Судебные решения, арбитраж
Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: Административные истцы указали, что, несмотря на самостоятельный выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, администрация провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, и в качестве управляющей организации было выбрано другое общество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дурнова Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Евдокименко А.А., Хаировой А.Х.,
при секретаре Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 3 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
Л.В., ЖСК "На Ленинской" обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 30.12.2016 N 63-301000-100-2016 Министерство строительства Самарской области ввело в эксплуатацию многоквартирный дом, расположенный по <адрес>
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме при проведении в период с 04.02.2017 г. по 14.02.2017 г. общего собрания в форме очно-заочного голосования самостоятельно выбрали способ управления домом - управление жилищно-строительным кооперативом "На Ленинской".
Соответствующее решение о выборе способа управления реализовано путем заключения договоров управления домом.
02.03.2017 г. администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара была уведомлена о способе управления данным домом - управление жилищно-строительным кооперативом "На Ленинской".
Несмотря на самостоятельный выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и в качестве управляющей организации было выбрано ООО "Служба эксплуатации зданий".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконными действия администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, признать недействительными результаты проведенного администрацией Ленинского внутригородского района городского округа Самара открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, взыскать с администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара в пользу ЖСК "На Ленинской" государственную пошлину в размере 2000 руб., взыскать с администрации Ленинского внутригородского района г. Самары в пользу Л.В. государственную пошлину в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 3 июля 2017 года административное исковое заявление Л.В., ЖСК "На Ленинской" удовлетворено.
Признаны незаконными действия администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>
Признаны недействительными результаты открытого конкурса от 14.03.2017 г. по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>
С администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара в пользу ЖСК "На Ленинской" взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб., в пользу Л.В. - 300 руб.
В апелляционной жалобе администрация Ленинского внутригородского района городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара - К., представители УК "Служба эксплуатации зданий" - П., Ш. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Административный истец Л.В. и представитель ЖСК "На Ленинской" - З. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Государственной жилищной инспекции по Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как видно из материалов дела, на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 30.12.2016 N 63-301000-100-2016 Министерство строительства Самарской области ввело в эксплуатацию многоквартирный дом, расположенный по <адрес>.
В силу части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В период с 04.02.2017 г. по 14.02.2017 г. собственниками помещений указанного многоквартирного дома проведено общее собрание, на котором в форме очно-заочного голосования по вопросам выбора способа управления домом и заключения договора управления многоквартирным домом принято решение о выборе способа управления домом - управление жилищно-строительным кооперативом "На Ленинской".
Соответствующее решение о выборе способа управления многоквартирным домом реализовано путем заключения договоров управления домом с собственниками жилых помещений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ЖСК "На Ленинской" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом были заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение).
02.03.2017 г. администрация Ленинского внутригородского района городского округа Самара была уведомлена о том, что собственниками жилых помещений, расположенных в доме <адрес>, принято решение по выбору способа управления многоквартирным домом. Однако 14.03.2017 г. администрацией Ленинского внутригородского района городского округа Самара проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом <адрес> Победителем конкурса по лоту N 1 признано ООО УК "Служба эксплуатации зданий".
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Во исполнение части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из приведенных выше норм следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо если такое решение не реализовано. При этом право выбора способа управления домом предоставлено собственникам многоквартирного дома.
Согласно пункту 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Разрешая заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции, учитывая, что собственниками многоквартирного дома по <адрес>, в установленном законом порядке принято решение о выборе способа управления домом, и принимая во внимание наличие договорных отношений с ЖСК "На Ленинской" как управляющей общим имуществом организацией, а также заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями и исполнение данных договоров, пришел к обоснованному выводу о том, что собственниками многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом был не только выбран, но и реализован.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-14942/2017
Требование: О признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации.Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: Административные истцы указали, что, несмотря на самостоятельный выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, администрация провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, и в качестве управляющей организации было выбрано другое общество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2017 г. по делу N 33а-14942/2017
Судья Дурнова Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Евдокименко А.А., Хаировой А.Х.,
при секретаре Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 3 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Л.В., ЖСК "На Ленинской" обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 30.12.2016 N 63-301000-100-2016 Министерство строительства Самарской области ввело в эксплуатацию многоквартирный дом, расположенный по <адрес>
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме при проведении в период с 04.02.2017 г. по 14.02.2017 г. общего собрания в форме очно-заочного голосования самостоятельно выбрали способ управления домом - управление жилищно-строительным кооперативом "На Ленинской".
Соответствующее решение о выборе способа управления реализовано путем заключения договоров управления домом.
02.03.2017 г. администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара была уведомлена о способе управления данным домом - управление жилищно-строительным кооперативом "На Ленинской".
Несмотря на самостоятельный выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и в качестве управляющей организации было выбрано ООО "Служба эксплуатации зданий".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконными действия администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, признать недействительными результаты проведенного администрацией Ленинского внутригородского района городского округа Самара открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, взыскать с администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара в пользу ЖСК "На Ленинской" государственную пошлину в размере 2000 руб., взыскать с администрации Ленинского внутригородского района г. Самары в пользу Л.В. государственную пошлину в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 3 июля 2017 года административное исковое заявление Л.В., ЖСК "На Ленинской" удовлетворено.
Признаны незаконными действия администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>
Признаны недействительными результаты открытого конкурса от 14.03.2017 г. по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>
С администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара в пользу ЖСК "На Ленинской" взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб., в пользу Л.В. - 300 руб.
В апелляционной жалобе администрация Ленинского внутригородского района городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара - К., представители УК "Служба эксплуатации зданий" - П., Ш. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Административный истец Л.В. и представитель ЖСК "На Ленинской" - З. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Государственной жилищной инспекции по Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как видно из материалов дела, на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 30.12.2016 N 63-301000-100-2016 Министерство строительства Самарской области ввело в эксплуатацию многоквартирный дом, расположенный по <адрес>.
В силу части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В период с 04.02.2017 г. по 14.02.2017 г. собственниками помещений указанного многоквартирного дома проведено общее собрание, на котором в форме очно-заочного голосования по вопросам выбора способа управления домом и заключения договора управления многоквартирным домом принято решение о выборе способа управления домом - управление жилищно-строительным кооперативом "На Ленинской".
Соответствующее решение о выборе способа управления многоквартирным домом реализовано путем заключения договоров управления домом с собственниками жилых помещений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ЖСК "На Ленинской" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом были заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение).
02.03.2017 г. администрация Ленинского внутригородского района городского округа Самара была уведомлена о том, что собственниками жилых помещений, расположенных в доме <адрес>, принято решение по выбору способа управления многоквартирным домом. Однако 14.03.2017 г. администрацией Ленинского внутригородского района городского округа Самара проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом <адрес> Победителем конкурса по лоту N 1 признано ООО УК "Служба эксплуатации зданий".
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Во исполнение части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из приведенных выше норм следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо если такое решение не реализовано. При этом право выбора способа управления домом предоставлено собственникам многоквартирного дома.
Согласно пункту 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Разрешая заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции, учитывая, что собственниками многоквартирного дома по <адрес>, в установленном законом порядке принято решение о выборе способа управления домом, и принимая во внимание наличие договорных отношений с ЖСК "На Ленинской" как управляющей общим имуществом организацией, а также заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями и исполнение данных договоров, пришел к обоснованному выводу о том, что собственниками многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом был не только выбран, но и реализован.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)