. 96 коп. и 3 844 руб. 71 коп. соответственно, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в сумме 44 348 рублей 49 копеек, а в остальной части иска отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ подлежат распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.04.2016 по делу N А51-4488/2016 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Перспектива" в пользу муниципального унитарного предприятия "Уссурийский-Водоканал" Уссурийского городского округа 44 348 рублей 49 копеек основного долга, 1 780 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, всего 46 128 рублей 49 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Уссурийский-Водоканал" Уссурийского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Перспектива" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Произвести зачет взысканных сумм, определить к взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Перспектива" в пользу муниципального унитарного предприятия "Уссурийский-Водоканал" Уссурийского городского округа 43 128 рублей 49 копеек.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
К.П.ЗАСОРИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)