Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2017 года
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-53442/2016 по заявлению закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании незаконным бездействия
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО Екатеринбург" (ИНН 6673205612 ОГРН 1096673010334), акционерного общества УК "ЕРЦ" (ИНН 6670412106 ОГРН 1136670023390)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.А. Пономарев, доверенность от 04.05.2016,
от заинтересованного лица: С.А. Зеленина, доверенность от 09.01.2017,
от третьих лиц: представители в судебное заседание не явились.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявлений закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65 (заявление N 2820 от 11.11.2015), ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. 22 Партсъезда, 18 (заявление N 109 от 21.01.2016), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016).
Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать, полагает, что бездействия со стороны Департамента допущено не было.
Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО Екатеринбург" поддерживает доводы Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
В судебном заседании ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" заявило ходатайство об отказе от требований в части признания незаконным бездействия Департамента по нерассмотрению заявлений общества о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016). На остальных требованиях заявитель настаивает.
Отказ от части требований принят судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в рамках настоящего дела рассматриваются требования заявителя о признании незаконным бездействия Департамента по нерассмотрению заявлений ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65 (заявление N 2820 от 11.11.2015) и ул. 22 Партсъезда, 18 (заявление N 109 от 21.01.2016).
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" на основании лицензии N 066000318 от 04.06.2015 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
11.11.2015 и 21.01.2016 ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлениями о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65 (заявление N 2820 от 11.11.2015), ул. 22 Партсъезда, 18 (заявление N 109 от 21.01.2016). К заявлениям обществом были приложены протоколы внеочередного общего собрания собственников и договоры управления.
Полагая незаконным бездействие Департамента по не рассмотрению заявлений, ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также формирует и ведет реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, который действует с 23.04.2016.
На дату обращения общества в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлениями о внесении изменений (11.11.2015, 21.01.2016) порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации органом государственного жилищного надзора Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) не были установлены.
Согласно позиции, изложенной в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04 в соответствии с ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации Минстрой России уполномочен установить порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий органом государственного жилищного надзора (далее - Порядок). До установления соответствующего Порядка целесообразно руководствоваться требованием о соблюдении лицензиатом лицензионных требований. При поступлении в орган государственного жилищного надзора обращения лицензиата о включении домов в реестр лицензий орган государственного жилищного надзора осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и приложенных документах. При этом к обращению лицензиата должны быть приложены копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, копия договора управления, подписанного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае выбора управляющей организации по результатам открытого конкурса - копия протокола конкурсной комиссии и копия договора управления, подписанного лицензиатом.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015, действующей с 30.08.2015) орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Как следует из материалов дела, заявление ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" N 2820 от 11.11.2015 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 65 по ул. Калинина в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" поступило в Департамент 11.11.2015.
По результатам рассмотрения заявления Департаментом в порядке ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации инициировано проведение проверки соблюдения обществом обязательных требований к порядку заключения договора управления многоквартирным домом, выбора управляющей организации ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" для управления многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65, о чем общество уведомлено письмом N 29-01-82/20747 от 27.11.2015.
Согласно названному письму от 27.11.2015 решение о включении либо об отказе во включении данного многоквартирного дома в реестр лицензий Свердловской области будет принято по результатам проверки. По результатам проверки Департаментом внесены изменения в реестр лицензий Свердловской области: указанный дом с 18.01.2016 внесен в перечень домов, управление которым осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
Вопреки доводам ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания", заявление N 2820 от 11.11.2015 рассмотрено Департаментом, по результатам его рассмотрения принято соответствующее решение. ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" было извещено Департаментом о рассмотрении заявления и инициировании проверки, письмо направлено в адрес общества почтовой корреспонденцией (п. 94 реестра приема-передачи почтовых отправлений от 30.11.2015). Акт проверки N 29-04-09-955 от 25.12.2015 направлен обществу по адресу электронной почты.
Таким образом, бездействие Департамента по не рассмотрению заявления N 2820 от 11.11.2015 не подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств наличия оснований для признания незаконным бездействия Департамента по не рассмотрению заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 65 по ул. Калинина в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
При таких обстоятельствах, требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
21.01.2016 закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением N 109 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления N 109 от 21.01.2016 Департамент сообщил ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" об имеющейся в Департаменте информации об обжаловании собственниками помещений многоквартирного дома приложенного к заявлению N 109 от 21.01.2016 протокола общего собрания от 07.11.2015, в связи с чем решение о внесении изменений или отказе во внесении изменений в реестр лицензий будет принято после вступления в законную силу итого судебного акта по результатам рассмотрения заявлений собственников.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области полагает, что бездействия по не рассмотрению заявления N 109 от 21.01.2016 с его стороны не допущено. Обществу письмом N 29-01-82/1369 от 28.01.2016 дан ответ о результатах рассмотрения заявления; письмо N 29-01-82/1369 от 28.01.2016 направлено в адрес общества почтовой корреспонденцией (п. 65 реестра приема-передачи почтовых отправлений от 29.01.2016).
В обоснование своей позиции Департамент ссылается на обращение собственника квартиры N 6 дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда 9 (поступившее в Департамент 16.12.2015) о приостановлении проведения проверки по заявлению о включении указанного дома в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" в связи с обжалованием им решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 2015 года.
Вместе с тем факт обжалования в судебном порядке решения общего собрания собственников помещений от 07.11.2015, на основании которого ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" просило внести изменения в реестр, материалами дела не подтвержден.
Исковое заявление Исекеевой Т.В., приложенное к обращению, факт обжалования решения от 07.11.2015 не подтверждает, поскольку из текста искового заявления невозможно определить какое именно решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург по выбору управляющей компании обжалуется истцом. В тексте искового заявления имеется ссылка на решение от 2015 года.
Более того, доказательств того, что указанное заявление было принято к производству суда на дату поступления заявления общества (21.01.2016) у Департамента не имелось и указанные факты Департаментом не проверялись.
В ходе рассмотрения дела факт обжалования решения общего собрания собственников помещений от 07.11.2015, на основании которого ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" просило внести изменения в реестр, Департаментом также не подтвержден, доказательств того, что решение от 07.11.2015 было предметом судебного разбирательства Департаментом не представлено. Фактически заявление общества N 109 от 21.01.2016 на протяжении более года не рассмотрено Департаментом.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает не соответствующим требованиям законодательства бездействие Департамента по не рассмотрению заявления общества N 109 от 21.01.2016.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования заявителя в части признания незаконным бездействия Департамента по не рассмотрению заявления ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" N 109 от 21.01.2016 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" подлежат удовлетворению судом.
В ходе рассмотрения дела заявитель в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от заявления в части признания незаконным бездействия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по не рассмотрению заявлений ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016).
В связи с принятием отказа от заявления производство по делу в указанной части подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным бездействие Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по не рассмотрению заявления ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" N 109 от 21.01.2016 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. Прекратить производство по делу в части признания незаконным бездействия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по не рассмотрению заявлений ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016).
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-53442/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2017 г. по делу N А60-53442/2016
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2017 года
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-53442/2016 по заявлению закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании незаконным бездействия
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО Екатеринбург" (ИНН 6673205612 ОГРН 1096673010334), акционерного общества УК "ЕРЦ" (ИНН 6670412106 ОГРН 1136670023390)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.А. Пономарев, доверенность от 04.05.2016,
от заинтересованного лица: С.А. Зеленина, доверенность от 09.01.2017,
от третьих лиц: представители в судебное заседание не явились.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявлений закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65 (заявление N 2820 от 11.11.2015), ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. 22 Партсъезда, 18 (заявление N 109 от 21.01.2016), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016).
Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать, полагает, что бездействия со стороны Департамента допущено не было.
Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО Екатеринбург" поддерживает доводы Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
В судебном заседании ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" заявило ходатайство об отказе от требований в части признания незаконным бездействия Департамента по нерассмотрению заявлений общества о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016). На остальных требованиях заявитель настаивает.
Отказ от части требований принят судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в рамках настоящего дела рассматриваются требования заявителя о признании незаконным бездействия Департамента по нерассмотрению заявлений ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65 (заявление N 2820 от 11.11.2015) и ул. 22 Партсъезда, 18 (заявление N 109 от 21.01.2016).
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" на основании лицензии N 066000318 от 04.06.2015 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
11.11.2015 и 21.01.2016 ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлениями о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65 (заявление N 2820 от 11.11.2015), ул. 22 Партсъезда, 18 (заявление N 109 от 21.01.2016). К заявлениям обществом были приложены протоколы внеочередного общего собрания собственников и договоры управления.
Полагая незаконным бездействие Департамента по не рассмотрению заявлений, ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также формирует и ведет реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, который действует с 23.04.2016.
На дату обращения общества в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлениями о внесении изменений (11.11.2015, 21.01.2016) порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации органом государственного жилищного надзора Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) не были установлены.
Согласно позиции, изложенной в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04 в соответствии с ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации Минстрой России уполномочен установить порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий органом государственного жилищного надзора (далее - Порядок). До установления соответствующего Порядка целесообразно руководствоваться требованием о соблюдении лицензиатом лицензионных требований. При поступлении в орган государственного жилищного надзора обращения лицензиата о включении домов в реестр лицензий орган государственного жилищного надзора осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и приложенных документах. При этом к обращению лицензиата должны быть приложены копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, копия договора управления, подписанного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае выбора управляющей организации по результатам открытого конкурса - копия протокола конкурсной комиссии и копия договора управления, подписанного лицензиатом.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015, действующей с 30.08.2015) орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Как следует из материалов дела, заявление ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" N 2820 от 11.11.2015 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 65 по ул. Калинина в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" поступило в Департамент 11.11.2015.
По результатам рассмотрения заявления Департаментом в порядке ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации инициировано проведение проверки соблюдения обществом обязательных требований к порядку заключения договора управления многоквартирным домом, выбора управляющей организации ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" для управления многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 65, о чем общество уведомлено письмом N 29-01-82/20747 от 27.11.2015.
Согласно названному письму от 27.11.2015 решение о включении либо об отказе во включении данного многоквартирного дома в реестр лицензий Свердловской области будет принято по результатам проверки. По результатам проверки Департаментом внесены изменения в реестр лицензий Свердловской области: указанный дом с 18.01.2016 внесен в перечень домов, управление которым осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
Вопреки доводам ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания", заявление N 2820 от 11.11.2015 рассмотрено Департаментом, по результатам его рассмотрения принято соответствующее решение. ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" было извещено Департаментом о рассмотрении заявления и инициировании проверки, письмо направлено в адрес общества почтовой корреспонденцией (п. 94 реестра приема-передачи почтовых отправлений от 30.11.2015). Акт проверки N 29-04-09-955 от 25.12.2015 направлен обществу по адресу электронной почты.
Таким образом, бездействие Департамента по не рассмотрению заявления N 2820 от 11.11.2015 не подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств наличия оснований для признания незаконным бездействия Департамента по не рассмотрению заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 65 по ул. Калинина в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
При таких обстоятельствах, требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
21.01.2016 закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением N 109 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления N 109 от 21.01.2016 Департамент сообщил ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" об имеющейся в Департаменте информации об обжаловании собственниками помещений многоквартирного дома приложенного к заявлению N 109 от 21.01.2016 протокола общего собрания от 07.11.2015, в связи с чем решение о внесении изменений или отказе во внесении изменений в реестр лицензий будет принято после вступления в законную силу итого судебного акта по результатам рассмотрения заявлений собственников.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области полагает, что бездействия по не рассмотрению заявления N 109 от 21.01.2016 с его стороны не допущено. Обществу письмом N 29-01-82/1369 от 28.01.2016 дан ответ о результатах рассмотрения заявления; письмо N 29-01-82/1369 от 28.01.2016 направлено в адрес общества почтовой корреспонденцией (п. 65 реестра приема-передачи почтовых отправлений от 29.01.2016).
В обоснование своей позиции Департамент ссылается на обращение собственника квартиры N 6 дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда 9 (поступившее в Департамент 16.12.2015) о приостановлении проведения проверки по заявлению о включении указанного дома в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" в связи с обжалованием им решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 2015 года.
Вместе с тем факт обжалования в судебном порядке решения общего собрания собственников помещений от 07.11.2015, на основании которого ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" просило внести изменения в реестр, материалами дела не подтвержден.
Исковое заявление Исекеевой Т.В., приложенное к обращению, факт обжалования решения от 07.11.2015 не подтверждает, поскольку из текста искового заявления невозможно определить какое именно решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург по выбору управляющей компании обжалуется истцом. В тексте искового заявления имеется ссылка на решение от 2015 года.
Более того, доказательств того, что указанное заявление было принято к производству суда на дату поступления заявления общества (21.01.2016) у Департамента не имелось и указанные факты Департаментом не проверялись.
В ходе рассмотрения дела факт обжалования решения общего собрания собственников помещений от 07.11.2015, на основании которого ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" просило внести изменения в реестр, Департаментом также не подтвержден, доказательств того, что решение от 07.11.2015 было предметом судебного разбирательства Департаментом не представлено. Фактически заявление общества N 109 от 21.01.2016 на протяжении более года не рассмотрено Департаментом.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает не соответствующим требованиям законодательства бездействие Департамента по не рассмотрению заявления общества N 109 от 21.01.2016.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования заявителя в части признания незаконным бездействия Департамента по не рассмотрению заявления ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" N 109 от 21.01.2016 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" подлежат удовлетворению судом.
В ходе рассмотрения дела заявитель в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от заявления в части признания незаконным бездействия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по не рассмотрению заявлений ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016).
В связи с принятием отказа от заявления производство по делу в указанной части подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным бездействие Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по не рассмотрению заявления ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" N 109 от 21.01.2016 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и включении многоквартирного дома N 18 по ул. 22-го Партсъезда в г. Екатеринбург в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. Прекратить производство по делу в части признания незаконным бездействия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по не рассмотрению заявлений ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" о внесении изменений в приложение к реестру лицензий Свердловской области по жилым многоквартирным домам по следующим адресам: ул. 40-летия Октября, 59 (заявление N 4580 от 28.12.2015), ул. Машиностроителей, 18 (заявление N 2216 от 04.07.2016), ул. Восстания, 29 (заявление N 2391 от 18.07.2016), ул. Восстания, 108 (заявление N 3248 от 03.12.2015), ул. Бакинских комиссаров, 120 (заявление N 3771 от 16.12.2015), ул. Уральских рабочих, 75 (заявление N 2486 от 25.07.2016), ул. Орджоникидзе, 26 (заявление N 939 от 24.03.2016), ул. Культуры, 20 (заявление N 773 от 10.03.2016).
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)