Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 17АП-11147/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-13719/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. N 17АП-11147/2017-АК

Дело N А71-13719/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситниковой Т.В.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комфорт" (ОГРН 1141831001234, ИНН 1831164994): не явились
от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079): не явились
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8": не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комфорт"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 мая 2017 года
по делу N А71-13719/2016,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комфорт"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8",
о признании незаконным решения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комфорт" (далее - заявитель, ООО "УК Комфорт") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - т. 1 л.д. 137) о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция УР) N 2324-О от 05.10.2016 об отказе лицензиату - ООО "УК Комфорт" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Грибоедова, д. 30 А.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.12.2016 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (т. 1 л.д. 164-165).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года по делу N А71-13719/2016, принятым судьей Калининым Е.В., в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК Комфорт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о соблюдении им требований п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, поскольку письмом от 22.09.2016 N 340 в адрес Госжилинспекции УР были направлены все необходимые для внесения изменений в реестр лицензий документы. Полагает, что нарушение оформления и содержания протокола общего собрания не может являться основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
Госжилинспекция УР, ООО "УК-Ижкомцентр" представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ООО УК "ЖРП N 8" письменный отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили (Госжилинспекция УР ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя), что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Комфорт" на основании лицензии от 24.04.2015 N 018-000016 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (т. 1 л.д. 10).
25.04.2016 между ООО "Южная" (Застройщик) и ООО "УК Комфорт" (Управляющая компания) был заключен договор N 23 управления многоквартирным домом в период после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Льва Толстого, д. 28 (т. 1 л.д. 32-38).
26.07.2016 ООО "УК Комфорт" обратилось в Госжилинспекцию УР с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 30А по ул. Грибоедова в г. Ижевске (т. 1 л.д. 92-93).
08.08.2016 по результатам рассмотрения данного заявления Госжилинспекцией УР было вынесено решение N 1802-о об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления (т. 1 л.д. 95).
Как установлено судом первой инстанции, причиной отказа послужило несоответствие представленных заявителем документов обязательным требованиям, а именно: был представлен договор управления в отношении другого многоквартирного дома (г. Ижевск, ул. Льва Толстого, д. 28); приложения к заявлению заверены ненадлежащим образом, неуполномоченным лицом (отсутствовала доверенность на специалиста Лобовикову С.В.); не выполнено требование о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса РФ.
В дополнительном соглашении N 1 от 01.08.2016 к договору управления многоквартирным домом N 23 от 25.04.2016 стороны пришли к соглашению о необходимости изменения адреса объекта, указанного в п. 1.1 договора на г. Ижевск, ул. Грибоедова, д. 30А (т. 1 л.д. 40).
12.08.2016 ООО "УК Комфорт" повторно обратилось в Госжилинспекцию УР с заявлением о включении сведений о многоквартирном доме N 30А по ул. Грибоедова в г. Ижевске в реестр лицензий Удмуртской Республики (т. 1 л.д. 100-101).
23.08.2016 по результатам рассмотрения заявления Госжилинспекцией УР было вынесено решение N 2001-О о внесении изменений в реестр (включении дома N 30А в реестр лицензий Удмуртской Республики) с 23.08.2016 (т. 1 л.д. 102).
23.08.2016 органом местного самоуправления был проведен конкурс по отбору управляющей организации данного дома (т. 2 л.д. 2-5).
31.08.2016 ООО "УК Комфорт" с сопроводительным письмом N 215 направило в Госжилинспекцию УР пакет документов, включающий протокол общего собрания собственников от 30.08.2016, договор управления, бюллетени голосования (т. 1 л.д. 103).
Без заявления о включении сведений в реестр данные документы были расценены Госжилинспекцией УР как представленные в рамках ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ и приняты на хранение.
16.09.2016 в Госжилинспекцию УР обратилась другая управляющая компания - ООО УК "ЖРП N 8" с заявлением о включении дома N 30А по ул. Грибоедова в г. Ижевске в реестр лицензий Удмуртской Республики на основании проведенного органом местного самоуправления 23.08.2016 открытого конкурса по отбору управляющей организации (т. 1 л.д. 104).
22.09.2016 в связи с проведением общего собрания собственников в доме N 30А по ул. Грибоедова в г. Ижевске от 30.08.2016 и отсутствием ответа на письмо N 215 от 31.08.2016, ООО "УК Комфорт" повторно обратилось в Госжилинспекцию УР, представив, в том числе, заявление о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики (т. 1 л.д. 109-110).
Решением N 5158-О от 25.09.2016 Госжилинспекция УР приостановила рассмотрение заявления ООО УК "ЖРП N 8" в связи с наличием в реестре сведений об управлении многоквартирного дома другим лицензиатом (т. 1 л.д. 105). В адрес ООО "УК Комфорт" был направлен запрос о предоставлении необходимых документов в соответствии с требованием п. 15 Порядка N 938/пр (т. 1 л.д. 106).
ООО "УК Комфорт" запрашиваемые материалы не предоставило, направив в адрес Госжилинспекции УР письмо от 28.09.2016 N 346, из текста которого следовало, что запрашиваемые документы в адрес ООО "УК Комфорт" от ООО УК "ЖРП N 8" не поступали (т. 1 л.д. 107).
30.09.2016 Госжилинспекцией УР было принято решение N 5158/2 об исключении многоквартирного дома N 30А по ул. Грибоедова в г. Ижевске из перечня домов, управление которыми осуществляет лицензиат - ООО "УК Комфорт" с 30.09.2016 (т. 1 л.д. 108).
05.10.2016 Госжилинспекцией УР по результатам рассмотрения заявления ООО "УК Комфорт" от 22.09.2016 N 340 (вх. N 2324-о от 23.09.2016 - т. 1 л.д. 109) принято решение N 2324-О об отказе лицензиату - ООО "УК Комфорт" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Грибоедова, д. 30А (т. 1 л.д. 111).
Как установлено судом первой инстанции, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления послужили следующие: представленные заявителем документы не соответствовали обязательным требованиям, в том числе протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не соответствовал Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 937/пр от 25.12.2015, в частности, не подписан председателем и секретарем общего собрания; не представлена опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом; наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления.
Считая решение Госжилинспекции УР от 05.10.2016 N 2324-О незаконным и нарушающим его права, ООО "УК Комфорт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора не установил совокупности оснований для признания оспариваемого решения незаконным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса РФ).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с п. 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка N 938/пр, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (п. 4 Порядка N 938/пр).
В соответствии с п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В силу п. 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе, выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (подп. "а").
В пункте 15 Порядка N 938/пр установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подп. "а").
В силу пункта 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Исследовав представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями вышеназванных норм применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Госжилинспекция УР действовала в рамках предусмотренной Жилищным кодексом РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий; принятое решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления в связи с не предоставлением заявителем необходимых документов, предусмотренных п. 3 Порядка N 938/пр, а также несоответствием протокола общего собрания Приказу Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, является законным.
Судом первой инстанции подробно исследованы доводы заявителя о соблюдении им всех условий и представления необходимых документов, предусмотренных п. 3 Порядка N 938/пр.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом установлено и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, что ООО "УК Комфорт" в составе документов, направленных в адрес Госжилинспекции УР с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, был представлен протокол N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Грибоедова, д. 30А от 30.08.2016, с повесткой, в том числе, о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей компанией и выборе в качестве таковой ООО "УК Комфорт" (т. 1 л.д. 109, 112-115).
Между тем, протокол N 1 общего собрания от 30.08.2016, направленный в Госжилинспекцию УР, не содержит подписей председателя и секретаря общего собрания, относящихся в силу п. 4 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, которые содержатся в приложении N 1 к Приказу Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ к обязательным реквизитам протокола общего собрания (т. 1 л.д. 112-115).
Апелляционный суд поддерживает выводы заинтересованного органа и суда первой инстанции о том, что неподписанный протокол общего собрания собственников, как не соответствующий положениям Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и Требований N 937/пр, не мог быть положен в основу для включения сведений об ООО "УК Комфорт" в реестр лицензий Удмуртской Республики.
Представление заявителем протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не соответствующего обязательным требованиям, и, как следствие, не являющегося надлежащим доказательством принятия собственниками соответствующего решения, является достаточным основанием для отказа ООО "УК Комфорт" во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий.
Представленные в материалы дела акты от 29.08.2016 об отказе секретаря собрания и председателя собрания от подписания протокола (т. 1 л.д. 155-156) получили надлежащую правовую оценку суда.
Данные акты в Госжилинспекцию УР не представлялись, кроме того, датированы ранее даты составления протокола общего собрания собственников от 30.08.2016.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что законность оснований для вынесения оспариваемого решения Госжилинспекцией УР установлена судами первой и апелляционной инстанций, оно не может нарушать чьи-либо права.
Поскольку основания, указанные в ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта отсутствуют, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года по делу N А71-13719/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.М.ТРЕФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)