Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 5 мая 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт": Новосельцевой Е.И., представителя по доверенности N 198 от 01.10.2015;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: Новиковой Е.А., по доверенности N 1 от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600) на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.03.2016 по делу N А48-236/2016 (судья Капишникова Т.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (ОГРН 1055753017990, ИНН 5753036541) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - заявитель, ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт", Общество, ОГРН 1115742001682) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Орловской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 1192 по делу об административном правонарушении от 22.12.2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением суда от 16.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда области противоречат разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 42568-ОЛ/04 от 25.12.2015.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Общество, оказывая гражданину коммунальную услугу, является исполнителем данной коммунальной услуги, в связи с чем обязано соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей, в том числе Правила предоставления коммунальных услуг.
Как видно из материалов дела, 05.11.2015 при проверке обращений гражданина Симашова Е.Е. посредством осуществления выезда по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Дружно, д. 48 административным органом было установлено отсутствие необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых коммунальных услугах в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом (или комплекс жилых домов).
По факту выявленного нарушения 30.11.2015 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Переверзиной Ю.В. в присутствии уполномоченного представителя юридического лица, которому были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, составлен протокол N 1305 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (л.д. 77).
Копия протокола N 1305 об административном правонарушении получена уполномоченным представителем юридического лица 30.11.2015 о чем свидетельствует соответствующая подпись (л.д. 77 - оборот). В указанном протоколе также содержалось извещение о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении - 08.12.2015 в 14 час. 00 мин.
Определением от 08.12.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 22.12.2015 в связи с необходимостью изучения представленных Обществом дополнительных пояснений (л.д. 82).
Копия указанного определения получена ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" 15.12.2015, о чем свидетельствует копия почтового уведомления (л.д. 83).
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области Румянцевым А.П. 22.12.2015 в присутствии уполномоченного представителя юридического лица рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и принято постановление N 1192 по делу об административном правонарушении, которым ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде предупреждения за неисполнение обязанности по предоставлению потребителям путем размещения на досках объявлений, расположенных в пределах земельного участка, на котором расположен комплекс жилых домов информации, предоставление которой предусмотрено пп. "п" п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом области, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.01.2014 N 15 статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" с 01.01.2014 присвоен ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (л.д. 15-16).
В рассматриваемом случае ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения.
В силу подп. "б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 настоящих Правил.
Из анализа данных правовых норм следует, что функции управляющей компании в части предоставления коммунальных услуг при определенных п. 17 Правил N 354 обстоятельствах, в том числе по электроснабжению, осуществляет ресурсоснабжающая организация, которая в силу действующего законодательства обязана принимать оплату коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, в соответствии показаниями приборов учета.
Кроме того, настоящими правилами для исполнителя коммунальной услуги предусмотрены условия и требования, установленные п. 31 Правил.
Аналогичные выводы содержат постановления Верховного Суда РФ от 28.12.2015 N 9-АД15-14, от 09.09.2015 N 301-АД15-4925 по делу N А43-23833/2014, от 06.04.2015 N 301-АД14-8594 по делу N А43-28027/2013.
Следовательно, заявитель является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям и субъектом вменяемого административного правонарушения.
Праву потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре корреспондируют обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению такой информации, установленные Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Пунктом 1 Стандарта определено, что настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать информацию, в том числе о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (п. 1) Постановление Правительства N 354 от 06.05.2011 расширяет перечень обязательных способов доведения до потребителя информации.
В подпункте "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) установлен перечень информации, которую обязан предоставить потребителю исполнитель.
- Так, подпунктом "п" п. 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе этими Правилами, а также информация о этих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением этих Правил;
- На основании изложенного следует, что исполнитель обязан доводить необходимую информацию до сведения потребителей не только при заключении договора, но и путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей.
Из п. 31 Правил N 354 и п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" не следует, что гарантирующий поставщик, являющийся исполнителем коммунальной услуги, имеет право выбрать один из вышеперечисленных способов раскрытия информации, исключений также не предусмотрено.
Раскрытие информации всеми предусмотренными способами, в том числе установленными Правилами N 354 (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) гарантирует возможность получения потребителями коммунальных услуг интересующей их информации.
Исполнитель коммунальной услуги имеет право выбора: разместить информацию на досках объявлений либо во всех подъездах многоквартирного дома либо в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов).
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что административным органом было установлено, что в пределах земельного участка, на котором расположен комплекс жилых домов на территории Друженского сельского поселения Дмитровского района отсутствовала необходимая и достоверная информация об исполнителе и оказываемых коммунальных услугах.
Материалы дела подтверждают факт того, что заявителем не была исполнена обязанность по размещению необходимой информации в соответствии с пп. "п" п. 31 Правил N 354 на территории земельного участка, на котором расположен комплекс жилых домов, в рассматриваемом случае - д. Дружно.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства обратного суду не представлено.
Исследовав и оценив материалы дела, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 судами не установлено.
Требования ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, не установлено.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В качестве довода жалобы заявитель указывает, что выводы суда области противоречат разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 42568-ОЛ/04 от 25.12.2015.
Данный довод жалобы является несостоятельным, поскольку письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 42568-ОЛ/04 от 25.12.2015 не является нормативным правовым актом и источником права применительно к спорным правоотношениям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
В этой связи, государственная пошлина в размере 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченная по платежному поручению N 2620 от 22.03.2015, подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 16.03.2016 по делу N А48-236/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Судья
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2016 N 19АП-2035/2016 ПО ДЕЛУ N А48-236/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. по делу N А48-236/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 5 мая 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт": Новосельцевой Е.И., представителя по доверенности N 198 от 01.10.2015;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: Новиковой Е.А., по доверенности N 1 от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600) на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.03.2016 по делу N А48-236/2016 (судья Капишникова Т.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (ОГРН 1055753017990, ИНН 5753036541) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - заявитель, ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт", Общество, ОГРН 1115742001682) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Орловской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 1192 по делу об административном правонарушении от 22.12.2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением суда от 16.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда области противоречат разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 42568-ОЛ/04 от 25.12.2015.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Общество, оказывая гражданину коммунальную услугу, является исполнителем данной коммунальной услуги, в связи с чем обязано соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей, в том числе Правила предоставления коммунальных услуг.
Как видно из материалов дела, 05.11.2015 при проверке обращений гражданина Симашова Е.Е. посредством осуществления выезда по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Дружно, д. 48 административным органом было установлено отсутствие необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых коммунальных услугах в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом (или комплекс жилых домов).
По факту выявленного нарушения 30.11.2015 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Переверзиной Ю.В. в присутствии уполномоченного представителя юридического лица, которому были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, составлен протокол N 1305 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (л.д. 77).
Копия протокола N 1305 об административном правонарушении получена уполномоченным представителем юридического лица 30.11.2015 о чем свидетельствует соответствующая подпись (л.д. 77 - оборот). В указанном протоколе также содержалось извещение о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении - 08.12.2015 в 14 час. 00 мин.
Определением от 08.12.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 22.12.2015 в связи с необходимостью изучения представленных Обществом дополнительных пояснений (л.д. 82).
Копия указанного определения получена ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" 15.12.2015, о чем свидетельствует копия почтового уведомления (л.д. 83).
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области Румянцевым А.П. 22.12.2015 в присутствии уполномоченного представителя юридического лица рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и принято постановление N 1192 по делу об административном правонарушении, которым ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде предупреждения за неисполнение обязанности по предоставлению потребителям путем размещения на досках объявлений, расположенных в пределах земельного участка, на котором расположен комплекс жилых домов информации, предоставление которой предусмотрено пп. "п" п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом области, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.01.2014 N 15 статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" с 01.01.2014 присвоен ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (л.д. 15-16).
В рассматриваемом случае ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения.
В силу подп. "б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 настоящих Правил.
Из анализа данных правовых норм следует, что функции управляющей компании в части предоставления коммунальных услуг при определенных п. 17 Правил N 354 обстоятельствах, в том числе по электроснабжению, осуществляет ресурсоснабжающая организация, которая в силу действующего законодательства обязана принимать оплату коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, в соответствии показаниями приборов учета.
Кроме того, настоящими правилами для исполнителя коммунальной услуги предусмотрены условия и требования, установленные п. 31 Правил.
Аналогичные выводы содержат постановления Верховного Суда РФ от 28.12.2015 N 9-АД15-14, от 09.09.2015 N 301-АД15-4925 по делу N А43-23833/2014, от 06.04.2015 N 301-АД14-8594 по делу N А43-28027/2013.
Следовательно, заявитель является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям и субъектом вменяемого административного правонарушения.
Праву потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре корреспондируют обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению такой информации, установленные Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Пунктом 1 Стандарта определено, что настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать информацию, в том числе о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (п. 1) Постановление Правительства N 354 от 06.05.2011 расширяет перечень обязательных способов доведения до потребителя информации.
В подпункте "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) установлен перечень информации, которую обязан предоставить потребителю исполнитель.
- Так, подпунктом "п" п. 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе этими Правилами, а также информация о этих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением этих Правил;
- На основании изложенного следует, что исполнитель обязан доводить необходимую информацию до сведения потребителей не только при заключении договора, но и путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей.
Из п. 31 Правил N 354 и п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" не следует, что гарантирующий поставщик, являющийся исполнителем коммунальной услуги, имеет право выбрать один из вышеперечисленных способов раскрытия информации, исключений также не предусмотрено.
Раскрытие информации всеми предусмотренными способами, в том числе установленными Правилами N 354 (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) гарантирует возможность получения потребителями коммунальных услуг интересующей их информации.
Исполнитель коммунальной услуги имеет право выбора: разместить информацию на досках объявлений либо во всех подъездах многоквартирного дома либо в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов).
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что административным органом было установлено, что в пределах земельного участка, на котором расположен комплекс жилых домов на территории Друженского сельского поселения Дмитровского района отсутствовала необходимая и достоверная информация об исполнителе и оказываемых коммунальных услугах.
Материалы дела подтверждают факт того, что заявителем не была исполнена обязанность по размещению необходимой информации в соответствии с пп. "п" п. 31 Правил N 354 на территории земельного участка, на котором расположен комплекс жилых домов, в рассматриваемом случае - д. Дружно.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства обратного суду не представлено.
Исследовав и оценив материалы дела, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 судами не установлено.
Требования ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, не установлено.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В качестве довода жалобы заявитель указывает, что выводы суда области противоречат разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 42568-ОЛ/04 от 25.12.2015.
Данный довод жалобы является несостоятельным, поскольку письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 42568-ОЛ/04 от 25.12.2015 не является нормативным правовым актом и источником права применительно к спорным правоотношениям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
В этой связи, государственная пошлина в размере 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченная по платежному поручению N 2620 от 22.03.2015, подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 16.03.2016 по делу N А48-236/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Судья
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)