Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме, обслуживание и содержание которого осуществляется ответчиком, не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и представителей иных маломобильных групп населения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Игумнова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Яшиной И.В.
судей Емельяновой Е.А., Мариной И.Л.
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-600/2016 по апелляционному представлению прокурора Невского района Санкт-Петербурга и апелляционной жалобе администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2016 года по иску прокурора Невского района Санкт-Петербурга к ТСЖ "Товарищеский 28", об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Яшиной И.В., выслушав объяснения представителя процессуального истца прокурора Невского района Санкт-Петербурга - прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Рыбаловой О.А.; представителя ответчика ТСЖ "Товарищеский 28" - Р.А.; представителя третьего лица Администрации Невского района Санкт-Петербурга - В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
Прокурор Невского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ТСЖ "Товарищеский 28", администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований законодательства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а именно: установить поручни и пандус, обеспечивающие безопасный доступ на объект инвалидам и другим маломобильным группам населения, установить поручни на лестничном марше слева, поручни справа привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51261-99, привести в соответствие с п. 5.1.4 СП 59.13330 высоту порога входной двери с улицы и внутренней двери на верхней площадке лестничного марша, приборы для открывания и закрытия дверей, кнопки различных систем контроля, которыми могут воспользоваться граждане маломобильной группы населения внутри здания установить в соответствии с п. 5.4.2 СП 59.13330, участки пола перед входом на лестницу обустроить тактильным предупреждающим указателем и контрастно окрашенной поверхностью в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что первая парадная дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, обслуживанием и содержанием которого является ответчик, не оборудована для беспрепятственного безопасного доступа инвалидов и представителей иных маломобильных групп населения, что является нарушением законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03.03.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Прокурор в апелляционном представлении просит решение суда отменить, полагает его незаконным и необоснованным.
Администрация Невского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, резолютивную часть решения суда оставить без изменения, в мотивировочной части указать на необходимость решить вопрос путем проведения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу реконструкции или ремонта общего имущества многоквартирного дома с целью повышения доступности жилья для инвалидов и маломобильных групп населения.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума).
Данным требованиям закона обжалуемое решение суда не отвечает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из ошибочного положения о том, что на ответчика ТСЖ "Товарищеский 28" не может быть возложена обязанность по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Так, статьей 7 Конституции Российской Федерации, закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 названного Закона Правительство РФ, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга 08.09.2015 года проверки выявлено, что в первой парадной многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, отсутствуют поручни и пандус, обеспечивающие безопасный доступ на объект инвалидам и другим маломобильным группам населения; на лестничном марше слева отсутствуют поручни; поручни на лестничном марше справа не соответствует требованиями ГОСТ Р 51261-99; высота порога входной двери с улицы и внутренней двери на верхней площадке лестничного марша не соответствует требованиям п. 5.1.4 СП 59.13330; отсутствуют приборы для открывания и закрытия дверей, кнопки различных систем контроля, которыми могут воспользоваться граждане маломобильной группы населения внутри здания; участки пола перед входом на лестницу не обустроены тактильным предупреждающим указателем и контрастно окрашенной поверхностью в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026.
Содержание и техническое обслуживание дома <адрес> осуществляет ТСЖ "Товарищеский 28".
Ответчиком доказательств отсутствия вышеперечисленных нарушений в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Одним из способов управления многоквартирным домом в силу части 2 п. 2 ст. 161 ЖК РФ является управление товариществом собственников жилья.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 года, в состав общего имущества помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, жилые здания.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком ТСЖ "Товарищеский 28" не представлено доказательств доступности беспрепятственного использования маломобильных групп населения, наличия или отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений для доступа, отсутствия возможности установления специальных приспособлений не представлено.
Комплекс работ по обеспечению доступа в парадную дома для маломобильных групп который должен быть произведен ТСЖ "Товарищеский 28" в рамках осуществления деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений, что согласуется с нормами действующего жилищного законодательства и не противоречит Уставу ТСЖ "Товарищеский 28". На производство комплекса работ в данном случае не требуется решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Судебная коллегия на основании приведенных норм права в их взаимосвязи приходит к выводу о том, что именно на ответчика ТСЖ "Товарищеский 28" в силу закона должна быть возложена обязанность по созданию условий для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в многоквартирный жилой дом.
При таких обстоятельствах, с учетом выявленных нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов по созданию условий для доступа в многоквартирный жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, судебная коллегия находит требования прокурора Невского района Санкт-Петербурга законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03.03.2016 года постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, основанном на неверном толковании законодательства и подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджет Санкт-Петербурга надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать ТСЖ "Товарищеский 28" в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства, а именно: в первой парадной дома <адрес> установить поручни и пандус, обеспечивающие безопасный доступ на объект инвалидам и другим маломобильным группам населения, установить поручни на лестничном марше слева, установить поручни справа привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51261-99, привести в соответствие с п. 5.1.4 СП 59.13330 высоту порога входной двери с улицы и внутренней двери на верхней площадке лестничного марша, приборы для открытия и закрытия дверей, кнопки различных систем контроля, которыми могут воспользоваться граждане маломобильной группы населения внутри здания установить в соответствии с п. 5.4.2 СП 59.13330, участки пола перед входом на лестницу обустроить тактильным предупреждающим указателем и контрастно окрашенной поверхностью в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.
Взыскать с ТСЖ "Товарищеский 28" в доход бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.08.2016 N 33-15486/2016 ПО ДЕЛУ N 2-600/2016
Требование: Об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты населения и обеспечения доступности зданий маломобильным группам населения.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме, обслуживание и содержание которого осуществляется ответчиком, не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и представителей иных маломобильных групп населения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. N 33-15486/2016
Судья: Игумнова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Яшиной И.В.
судей Емельяновой Е.А., Мариной И.Л.
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-600/2016 по апелляционному представлению прокурора Невского района Санкт-Петербурга и апелляционной жалобе администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2016 года по иску прокурора Невского района Санкт-Петербурга к ТСЖ "Товарищеский 28", об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Яшиной И.В., выслушав объяснения представителя процессуального истца прокурора Невского района Санкт-Петербурга - прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Рыбаловой О.А.; представителя ответчика ТСЖ "Товарищеский 28" - Р.А.; представителя третьего лица Администрации Невского района Санкт-Петербурга - В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Невского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ТСЖ "Товарищеский 28", администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований законодательства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а именно: установить поручни и пандус, обеспечивающие безопасный доступ на объект инвалидам и другим маломобильным группам населения, установить поручни на лестничном марше слева, поручни справа привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51261-99, привести в соответствие с п. 5.1.4 СП 59.13330 высоту порога входной двери с улицы и внутренней двери на верхней площадке лестничного марша, приборы для открывания и закрытия дверей, кнопки различных систем контроля, которыми могут воспользоваться граждане маломобильной группы населения внутри здания установить в соответствии с п. 5.4.2 СП 59.13330, участки пола перед входом на лестницу обустроить тактильным предупреждающим указателем и контрастно окрашенной поверхностью в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что первая парадная дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, обслуживанием и содержанием которого является ответчик, не оборудована для беспрепятственного безопасного доступа инвалидов и представителей иных маломобильных групп населения, что является нарушением законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03.03.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Прокурор в апелляционном представлении просит решение суда отменить, полагает его незаконным и необоснованным.
Администрация Невского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, резолютивную часть решения суда оставить без изменения, в мотивировочной части указать на необходимость решить вопрос путем проведения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу реконструкции или ремонта общего имущества многоквартирного дома с целью повышения доступности жилья для инвалидов и маломобильных групп населения.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума).
Данным требованиям закона обжалуемое решение суда не отвечает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из ошибочного положения о том, что на ответчика ТСЖ "Товарищеский 28" не может быть возложена обязанность по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Так, статьей 7 Конституции Российской Федерации, закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 названного Закона Правительство РФ, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга 08.09.2015 года проверки выявлено, что в первой парадной многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, отсутствуют поручни и пандус, обеспечивающие безопасный доступ на объект инвалидам и другим маломобильным группам населения; на лестничном марше слева отсутствуют поручни; поручни на лестничном марше справа не соответствует требованиями ГОСТ Р 51261-99; высота порога входной двери с улицы и внутренней двери на верхней площадке лестничного марша не соответствует требованиям п. 5.1.4 СП 59.13330; отсутствуют приборы для открывания и закрытия дверей, кнопки различных систем контроля, которыми могут воспользоваться граждане маломобильной группы населения внутри здания; участки пола перед входом на лестницу не обустроены тактильным предупреждающим указателем и контрастно окрашенной поверхностью в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026.
Содержание и техническое обслуживание дома <адрес> осуществляет ТСЖ "Товарищеский 28".
Ответчиком доказательств отсутствия вышеперечисленных нарушений в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Одним из способов управления многоквартирным домом в силу части 2 п. 2 ст. 161 ЖК РФ является управление товариществом собственников жилья.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 года, в состав общего имущества помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, жилые здания.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком ТСЖ "Товарищеский 28" не представлено доказательств доступности беспрепятственного использования маломобильных групп населения, наличия или отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений для доступа, отсутствия возможности установления специальных приспособлений не представлено.
Комплекс работ по обеспечению доступа в парадную дома для маломобильных групп который должен быть произведен ТСЖ "Товарищеский 28" в рамках осуществления деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений, что согласуется с нормами действующего жилищного законодательства и не противоречит Уставу ТСЖ "Товарищеский 28". На производство комплекса работ в данном случае не требуется решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Судебная коллегия на основании приведенных норм права в их взаимосвязи приходит к выводу о том, что именно на ответчика ТСЖ "Товарищеский 28" в силу закона должна быть возложена обязанность по созданию условий для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в многоквартирный жилой дом.
При таких обстоятельствах, с учетом выявленных нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов по созданию условий для доступа в многоквартирный жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, судебная коллегия находит требования прокурора Невского района Санкт-Петербурга законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03.03.2016 года постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, основанном на неверном толковании законодательства и подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджет Санкт-Петербурга надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать ТСЖ "Товарищеский 28" в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства, а именно: в первой парадной дома <адрес> установить поручни и пандус, обеспечивающие безопасный доступ на объект инвалидам и другим маломобильным группам населения, установить поручни на лестничном марше слева, установить поручни справа привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51261-99, привести в соответствие с п. 5.1.4 СП 59.13330 высоту порога входной двери с улицы и внутренней двери на верхней площадке лестничного марша, приборы для открытия и закрытия дверей, кнопки различных систем контроля, которыми могут воспользоваться граждане маломобильной группы населения внутри здания установить в соответствии с п. 5.4.2 СП 59.13330, участки пола перед входом на лестницу обустроить тактильным предупреждающим указателем и контрастно окрашенной поверхностью в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.
Взыскать с ТСЖ "Товарищеский 28" в доход бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)