Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Мировой судья - Меледина Е.Г.
Судья - Гурьева Е.П.
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на вступившее в законную силу решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер",
Государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края 20.04.2017 составлен протокол об административном правонарушении N <...> в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер") за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении ООО "Партнер" следующих норм законодательства: пунктов 3.2.1., 3.2.2, 3.2.11, 3.4.8., 4.2.1.1, 4.2.1.16, 4.4.1, 4.4.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.3, 4.8.4, 4.8.10, 4.8.12, 5.1.2., 5.2.1, 5.2.4, 5.9.1, 5.9.2, 5.9.4, 5.9.5, 5.9.10, 5.9.12, 5.9.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 179; абз. 7 ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; "а" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; ч. 2.3. ст. 161, п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Свердловского судебного района г. Перми от 19.06.2017 ООО "Партнер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 125000 руб.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.08.2017 постановление мирового судьи судебного участка N 5 Свердловского судебного района г. Перми от 19.06.2017 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием в действиях ООО "Партнер" состава административного правонарушения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 22.08.2017, начальник отдела административного делопроизводства Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края М. просит отменить решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.08.2017, оставить в силе постановление мирового судьи судебного участка N 5 Свердловского судебного района г. Перми от 19.06.2017.
В обоснование своих требований указывает, что судья районного суда при рассмотрении жалобы пришел к выводу, что вина ООО "Партнер" в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку на момент проведения проверки многоквартирный дом N <...> по ул. Ярославского города Перми находился в управлении ООО УК "Мой Дом". ООО "Партнер" представило в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекции) заявление исх. N <...> от 20.03.2017 с приложением документов и информацией о необходимости внести изменения в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся у юридического лица в управлении, и заключением договора управления многоквартирного дома по адресу: <...> <...> на основании протокола общего собрания собственников от 15.03.2017.
ООО "Партнер" 20.04.2017 представило заявление вх. N <...> от 20.04.2017 о внесении изменений в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД в связи с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся у юридического лица в управлении, в связи с заключением договора управления МКД по адресу: <...> <...> на основании протокола общего собрания собственников от 15.03.2017. Отдельного дома по ул. Емельяна Ярославского, <...> г. Пермь не существовало, поскольку дом по адресу: <...> <...> является многосекционным и его секция нумеруется под дробью. В связи с чем, информация о перечне домов еще не размещена в реестре лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности. Отсутствие указанной информации в реестре не является обстоятельством, освобождающим управляющую компанию от оказания услуг и выполнения работ по договору управления. В соответствии с п. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом не позднее, чем через тридцать дней со дня его подписания. В соответствии с п. 12.1 договора на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> дом <...>, ООО "Партнер" обязано было приступить к обслуживанию и управлению многоквартирным домом непосредственно с даты его заключения, т.е. с 20.03.2017. С этого же времени ООО "Партнер" выставляет жителям дома <...> по ул. Е. Ярославского г. Перми квитанции за содержание жилья, следовательно, с марта 2017 года ООО "Партнер" управляет домом по адресу: <...> <...>.
Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 25.08.2017 жалоба принята к рассмотрению, для проверки доводов жалобы истребовано дело об административном правонарушении, которое поступило 30.08.2017.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.
Статья 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), закрепляя перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установила, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В целях реализации статьи 162 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Из материалов дела об административном правонарушении N <...> следует, что 15.03.2017 общим собранием собственников многоквартирных домов N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> по ул. Емельяна Ярославского в г. Перми принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "Партнер" с 20.03.2017. (л.д. 197-201, 212-226 том 1).
17.03.2017 ООО "Партнер" направило в адрес ООО "Управляющая компания "Мой дом" (далее - ООО "УК "Мой Дом") уведомление о переходе многоквартирных домов N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> по ул. Емельяна Ярославского в г. Перми на основании вышеуказанного решения в управление ООО "Партнер", а также просило передать ООО "Партнер" всю техническую документацию на многоквартирные дома и иные документы, связанные с управлением многоквартирного дома, включая документы по регистрационному учету граждан по месту жительства в срок не позднее 20.04.2017, а также обеспечить явку представителя управляющей компании с целью составления акта технического состояния многоквартирных домов, проведении демонтажа замков на входах в технические помещения. (л.д. 195 том 1).
20.03.2017 между ООО "Партнер" и собственниками многоквартирных домов N <...> и <...> по адресу: <...> заключены договоры на управление многоквартирным домом (л.д. 35-45, 66-86 том 1).
23.03.2017 и 28.03.2017 ООО "Партнер" направило в адреса ООО "Пермская сетевая компания", ООО "Лифт - Сервис-ТО", ООО "Дезцентр Пермь" о проведении расчетов за коммунальные ресурсы непосредственно с собственниками помещений многоквартирных домов, включении многоквартирных домов в договора на оказание услуг (л.д. 204-205 том 1).
20.03.2017 и 20.04.2017 ООО "Партнер" в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края направлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N <...> и <...> по ул. Емельяна Ярославцева г. Пермь, в которых сообщило об изменении перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N <...> и <...>, расположенными по адресу: <...> на основании протокола общего собрания собственников от 15.03.2017. (л.д. 119-122 том 1).
11.04.2017 на основании распоряжения и.о заместителя начальника инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края Ш. N <...> от 10.04.2017 проведена внеплановая/выездная проверка дома по адресу: <...> дом <...>, в ходе которой установлено, что ООО "Партнер" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> <...> на основании договора управления многоквартирным домом N<...> от 20.03.2017 и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, выразившимся в оказании услуг по выполнению работ собственникам помещений в многоквартирном доме ненадлежащего качества, а именно в подъезде <...> на металлической двери входной группы отсутствует доводчик; общедомовые почтовые шкафы с индивидуальными ячейками деформированы, частично отсутствуют дверцы; коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования не предоставляется с 1 по 9 этаж; частично отсутствуют отопительные приборы; отклонение от горизонтали, трещины, частичное разрушение бетонного слоя лестничного марша входа в подъезд; в помещении тамбура разрушение, провал бетонного пола; между 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6, 6 и 7 этажами на лестничных клетках наблюдается коробление, рассыхание деревянных дверей выхода на общие балконы; между 1 и 2, 2 и 3 этажами на лестничных клетках, в деревянных дверях выходов на общие балконы отсутствует остекление; в секциях 3, 5, 7 этажей в помещениях душевых на стенах и потолках темные пятна, отслоение штукатурного и окрасочного слоев; в помещении мусоросборной камеры подъезда дома <...> наличие бытового мусора, на стенах частично отсутствует отделочная декоративная плитка, в нижней части ствола мусоропровода отсутствует шибер; отсутствуют акты выполненных работ по дератизации, дезинфекции и дезинсекции, не произведена регулярная обработка. (л.д. 8-11 том 1)
Проведение указанной проверки назначено Инспекцией на основании требования прокуратуры Пермского края о проведении внеплановой проверки дома, расположенного по адресу: <...> дом <...>, от 17.03.2017 на основании обращения Б. о нарушении требований жилищного законодательства со стороны ООО "УК "Мой Дом", выразившееся в неисполнении обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. (л.д. 17-18 том 1).
В связи с чем, Инспекцией в отношении ООО "Партнер" 20.04.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а также вынесено представление об устранении выявленных правонарушений в срок до 11.08.2017. (л.д. 1б, 6-7 том 1).
Согласно ответу генерального директора ООО "УК "Мой Дом" от 05.06.2017 на запрос мирового судьи ООО "УК "Мой Дом" осуществляет управление многоквартирным домом по ул. Ем.Ярославского, <...> с 01.08.2011 по настоящее время (л.д. 160 том 1).
05.05.2017 Инспекцией принято решение N <...> о приостановлении рассмотрения заявления ООО "Партнер" о внесении в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N <...> по ул. Ем.Ярославского г. Перми. (л.д. 166 том 1).
Мировой судья, привлекая ООО "Партнер" к административной ответственности, исходил из того, что виновность управляющей компании в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно: актом МУП "ПЕРМАРХБЮРО" N <...> от 17.07.2000 о том, что объекты недвижимости с адресами: <...> N N <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> переименованы в объект недвижимости с адресом: <...> <...>; договором управления многоквартирным домом от 20.03.2017; протоколом общего собрания от 15.03.2017; уведомлением ООО "Партнер" N <...> от 17.03.2017 ООО "УК "Мой Дом" о принятом собственниками решении о смене управляющей компании; письмами ООО "Партнер" в адрес ресурсоснабжающих организаций; квитанциями об оплате коммунальных услуг; пакетом документов, предоставленных в адрес ИГЖН, актом проверки от 11.04.2017, лицензией N <...> от 11.06.2015 подтверждающих, что ООО "Партнер" приняло в управление многоквартирный дом по адресу: <...> <...>, однако свои обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме надлежащим образом не исполняет.
Принимая решение о прекращении производства по данному делу, судья районного суда пришел к выводу, что совершенное обществом деяние не содержит признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заключение 20.03.2017 между собственниками многоквартирного дома и ООО "Партнер" договора на управление многоквартирным домом по адресу: <...> <...> не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Поводом для проведения Инспекцией проверки послужила жалоба гражданина на бездействие ООО "УК "Мой Дом", Инспекцией решения по результатам проведения проверки законности общего собрания по переизбранию управляющей компании не принято, ООО "УК "Мой Дом" техническая документации на дом ООО "Партнер" не передана, согласно сведениям из официального сайта ГИС ЖКХ до настоящего времени многоквартирный дом находится в управлении ООО "УК "Мой Дом", решением заместителя начальника ИГЖН по Пермскому краю от 20.06.2017 N <...> ООО "Партнер" отказано во внесении изменений в реестр в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Партнер". Кроме того, с момента принятия ООО "Партнер" многоквартирного дома к управлению (20.03.2017) до момента проведения Инспекцией проверки (11.04.2017) прошел незначительный период времени.
Оснований не согласиться с решением судьи Свердловского районного суда города г. Перми, не имеется.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <...> <...> в период с 01.08.2011 по 20.03.2017 находился в управлении ООО "УК "Мой Дом". Факт ненадлежащего исполнения ООО "УК "Мой Дом" своих обязанностей по управлению вышеуказанным многоквартирным домом подтвержден обращением Б. о нарушении требований жилищного законодательства, в дальнейшем подтвержден результатами проведения проверки Инспекции.
В силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Частью 9 названной статьи Кодекса установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Установленный указанной статьей тридцатидневный срок, позволяет начинать ООО "Партнер" управлять многоквартирным домом, начиная со следующего дня после заключения договора управления, если нет объективных препятствий для передачи многоквартирного дома в управление, но не позже 30 дней с момента заключения данного договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение двух рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
Таким образом, право управляющей организации на управление многоквартирным домом возникает из совокупности фактов: решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организацией для целей управления таким домом, заключение собственниками договоров управления многоквартирным домом с собственниками помещений не менее 51%, размещением информации на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
Из письма Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N <...> от 05.05.2017 следует, что в реестре содержатся сведения о многоквартирных домах N <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Емельяна Ярославского г. Перми, внесенные на основании заявления ООО "УК "Мой Дом" о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судом второй инстанции установлено, что решением заместителя начальника ИГЖН по Пермскому краю от 20.06.2017 N <...> ООО "Партнер" отказано во внесении изменений в реестр в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Партнер".
Учитывая, что на момент проведения проверки 11.04.2017 окончательно вопрос о передаче многоквартирного дома по ул. Ем.Ярославского, <...> в управление ООО "Партнер" не разрешен, техническая документация на дом ООО "УК "Мой Дом" не передана, а также тот факт, что ООО "Партнер" с момента заключения договора активно предпринимало меры для заключения договоров с обслуживающими организациями с целью осуществления обслуживания общего имущества многоквартирного дома по ул. Ем.Ярославского, <...>, установления технического состояния многоквартирного дома, вывод административного органа об осуществлении ООО "Партнер" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является преждевременным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии вины ООО "Партнер" в совершении вмененного административного правонарушения.
Кроме того, пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов осуществляется в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из анализа положений статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что вынесение решения, вследствие которого ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не допускается.
Сведений о существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, которые были допущены при рассмотрении настоящего дела и повлияли на исход дела, жалоба не содержит.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и сводятся к утверждению о наличии в действиях ООО "Партнер" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, что в силу вышеизложенного недопустимо.
На основании вышеизложенного, оснований для отмены судебного постановления Свердловского районного суда г. Перми от 03.08.2017, как о том просит в жалобе должностное лицо административного органа, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
Решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер" оставить без изменения, жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.09.2017 ПО ДЕЛУ N 44А-1238/2017
Требование: О привлечении к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N 44а-1238/2017
Мировой судья - Меледина Е.Г.
Судья - Гурьева Е.П.
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на вступившее в законную силу решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер",
установил:
Государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края 20.04.2017 составлен протокол об административном правонарушении N <...> в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер") за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении ООО "Партнер" следующих норм законодательства: пунктов 3.2.1., 3.2.2, 3.2.11, 3.4.8., 4.2.1.1, 4.2.1.16, 4.4.1, 4.4.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.3, 4.8.4, 4.8.10, 4.8.12, 5.1.2., 5.2.1, 5.2.4, 5.9.1, 5.9.2, 5.9.4, 5.9.5, 5.9.10, 5.9.12, 5.9.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 179; абз. 7 ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; "а" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; ч. 2.3. ст. 161, п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Свердловского судебного района г. Перми от 19.06.2017 ООО "Партнер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 125000 руб.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.08.2017 постановление мирового судьи судебного участка N 5 Свердловского судебного района г. Перми от 19.06.2017 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием в действиях ООО "Партнер" состава административного правонарушения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 22.08.2017, начальник отдела административного делопроизводства Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края М. просит отменить решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.08.2017, оставить в силе постановление мирового судьи судебного участка N 5 Свердловского судебного района г. Перми от 19.06.2017.
В обоснование своих требований указывает, что судья районного суда при рассмотрении жалобы пришел к выводу, что вина ООО "Партнер" в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку на момент проведения проверки многоквартирный дом N <...> по ул. Ярославского города Перми находился в управлении ООО УК "Мой Дом". ООО "Партнер" представило в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекции) заявление исх. N <...> от 20.03.2017 с приложением документов и информацией о необходимости внести изменения в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся у юридического лица в управлении, и заключением договора управления многоквартирного дома по адресу: <...> <...> на основании протокола общего собрания собственников от 15.03.2017.
ООО "Партнер" 20.04.2017 представило заявление вх. N <...> от 20.04.2017 о внесении изменений в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД в связи с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся у юридического лица в управлении, в связи с заключением договора управления МКД по адресу: <...> <...> на основании протокола общего собрания собственников от 15.03.2017. Отдельного дома по ул. Емельяна Ярославского, <...> г. Пермь не существовало, поскольку дом по адресу: <...> <...> является многосекционным и его секция нумеруется под дробью. В связи с чем, информация о перечне домов еще не размещена в реестре лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности. Отсутствие указанной информации в реестре не является обстоятельством, освобождающим управляющую компанию от оказания услуг и выполнения работ по договору управления. В соответствии с п. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом не позднее, чем через тридцать дней со дня его подписания. В соответствии с п. 12.1 договора на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> дом <...>, ООО "Партнер" обязано было приступить к обслуживанию и управлению многоквартирным домом непосредственно с даты его заключения, т.е. с 20.03.2017. С этого же времени ООО "Партнер" выставляет жителям дома <...> по ул. Е. Ярославского г. Перми квитанции за содержание жилья, следовательно, с марта 2017 года ООО "Партнер" управляет домом по адресу: <...> <...>.
Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 25.08.2017 жалоба принята к рассмотрению, для проверки доводов жалобы истребовано дело об административном правонарушении, которое поступило 30.08.2017.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.
Статья 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), закрепляя перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установила, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В целях реализации статьи 162 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Из материалов дела об административном правонарушении N <...> следует, что 15.03.2017 общим собранием собственников многоквартирных домов N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> по ул. Емельяна Ярославского в г. Перми принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "Партнер" с 20.03.2017. (л.д. 197-201, 212-226 том 1).
17.03.2017 ООО "Партнер" направило в адрес ООО "Управляющая компания "Мой дом" (далее - ООО "УК "Мой Дом") уведомление о переходе многоквартирных домов N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> по ул. Емельяна Ярославского в г. Перми на основании вышеуказанного решения в управление ООО "Партнер", а также просило передать ООО "Партнер" всю техническую документацию на многоквартирные дома и иные документы, связанные с управлением многоквартирного дома, включая документы по регистрационному учету граждан по месту жительства в срок не позднее 20.04.2017, а также обеспечить явку представителя управляющей компании с целью составления акта технического состояния многоквартирных домов, проведении демонтажа замков на входах в технические помещения. (л.д. 195 том 1).
20.03.2017 между ООО "Партнер" и собственниками многоквартирных домов N <...> и <...> по адресу: <...> заключены договоры на управление многоквартирным домом (л.д. 35-45, 66-86 том 1).
23.03.2017 и 28.03.2017 ООО "Партнер" направило в адреса ООО "Пермская сетевая компания", ООО "Лифт - Сервис-ТО", ООО "Дезцентр Пермь" о проведении расчетов за коммунальные ресурсы непосредственно с собственниками помещений многоквартирных домов, включении многоквартирных домов в договора на оказание услуг (л.д. 204-205 том 1).
20.03.2017 и 20.04.2017 ООО "Партнер" в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края направлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N <...> и <...> по ул. Емельяна Ярославцева г. Пермь, в которых сообщило об изменении перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N <...> и <...>, расположенными по адресу: <...> на основании протокола общего собрания собственников от 15.03.2017. (л.д. 119-122 том 1).
11.04.2017 на основании распоряжения и.о заместителя начальника инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края Ш. N <...> от 10.04.2017 проведена внеплановая/выездная проверка дома по адресу: <...> дом <...>, в ходе которой установлено, что ООО "Партнер" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> <...> на основании договора управления многоквартирным домом N<...> от 20.03.2017 и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, выразившимся в оказании услуг по выполнению работ собственникам помещений в многоквартирном доме ненадлежащего качества, а именно в подъезде <...> на металлической двери входной группы отсутствует доводчик; общедомовые почтовые шкафы с индивидуальными ячейками деформированы, частично отсутствуют дверцы; коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования не предоставляется с 1 по 9 этаж; частично отсутствуют отопительные приборы; отклонение от горизонтали, трещины, частичное разрушение бетонного слоя лестничного марша входа в подъезд; в помещении тамбура разрушение, провал бетонного пола; между 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6, 6 и 7 этажами на лестничных клетках наблюдается коробление, рассыхание деревянных дверей выхода на общие балконы; между 1 и 2, 2 и 3 этажами на лестничных клетках, в деревянных дверях выходов на общие балконы отсутствует остекление; в секциях 3, 5, 7 этажей в помещениях душевых на стенах и потолках темные пятна, отслоение штукатурного и окрасочного слоев; в помещении мусоросборной камеры подъезда дома <...> наличие бытового мусора, на стенах частично отсутствует отделочная декоративная плитка, в нижней части ствола мусоропровода отсутствует шибер; отсутствуют акты выполненных работ по дератизации, дезинфекции и дезинсекции, не произведена регулярная обработка. (л.д. 8-11 том 1)
Проведение указанной проверки назначено Инспекцией на основании требования прокуратуры Пермского края о проведении внеплановой проверки дома, расположенного по адресу: <...> дом <...>, от 17.03.2017 на основании обращения Б. о нарушении требований жилищного законодательства со стороны ООО "УК "Мой Дом", выразившееся в неисполнении обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. (л.д. 17-18 том 1).
В связи с чем, Инспекцией в отношении ООО "Партнер" 20.04.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а также вынесено представление об устранении выявленных правонарушений в срок до 11.08.2017. (л.д. 1б, 6-7 том 1).
Согласно ответу генерального директора ООО "УК "Мой Дом" от 05.06.2017 на запрос мирового судьи ООО "УК "Мой Дом" осуществляет управление многоквартирным домом по ул. Ем.Ярославского, <...> с 01.08.2011 по настоящее время (л.д. 160 том 1).
05.05.2017 Инспекцией принято решение N <...> о приостановлении рассмотрения заявления ООО "Партнер" о внесении в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N <...> по ул. Ем.Ярославского г. Перми. (л.д. 166 том 1).
Мировой судья, привлекая ООО "Партнер" к административной ответственности, исходил из того, что виновность управляющей компании в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно: актом МУП "ПЕРМАРХБЮРО" N <...> от 17.07.2000 о том, что объекты недвижимости с адресами: <...> N N <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> переименованы в объект недвижимости с адресом: <...> <...>; договором управления многоквартирным домом от 20.03.2017; протоколом общего собрания от 15.03.2017; уведомлением ООО "Партнер" N <...> от 17.03.2017 ООО "УК "Мой Дом" о принятом собственниками решении о смене управляющей компании; письмами ООО "Партнер" в адрес ресурсоснабжающих организаций; квитанциями об оплате коммунальных услуг; пакетом документов, предоставленных в адрес ИГЖН, актом проверки от 11.04.2017, лицензией N <...> от 11.06.2015 подтверждающих, что ООО "Партнер" приняло в управление многоквартирный дом по адресу: <...> <...>, однако свои обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме надлежащим образом не исполняет.
Принимая решение о прекращении производства по данному делу, судья районного суда пришел к выводу, что совершенное обществом деяние не содержит признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заключение 20.03.2017 между собственниками многоквартирного дома и ООО "Партнер" договора на управление многоквартирным домом по адресу: <...> <...> не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Поводом для проведения Инспекцией проверки послужила жалоба гражданина на бездействие ООО "УК "Мой Дом", Инспекцией решения по результатам проведения проверки законности общего собрания по переизбранию управляющей компании не принято, ООО "УК "Мой Дом" техническая документации на дом ООО "Партнер" не передана, согласно сведениям из официального сайта ГИС ЖКХ до настоящего времени многоквартирный дом находится в управлении ООО "УК "Мой Дом", решением заместителя начальника ИГЖН по Пермскому краю от 20.06.2017 N <...> ООО "Партнер" отказано во внесении изменений в реестр в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Партнер". Кроме того, с момента принятия ООО "Партнер" многоквартирного дома к управлению (20.03.2017) до момента проведения Инспекцией проверки (11.04.2017) прошел незначительный период времени.
Оснований не согласиться с решением судьи Свердловского районного суда города г. Перми, не имеется.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <...> <...> в период с 01.08.2011 по 20.03.2017 находился в управлении ООО "УК "Мой Дом". Факт ненадлежащего исполнения ООО "УК "Мой Дом" своих обязанностей по управлению вышеуказанным многоквартирным домом подтвержден обращением Б. о нарушении требований жилищного законодательства, в дальнейшем подтвержден результатами проведения проверки Инспекции.
В силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Частью 9 названной статьи Кодекса установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Установленный указанной статьей тридцатидневный срок, позволяет начинать ООО "Партнер" управлять многоквартирным домом, начиная со следующего дня после заключения договора управления, если нет объективных препятствий для передачи многоквартирного дома в управление, но не позже 30 дней с момента заключения данного договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение двух рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
Таким образом, право управляющей организации на управление многоквартирным домом возникает из совокупности фактов: решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организацией для целей управления таким домом, заключение собственниками договоров управления многоквартирным домом с собственниками помещений не менее 51%, размещением информации на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
Из письма Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N <...> от 05.05.2017 следует, что в реестре содержатся сведения о многоквартирных домах N <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Емельяна Ярославского г. Перми, внесенные на основании заявления ООО "УК "Мой Дом" о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судом второй инстанции установлено, что решением заместителя начальника ИГЖН по Пермскому краю от 20.06.2017 N <...> ООО "Партнер" отказано во внесении изменений в реестр в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Партнер".
Учитывая, что на момент проведения проверки 11.04.2017 окончательно вопрос о передаче многоквартирного дома по ул. Ем.Ярославского, <...> в управление ООО "Партнер" не разрешен, техническая документация на дом ООО "УК "Мой Дом" не передана, а также тот факт, что ООО "Партнер" с момента заключения договора активно предпринимало меры для заключения договоров с обслуживающими организациями с целью осуществления обслуживания общего имущества многоквартирного дома по ул. Ем.Ярославского, <...>, установления технического состояния многоквартирного дома, вывод административного органа об осуществлении ООО "Партнер" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является преждевременным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии вины ООО "Партнер" в совершении вмененного административного правонарушения.
Кроме того, пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов осуществляется в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из анализа положений статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что вынесение решения, вследствие которого ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не допускается.
Сведений о существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, которые были допущены при рассмотрении настоящего дела и повлияли на исход дела, жалоба не содержит.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и сводятся к утверждению о наличии в действиях ООО "Партнер" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, что в силу вышеизложенного недопустимо.
На основании вышеизложенного, оснований для отмены судебного постановления Свердловского районного суда г. Перми от 03.08.2017, как о том просит в жалобе должностное лицо административного органа, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер" оставить без изменения, жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)