Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2017 N 15АП-10419/2017 ПО ДЕЛУ N А53-7497/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2017 г. N 15АП-10419/2017

Дело N А53-7497/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
- от заявителя: Сучков П.В. - представитель по доверенности от 22.05.2017, паспорт; Буркова Е.Н. - представитель по доверенности от 25.04.2017, паспорт;
- от заинтересованного лица: Ковачева Е.А. - представитель по доверенности от 06.03.2017, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Советская 148"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2017 по делу N А53-7497/2017, принятое судьей Ереминым Ф.Ф.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Советская 148"

к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,

установил:

товарищество собственников жилья "Советская 148" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) от 19.01.2017 N 93.
Заявленные требования мотивированы тем, что 25 квартир в 70-квартирном доме на законных основаниях оборудованы индивидуальным газовым отоплением, отключены от системы центрального отопления, в связи с чем предписание неправомерно возлагает на ТСЖ обязанность по начислению оплаты услуг теплоснабжения по данным квартирам.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что доказательств изменения схемы теплоснабжения дома в целом, разрешения вопросов теплоснабжения дома общим собранием жильцов, в материалы дела не представлено.
товарищество собственников жилья "Советская 148" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что собственники помещений с индивидуальным отоплением не принимают тепловую энергию, так как они не имеют фактического подключения в установленном порядке к присоединенной сети теплоснабжения. Доказательства того, что собственники квартир с индивидуальным отоплением, используют для обогрева своих помещений систему центрального отопления, в материалы дела инспекцией не представлены. Кроме того, предписание является неисполнимым, так как объем индивидуального потребления тепловой энергии по квартирам, отключенным от централизованной системы теплоснабжения, не может быть определен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ТСЖ "Советская 148" и инспекции дали суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по обращению собственников многоквартирного дома по ул. Советская, 148 в г. Шахты проведена проверка по вопросу порядка расчета оплаты за отопление в многоквартирном доме N 148 по ул. Советской в г. Шахты Ростовской области.
В ходе проверки инспекция выявила, что ТСЖ "Советская 148" не производит начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, использующим индивидуальные квартирные источники тепловой энергии. Согласно сведениям АО "Донэнерго", сведения об отключенных потребителях от внутридомовой системы центрального отопления применены при расчете тепловой нагрузки на многоквартирный дом.
ТСЖ "Советская 148" полагает невозможным определить объем индивидуального потребления тепловой энергии по квартирам, отключенным от централизованной системы теплоснабжения.
По результатам проверки инспекция составила акт от 19.01.2017 N 13191 и выдала товариществу предписание N 93 об устранении допущенных нарушений в срок до 15.03.2017. Согласно предписанию товариществу надлежит произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил N 354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2016 года - январь 2017 года).
Не согласившись с вынесенным предписанием инспекции от 19.01.2017 N 93, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТСЖ "Советская 148" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Позиция ТСЖ "Советская 148" состоит в том, что собственники законно переоборудованных помещений в многоквартирном доме с индивидуальным отоплением не принимают энергию в связи с отсутствием фактического подключения в установленном порядке к присоединенной сети. Кроме того, согласно письму АО "Донэнерго", площадь квартир, отсоединенных от системы центрального отопления, исключена из отапливаемой площади.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого товариществом предписания инспекции.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, в частности, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Формула определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, приведена в пункте 3 приложения 2 Правил.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В силу подпункта "в" пункта 35 Правил потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42 (1) Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Указанная формула также включает в себя показатель объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.
ТСЖ "Советская 148" указывает, что переоборудование квартир было совершено правомерно, представляя в материалы дела решения межведомственной комиссии г. Шахты о переустройстве квартир и акты об отключении тепловой энергии.
Вместе с тем, переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате услуг за потребляемую тепловую энергию. Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного дома. Кроме того, расчет размера платы за отопление без учета площади квартир, переведенных на индивидуальное отопление, нарушает права иных собственников помещений, являющихся потребителями коммунальной услуги по отоплению, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление на общедомовые нужды в большем размере.
Жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильным вывод суда о необходимости руководствоваться в данном случае пунктом 42 (1) Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого предписания, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов ТСЖ нарушенными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости предписания в силу неконкретности и невозможности провести расчеты апелляционная коллегия отклоняет.
Товариществом не предпринимались меры, направленные на определение механизма расчета платы в соответствии с Правилами N 354, не направлялись запросы в инспекцию о разъяснении предписания, не заявлялись ходатайства о продлении срока исполнения предписания в связи с необходимостью проведения расчета.
Напротив, правовая позиция ТСЖ "Советская 148" строится на том, что собственники квартир с индивидуальным отоплением в многоквартирном доме не должны вносить коммунальные платежи.
Отсутствие в предписание формулы для расчета не является обязательным и не может служить основанием к признанию предписания недействительным. Доводы ТСЖ "Советская 148" на этот счет свидетельствуют о злоупотреблении правом, поскольку доступные способы исполнения предписания ТСЖ не использовало.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Предписание от 19.01.2017 N 93 является законным, а требования, изложенные в нем, обоснованные.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2017 по делу N А53-7497/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)