Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 N 06АП-3765/2017 ПО ДЕЛУ N А04-560/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. N 06АП-3765/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Жолондзь Ж.В., Ротаря С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Мирошниченко Е.Ю., представителя по доверенности от 01.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" и публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 25.05.2017
по делу N А04-560/2017
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Анышем Д.С.,
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные сети"
о понуждении к заключению договора энергоснабжения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно спора, администрация рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович,
установил:

Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ПАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением об обязании муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети" (ОГРН 1082808001198, ИНН 2826005359, далее - МУП "Коммунальные сети", предприятие) заключить договор энергоснабжения в предложенной истцом редакции.
Определением от 21.02.2017 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович (ОГРН 1032800316120, ИНН 2826002630, далее - администрация).
Решением от 25.05.2017 исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность заключить договор энергоснабжения.
Не согласившись с принятым судебным актом от 25.05.2017, ПАО "ДЭК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение изменить в части условий договора энергоснабжения, содержащихся в отдельных приложениях, согласно редакции, изложенной в оферте, изложив приложения NN 1, 1.1, 3, 3.1, 10 к договору энергоснабжения в редакции истца.
В обоснование доводов жалобы истец указал следующие обстоятельства: требования ПАО "ДЭК" включали редакцию направленной ответчику оферты договора энергоснабжения с приложениями, содержащими информацию о многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП "Коммунальные сети" и являющихся объектами поставки электрической энергии, а также вытекающих из этого сведений. При этом вышеуказанные сведения в приложениях к договору энергоснабжения в резолютивной части решения не заполнены, по мнению истца, они являются существенными условиями в договоре, отсутствие которых влечет за собой незаключенность вышеуказанного договора.
В апелляционной жалобе МУП "Коммунальные сети" просит решение от 25.05.2017 отменить и принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, указав в обоснование на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Ответчик ссылается на отсутствие в договоре управления, заключенного с собственниками (нанимателями) жилых помещений условия о предоставлении управляющей организацией коммунальных услуг энергоснабжения и делегирования ими права на заключения договора энергоснабжения с ПАО "ДЭК".
В судебном заседании апелляционной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи представитель ПАО "ДЭК" доводы своей жалобы и отзыва на апелляционную жалобу МУП "Коммунальные сети" поддержал.
МУП "Коммунальные сети" до начала разбирательства по делу известило суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в судебном заседании не принимал, отзыв не представил.
Как следует из материалов дела, на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, между МУП "Коммунальные сети" (управляющая организация) и администрацией (собственник) 24.07.2015 заключены договоры управления многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными по адресам: Амурская область, пгт. Ерофей Павлович, ул. Ленина, дома 6, 9, 10, 10а, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 29, 31; ул. Советская, дома 16, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 41, 45, 47, 49, 51;. Октябрьская, дома 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20а, 22, 23, 24, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 52; ул. Стадионная, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13; ул. Партизанская, дома 19, 24, 26, 26а, 27, 28, 28а, 30, 32, 34, 38, 40, 44; ул. Чапаева, дома 22, 26, 28, 34, 36, 38, 39, 41, 43, 63, 65; ул. Пушкина, дома 18, 33, 34, 36, 38, 38а, 40; ул. Шевченко, дома 25, 27, 41; ул. Вокзальная, дома, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25; ул. Погодаева, дома 1а, 20, 22; ул. Деповская, дома 1, 15; ул. Калинина, дома 1а, 2а, 2б; ул. Лазо, 1, 3; ул. Энергетиков, дома 1, 2; ул. Байдина, д. 3 а; ж.д. станции Большая Омутная, ул. Энергетиков, дома 1, 2, 3.
В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.1.22 договоров управления МКД от 24.07.2015 управляющая организация обязана предоставлять собственнику коммунальные услуги: отопление, водоснабжение, водоотведение, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами, деятельность; производить сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги с населения.
В рамках данных договоров собственники и иные пользователи помещений производят оплату за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление), за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (пункты 4.1 договоров).
Договоры от 24.07.2015 заключены сторонами на 3 года и вступили в силу с 01.08.2015 (пункты 7.1).
ПАО "ДЭК" является энергоснабжающей организацией, осуществляющей поставку электрическую энергию в МКД, находящиеся в управлении МУП "Коммунальные сети" по договорам от 24.07.2015.
Данный факт ответчиком не оспаривается.
Письмом от 26.10.2016 N 1546 ПАО "ДЭК" направило МУП "Коммунальные сети, как управляющей организации, оферту о заключении договора энергоснабжения от 01.10.2016 N СКООЭ0003656, с приложением проекта договора, регулирующего правоотношения сторон по продаже и оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности) для обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении покупателя (приложение N 1) коммунальной услуги электроснабжения и (или) коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в МКД.
Истец просил расценить указанное письмо как соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Письмом от 30.11.2016 N 884 МУП "Коммунальные сети" отказалось от подписания проекта договора на предложенных истцом условиях, сообщив, что договорами управления МКД, расположенными в пгт. Ерофей Павлович, ст. Большая Омутная, на предприятие не возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги энергоснабжения.
Мотивированных возражений относительно условий поставки электрической энергии (мощности) и оказанию услуг по ее передаче, в том числе относительно предмета договора, перечня домов, находящихся в управлении МУП "Коммунальные сети", прав, обязанностей и ответственности сторон, порядка определения объемов, стоимости и сроков оплаты электрической энергии, ответчиком не заявлено.
Полагая, что отказ МУП "Коммунальные сети" от заключения договора противоречит нормам действующего законодательства, устанавливающим обязанность для управляющей компании заключить договор энергоснабжения, ПАО "ДЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах и отзыве ПАО "ДЭК", заслушав пояснения представителя последнего, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сформулирован принцип свободы договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац второй пункта 1 статьи 421 ГК РФ).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 указанного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 указанных Правил.
Исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354).
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации. В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30-и дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил N 124 исполнитель вправе отказаться от заключения договора и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30-и дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
На приведенные в указанном пункте основания отказа от заключения договора ответчик не ссылался.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 3 Правил N 354).
Согласно пункту 40 указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, предоставление управляющей организацией потребителям коммунальных услуг осуществляется на основании заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора.
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, не вправе отказаться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованном обращении ПАО "ДЭК" в арбитражный суд с иском о понуждения МУП "Коммунальные сети" к заключению договора энергоснабжения, регулирующего правоотношения сторон по продаже электрической энергии (мощности) для обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, коммунальной услуги электроснабжения и (или) коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирных домах.
Судом первой инстанции установлено, что спор между сторонами по условиям договора отсутствует, в связи с чем условиями, на которых стороны обязаны заключить договор, является проект договора энергоснабжения, направленный ответчику письмом от 26.10.2016 N 1546.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в договоре управления, заключенного с собственниками (нанимателями) жилых помещений условия о предоставлении управляющей организацией коммунальных услуг энергоснабжения и делегирования ими права на заключения договора энергоснабжения с ПАО "ДЭК" является необоснованной в силу следующего.
Согласно пункту 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пункта 13 данных Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Таким образом, ответчик на основании указанных норм права обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления МКД управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Учитывая вышеизложенное, а также степень благоустройства многоквартирного жилого дома, ответчик является исполнителем всех коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, а избирательное включение таких услуг в договор управления противоречит вышеизложенным нормам права.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с МУП "Коммунальные сети", как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Данный вывод соответствует решению Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
Возражения ПАО "ДЭК", изложенные в апелляционной жалобы в части незаполнения приложений к договора энергоснабжения в резолютивной части оспариваемого решения (в том числе сведения устанавливающие перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении покупателя, присоединенную мощность, максимальную (разрешенную к использованию) мощность энергопринимающего оборудования нежилых помещений, не являющихся общим имуществом собственников, перечень точек поставки измерительных комплексов, по объектам, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, перечень точек поставки по объектам, не оборудованным коллективными (общедомовыми) приборами учета, список лиц, ответственных за электрохозяйство и т.д.), которые, по мнению истца, являются существенными условиями в договоре, неуказание которых влечет за собой незаключенность вышеуказанного договора, подлежат отклонению, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанций и получили надлежащую правовую оценку в порядке статьи 179 АПК РФ путем разъяснения обжалуемого судебного акта в определении от 21.06.2017. которое лицами, участвующими в деле не оспорено.
При изложенных обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Государственная пошлина по апелляционным жалобам в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на их заявителей.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Амурской области от 25.05.2017 по делу N А04-560/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.В.ШЕВЦ
Судьи
Ж.В.ЖОЛОНДЗЬ
С.Б.РОТАРЬ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)