Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-45582/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. по делу N А60-45582/2016


Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.А. Ерина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Песковой
рассмотрел в судебном заседании дело
по иску общества с ограниченной ответственностью "ДАНИЛОВСКОЕ" (ИНН 6625052243, ОГРН 1096625000856)
к муниципальному образованию городского округа Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730, ОГРН 1036601476922)
третье лицо, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ООО "СТК") (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150) (далее - третье лицо)
о понуждении восстановить наружный циркулярный трубопровод горячего водоснабжения,
при участии в судебном заседании
от истца: О.Н. Медведева, представитель по доверенности N 5/Д от 01.01.2017,
от ответчика: С.В. Шишова, представитель по доверенности от 21.01.2017.
от третьего лица: Е.И. Корзухина, представитель по доверенности 66АА4191208.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "ДАНИЛОВСКОЕ" (далее - общество "Даниловское", истец) обратилось в суд с исковым заявление к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" о понуждении восстановить наружный циркулярный трубопровод горячего водоснабжения.
Определением от 15.12.2016 суд произвел замену на ненадлежащего ответчика с общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ООО "СТК") на муниципальное образование городского округа Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск.
В этом же определении суд привлек участию в деле в качестве третье лицо, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - третье лицо).
Ответчик иск не признал, сославшись на то, что настоящем споре требуется не восстановление, а строительство нового линейного объекта (инженерных сетей горячего водоснабжения), которые отсутствуют. Кроме того, в соответствии с разделом 4 договора аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры ГО Первоуральск в счет арендной платы ответчик как арендатор производит восстановление и реконструкцию имущества, в данном случае речь идет о капитальном ремонте трубопровода, что является обязанностью арендодателя.
Сфера правового регулирования вопросов водоснабжения, регламентируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ N 416). В силу п. 3. ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ N 416) требования к качеству воды, подаваемой с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии с ст. 6, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, несоответствие качества горячего водоснабжения подтверждается результатами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества горячей воды средние уровни показателей проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года.
В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организациями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, зафиксированные управляющей компанией самостоятельно температурный режим поставки горячей воды на МКД, не может служить доказательством подачи температуры горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Ответчик ООО "СТК" с исковыми требованиями не согласно, ссылаясь на то, что не имеет возможности провести работы по восстановлению спорного имущества в силу его отсутствия, третье лицо как собственник имущества не вправе самоустраняться от его содержания; восстановление наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения предполагает модернизацию всего теплосетевого имущества; исходя из условий договора аренды проведение работ по модернизации может проводиться силами ООО "СТК" только при наличии соответствующего распоряжения МО в рамках заранее согласованных Планов работ по восстановлению и реконструкции имущества; возложение на ООО "СТК" обязанности по восстановлению наружного циркуляционного трубопровода не приведет к защите прав и интересов жителей МКД, поскольку сама общедомовая система обратной циркуляции горячего водоснабжения в доме демонтирована, что следует из акта обследования и оценки технического состояния инженерного оборудования жилого дома. Кроме того, ответчик пояснил, что минимальный срок восстановление спорного наружного циркуляционного трубопровода составляет 12 месяцев.
Ответчик МО ГО Первоуральск представил дополнение к отзыву, считает, что ООО УК "Даниловское" является ненадлежащим истцом, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного дома в силу того, что нет заключенного договора с РСО - ООО "СТК", а исполнителем коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством является РСО. Кроме того, ответчик указал, что ООО "СТК" не обращалось к нему с заявлением о невозможности исполнения своих обязательств в части поставки горячей воды нормативной температуры, а также с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения от ЦТП N 31.
Ответчиком МО ГО Первоуральск представлен дополнительный отзыв, который приобщен судом к материалам дела.
Истец представил возражение на отзыв ответчика ООО "СТК", указал, что поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, следовательно, обладает полномочиями для реализации заявленных требований, обязанность РСО формировать инвестиционную программу не освобождает Администрацию от исполнения полномочий по организации горячего водоснабжения. Также истец полагает, что разумный срок для восстановления спорного циркуляционного трубопровода составляет 6 месяцев.
Обществом "СТК" представлены дополнения к отзыву, которые также приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании 21.06.2017 истец заявил об уточнении исковых требований в части срока восстановления циркуляционного трубопровода.
Руководствуясь положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял заявленные уточнения.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Истец осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 59, в соответствии с решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 22.08.2013 г.
Между собственником помещений в спорном многоквартирном доме - МО ГО Первоуральск и ООО "СТК" заключены договоры аренды от 22.09.2009 г. N 1, N 2, в соответствии с которыми комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду арендатору.
Между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по энергоснабжению, а именно поставке горячей воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам и нанимателям помещений в указанном многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отношения сторон регулируется положениями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу п. 2, 3, 8, 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), общество "Даниловское" является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по предоставлению собственникам и нанимателям помещений коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Требования к качеству данной услуги предусмотрены в разделе II приложения N 1 к Правилам N 354, а именно: исполнитель коммунальных услуг должен обеспечить соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности СанПиН 2.1.4.2496-09, в п. 2.4 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 C и не выше 75 C (п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354).
В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Таким образом, температура горячей воды на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности истца и ответчика, то есть в место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, должна быть не менее 60 °C.
Между тем, ответчик ООО "СТК" ненадлежащим образом исполняет обязанность по поставке горячей воды температурой 60 °C до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Данное обстоятельство подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды.
Для установления причин подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры общество "Даниловское" совместно со специализированной проектной организацией провело обследование трубопроводов отопления, горячего водоснабжения дома N 59 по ул. Вайнера.
По результатам данного обследования составлен акт N 55 от 06.05.2016 г., в котором отражены следующие выявленные комиссией обстоятельства: жилой дом не оборудован локальными бойлерами, иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды; ввод трубопроводов отопления (подающего и обратного) расположен в подвале N 1, горячего водоснабжения и циркуляции горячей воды во внутридомовые сети - в подвале N 1; трубопроводы отопления (подающий и обратный) и трубопровод горячего водоснабжения функционируют; внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения отсутствует, однако в местах прокладки магистральных трубопроводов санитарно-технических сетей по подвалу наблюдается предусмотренное для его прокладки место; наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе отсутствует, однако в месте его ввода наблюдается предусмотренное для прокладки место; техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода ГВС присутствует.
Также в материалы дела представлено техническое заключение специализированной проектной организации "Обследование и оценка технического состояния циркуляционных трубопроводов системы горячего водоснабжения многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, пород Первоуральск, улица Вайнера, дом 59". Согласно указанному заключению по результатам обследования циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения указанного многоквартирного дома, рассмотрения типового проекта 1-467, предусматривающего централизованную подачу горячей воды и наличие циркуляционного трубопровода для нее с учетом того, что жилой дом не оборудован локальными бойлерами, иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды, установлена прямая причинно-следственная связь между неисправностью наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения и ненадлежащей температурой горячей воды в точках водоразбора (менее +60 градусов).
Причинно-следственная связь обусловлена характером водоразбора горячей воды, который в дневное время является непостоянным, а в ночное время - практически прекращается. В соответствии с п. 5.2.5 СП 30.13330.2012 в системах централизованного горячего водоснабжения при необходимости поддержания в местах водоразбора температуры воды не ниже +60 градусов следует предусматривать систему циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора. Без восстановления наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения обеспечить надлежащую температуру воды в точках водоразбора невозможно.
Таким образом, наличие причинно-следственной связи между отсутствием наружного циркуляционного трубопровода и невозможностью обеспечить подачу горячей воды надлежащей температуры материалами дела подтверждена.
Доводы ответчиков о том, что восстановление наружного циркуляционного трубопровода не приведет к восстановлению нарушенных прав, поскольку в многоквартирном доме по спорному адресу отсутствует и внутренний циркуляционный трубопровод, отклоняется судом. Как следует из указанных выше материалов обследований, место для прокладки внутреннего циркуляционного трубопровода также имеется, в связи с чем имеется и техническая возможность его восстановить; между тем, восстановление только внутреннего циркуляционного трубопровода без восстановления наружного циркуляционного трубопровода не может обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества. По пояснению истца, им принимаются меры к решению с собственниками помещений в МКД вопросов, в том числе финансовых, касающихся необходимости восстановления внутреннего циркуляционного трубопровода, как общего имущества МКД.
Согласно ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
В соответствии с ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан поддерживать полученное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно п. 3.2.3 договоров от 22.09.2009 N 1, 2 арендатор обязан обеспечить бесперебойное функционирование имущества в целях предоставления потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3.2.3, 3.2.4 указанных договоров арендатор также обязан разработать и согласовать с арендодателем и представить ему на утверждение программу капитальных ремонтов арендуемого имущества, инвестиционную программу.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора аренды является его предмет (имущество, которое арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование).
Таким образом, предусмотренная договорами аренды обязанность общества "СТК" производить модернизацию, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры распространяется лишь на то имущество, которое было передано по указанному договору. Доказательств передачи обществу "СТК" в аренду в составе арендованного имущества наружного циркуляционного трубопровода по спорному адресу в материалах дела не имеется.
Данный договор не содержит условий, позволяющих сделать вывод о том, что общество "СТК" несет обязанности по восстановлению и содержанию имущества, которое не отражено в приложении N 1 к договору или в актах приема-передачи.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено в п. 20 ч. 1 ст. 31 Устава городского округа Первоуральск, к полномочиям Администрации городского округа Первоуральск по решению вопросов местного значения относится создание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у общества "СТК" отсутствует материально-правовая обязанность по восстановлению отсутствующего имущества, необходимого для обеспечения надлежащего горячего водоснабжения потребителей, проживающих в доме N 59 по ул. Вайнера.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94 (далее - Устав городского округа Первоуральск), администрация городского округа Первоуральск является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 указанного Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Как предусмотрено в ст. 6 Устава городского округа Первоуральск, к вопросам местного значения городского округа Первоуральск относятся: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск (подп. 3); организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 31 Устава городского округа Первоуральск предусмотрены следующие полномочия администрации по решению вопросов местного значения, в том числе:
- осуществление функций уполномоченного органа местного самоуправления на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе: определение способов осуществления закупок, принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупок, размещение извещений об осуществлении закупки в единой информационной системе, а также иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- создание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Одновременно в соответствии с решением Первоуральской городской Думы от 22.12.2016 N 537 "О бюджете городского округа Первоуральск на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов" администрация городского округа Первоуральск является главным распорядителем бюджетах средств.
Как следует из ч. 2 ст. 31 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в городском округе Первоуральск, утвержденного решения Первоуральской городской Думы от 29.05.2014 N 140 (далее - Положение о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в городском округе Первоуральск), исполнение бюджета городского округа Первоуральск обеспечивается администрацией городского округа Первоуральск.
В силу ч. 3 ст. 37 названного Положения проект решения о внесении изменений представляет в Думу Глава администрации городского округа Первоуральск.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 30 Устава городского округа Первоуральск администрация городского округа Первоуральск обладает правами юридического лица.
Таким образом, Администрация городского округа Первоуральск, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Первоуральск, обладает всеми полномочиями для обеспечения исполнения решения суда по рассматриваемому делу. Необходимость в привлечении к участию в рассматриваемом деле какого-либо функционального органа, в том числе Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск, отсутствует.
Довод Администрации городского округа Первоуральск о том, что единственным способом исполнения решения суда по рассматриваемому делу является предусмотренный Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" механизм реализации инвестиционной программы третьего лица, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Обязанность ресурсоснабжающей организации по формированию инвестиционной программы, обоснованию инвестиционной надбавки к тарифу не свидетельствует об освобождении органов местного самоуправления от исполнения полномочий по организации горячего водоснабжения, предусмотренных указанным федеральным законом, а также Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что одной из составляющих экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность (ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), к расходным обязательствам местного бюджета относится содержание муниципального имущества. Данный вывод подтверждается реестром расходных обязательств городского округа Первоуральск на период 2015 - 2016, размещенным на сайте администрации городского округа Первоуральск
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)