Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2017 N 19АП-4338/2017 ПО ДЕЛУ N А64-958/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. по делу N А64-958/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Письменного С.И.,
судей
Алферовой Е.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
- от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Тамбовинвестсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2017 по делу N А64-958/2017 (судья Захаров А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Тамбовинвестсервис" к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова, третье лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом города Тамбова о взыскании 213 838,37 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "ЖК ТИС", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Жилищному комитету администрации города Тамбова (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 213 838,37 руб. задолженности за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Тамбов-4, д. 2; ул. Астраханская, д. 175/23; д. 188; д. 192; д. 194; ул. Советская, д. 22; д. 38А, Красноармейская пл. д. 5; ул. Красноармейская, д. 11; ул. Киквидзе, д. 75; ул. Новикова Прибоя, д. 34; ул. Сергея Лазо, д. 2; ул. Островитянова, д. 24; ул. Набережная, д. 8; ул. Интернациональная, д. 92; ул. Фабричная, д. 17; ул. Октябрьская, д. 17; ул. Ивана Франко, д. 12 г. Тамбова за счет средств муниципальной казны.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом города Тамбова (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2017 по делу N А64-958/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие финансирования, а также то, что собственником помещений не является.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны и третье лицо явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства их надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие в материалах дела доказательств извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 268, 270 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общими собраниями собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Тамбове по адресам: Тамбов-4, д. 2; ул. Астраханская, д. 175/23; д. 188; д. 192; д. 194; ул. Советская, д. 22; д. 38А, Красноармейская пл. д. 5; ул. Красноармейская, д. 11; ул. Киквидзе, д. 75; ул. Новикова Прибоя, д. 34; ул. Сергея Лазо, д. 2; ул. Островитянова, д. 24; ул. Набережная, д. 8; ул. Интернациональная, д. 92; ул. Фабричная, д. 17; ул. Октябрьская, д. 17; ул. Ивана Франко, д. 12, приняты решения о выборе в качестве управляющей организации ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис", что подтверждается протоколами общих собраний (т. 4 л.д. 1-132).
В период апрель 2012 г. - июль 2012 г. и 16.06.2015 между ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (управляющая организация) и ТСЖ, собственниками помещений (ТСЖ, собственники) в многоквартирных домов, расположенных в г. Тамбове по указанным выше адресам были заключены договоры управления многоквартирными домами (далее - договоры управления) (т. 5 л.д. 1-131).
Пунктом 6.12 договоров управления установлено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет средств собственника по отдельному договору. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансировании ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Согласно пункту 11.1 договор управления заключаются на срок 3 года.
Если за тридцать дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его изменении, расторжении или заключении на иных условиях, то договор считается продленным на тех же условиях на тот же срок (пункт 11.3 договоров управления).
В июне 2014 г., апреле 2015 г. - октябре 2015 г. общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Тамбове по указанным выше адресам приняты решения о приобретении и установке прибора учета тепловой энергии в МКД, утверждены стоимость приобретения и установки прибора учета тепловой энергии, определен порядок и размер оплаты работ по приобретения и установки прибора учета тепловой энергии; ООО "ЖК ТИС" наделено полномочиями взаимодействия с организациями по поводу выполнения работ приобретения и установки приборов учета тепловой энергии.
В мае 2015 г. - октябре 2015 г. между ООО "ЖК ТИС" (заказчик) и ООО "ТОР" (подрядчик) заключены договоры о выполнении работ по установке приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Тамбове по указанным выше адресам.
Работы по установке приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Тамбове по указанным адресам выполнены ООО "ТОР" и приняты ООО "ЖК ТИС", а также уполномоченным лицом от собственников помещений, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) и актом о приемке выполненных работ (формы КС-2).
Приборы учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Тамбове по указанным адресам допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
В многоквартирных домах, расположенных в г. Тамбове по указанным адресам расположены муниципальные квартиры общей площадью 4102 м{\super 2, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию городской округ - город Тамбов, что ответчиком не оспорено.
Ссылаясь на то, что исходя из размера общей площади муниципальных квартир, задолженность муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова составила 213 838,37 руб., ООО "ЖК ТИС" обратилось с настоящими исковыми требованиями в Арбитражный суд Тамбовской области.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 249 названного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 7 Правил N 491).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (пункты 7, 8 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
На основании положений, закрепленных в части 12 статьи 13 указанного закона, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения Закона об энергосбережении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. В силу закона обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Истцом представлен расчет платы за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии на отопление, произведенный исходя из доли ответчика в праве общей собственности на общее имущество. Задолженность ответчика перед истцом по оплате работ по установке приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Тамбове по указанным адресам составила 213 838,37 руб.
Ответчик факт оказания услуг, их объем и качество, наличие задолженности не оспорил, доказательств оплаты услуг в полном объеме не представил.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что исковые требования о взыскании задолженности в размере 213 838,37 руб. заявлены обоснованно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, приводимые им и в суде первой инстанции, о том, что он не является собственником помещений, подлежит отклонению.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. На основании вышеизложенного, суд области верно посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Статья 8 Положения "О жилищном комитете администрации города Тамбова", утвержденного Решением Тамбовской городской Думы от 28 сентября 2006 г. N 251, устанавливает основные задачи Комитета: организация управления многоквартирными домами в рамках полномочий, определенных действующим законодательством; обеспечение выполнения полномочий администрации города, предусмотренных жилищным законодательством, Уставом города Тамбова; осуществление функции главного распорядителя средств бюджета городского округа - город Тамбов в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266 - 271, 272.1 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2017 по делу N А64-958/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ

Судьи
Е.Е.АЛФЕРОВА
А.С.ЯКОВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)