Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2016 N 04АП-50/2016 ПО ДЕЛУ N А19-13887/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. по делу N А19-13887/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., (до перерыва), секретарем судебного заседания Васильевым И.В. (после перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АкваСервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 декабря 2015 года по делу N А19-13887/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АкваСервис" (ОГРН 1103851001165; ИНН 3851001198) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877) о признании недействительным и отмене предписания N 3386/15 от 23.07.2015,
(суд первой инстанции: судья Седых Н.Д.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АкваСервис" - Баженова Н.Н. - представителя по доверенности от 01.09.2015,
от Службе государственного жилищного надзора Иркутской области - не явился, извещен,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "АкваСервис" (далее также - заявитель, ООО "АкваСервис" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба) с заявлением о признании недействительным и отмене предписания N 3386/15 от 23.07.2015.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству Российской Федерации и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как необоснованного и подлежащего отмене, вынесенного при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и применении закона, не подлежащего применению.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Служба явку своего представителя не обеспечила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30 марта 2016 года был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 04 апреля 2016 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "АкваСервис" зарегистрировано в качестве юридического лица под основным государственным регистрационным номером 1103851001165.
На основании распоряжения временно заменяющей должность руководителя службы N 3386 ср-п от 24.06.2015 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "АкваСервис" по вопросу начисления платы за коммунальные услуги в жилом доме N 12 по улице Лермонтова г. Усолье-Сибирское.
В ходе проведения проверки установлено, норматив за коммунальную услугу - водоотведение для многоквартирного дома N 12 отсутствует, при анализе счетов-извещений по жилому дому N 12, представленных ООО "АкваСервис", установлено, что ООО "АкваСервис" выполнило начисление платы за водоотведение с января по декабрь 2014 года в размере 3 362 рублей 41 копеек, с января по май 2015 года в размере 1 536 рублей 47 копеек при отсутствии в доме по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Лермонтова - 12, централизованной системы водоотведения.
По результатам проверки составлен акт N 3386/15 от 27.07.2015 (том 1 л.д. 80-83) и выдано оспариваемое предписание. Предписанием N 3386/15 от 23.07.2015 обществу надлежит привести начисление платы в соответствии с действующим законодательством и предоставить в Службу подтверждающие документы. Срок исполнения указанного предписания 21 сентября 2015 года.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что основанием для проведения проверки Службой общества послужило обращение гражданина, проживающего по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Лермонтова, дом 12.
В данном сообщении указано, что ООО "АкваСервис" начисляется плата за услугу водоотведения, которое в доме проживания гражданина отсутствует из-за неприсоединения к централизованной канализационной системе.
В ходе проверки обследован жилой дом N 12 по улице Лермонтова в г. Усолье-Сибирское. Данный дом технологически присоединен к централизованной системе горячего и холодного водоснабжения и не присоединен к централизованной системе водоотведения. Отвод жидких бытовых отходов, поступающих из системы горячего и холодного водоснабжения, производится в выгребную яму.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);
- "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
- Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- - водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2);
- - централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28);
- - сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23);
- - транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26);
- - канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9).
- абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1).
Исходя из анализа приведенных норм Правил предоставления коммунальных услуг и Закона о водоснабжении и водоотведении, законодателем установлено, что коммунальной услугой водоотведения, предоставляемой абоненту (в данном случае потребителю), является прием, транспортировка (отвод) и очистка сточных вод (бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем) с использованием централизованной системы водоотведения.
При этом данными нормами при предоставлении коммунальной услуги водоотведения не установлено обязательное условие непосредственного технологического присоединения внутридомовых инженерных систем к централизованной системе водоотведения (канализации), как централизованной сети инженерно-технического обеспечения.
Необходимым и достаточным условием в рассматриваемом случае является происхождение сточных вод (бытовых стоков) из внутридомовых инженерных систем.
Данный вывод согласуется с положениями подпункта "в" пункта 4 раздела II "Условия предоставления коммунальных услуг" Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которым потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга водоотведения, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
То есть коммунальная услуга водоотведения по централизованным сетям водоотведения предоставляется при наличии внутридомовых инженерных систем. При этом суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод общества о том, что точка приема сточных вод (бытовых стоков) может находиться как в точке технологического присоединения двух этих систем, так и в ином месте централизованной системы водоотведения.
Частью 1 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (часть 5).
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов регулируют Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155.
Согласно абзацам 3 и 4 пункта 2 данных Правил потребителем является гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов, исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют и Службой суду не представлены доказательства как наличия договора потребителей жилого дома N 12 по улице Лермонтова в г. Усолье-Сибирское с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (ООО АкваСервис), так и фактических отношений по вывозу жидких бытовых отходов с такой организацией, имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
В силу указанных обстоятельств с учетом приведенных норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Службой не доказано отсутствие у общества правовых основания взимания платы с потребителей жилого дома N 12 по улице Лермонтова в г. Усолье-Сибирское за коммунальную услугу водоотведения, так же как не доказана неправомерность начисления платы за данную услугу в установленном размере.
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных товариществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 декабря 2015 года по делу N А19-13887/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877) N 3386/15 от 23.07.2015 признать недействительным, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36 А, ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АкваСервис" (ОГРН 1103851001165; ИНН 3851001198).
Взыскать со Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36 А, ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877) в пользу общества с ограниченной ответственностью "АкваСервис" (ОГРН 1103851001165; ИНН 3851001198) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Суду первой инстанции выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)