Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Г. Усовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Беляевой, секретарем судебного заседания Н.А. Князевой рассмотрел в судебном заседании 30.06.2017 г. - 07.07.2017 г. дело N А60-15349/2017
по иску Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ИНН 6671994672, ОГРН 1146600000645)
к Акционерному обществу "Уралтрансмаш" (ИНН 6659190900, ОГРН 1096659005200)
о взыскании 743 707 руб. 02 коп.,
при участии в судебном заседании 30.06.2017 г. - 07.07.2017 г.:
от истца: Мокин Н.С., представитель по доверенности N 7 от 09.01.2017 г.,
от ответчика: не явился, уведомлен надлежаще,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Акционерному обществу "Уралтрансмаш" (далее - ответчик) с требованием о взыскании долга по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.11.2014 г. по 30.09.2016 г. в размере 680 182 руб. 25 коп., пени, начисленные за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. в размере 63 524 руб. 77 коп.
Определением суда от 05.04.2017 г. исковое заявление Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области оставлено без движения на основании с ч. 1 ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием доказательств уплаты государственной пошлины. Кроме того, судом указано на представление доказательств соблюдения претензионного порядка, поскольку истцом к исковому заявлению приложена только претензия N 02-02/554-17 от 30.01.2017 г.
17.04.2017 г. от истца в суд поступили документы во исполнение определения суда от 05.04.2017 г.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2017 г. исковое заявление было принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 25.05.2017 г.
25.05.2017 г. от ответчика поступило возражение против рассмотрения дела в его отсутствие. Документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В предварительном судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Определением суда от 25.05.2017 г. судебное заседание отложено на 30.06.2017 г.
В судебном заседании истцом заявлено ходатайство об уточнении суммы иска в части взыскания пени. Истец просит взыскать с ответчика пени в размере 58 652 руб. 12 коп. за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г.
Ходатайство принято судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик явку представителя не обеспечил, представил отзыв на иск, в котором указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, полагает, что истцом расчет пени произведен неверно. Ответчик представил контррасчет пени, в соответствии с которым сумма пени составила 66 143 руб. 54 коп.
В судебном заседании 30.06.2017 г. объявлен перерыв до 07.07.2017 г.
07.07.2017 г. судебное заседание продолжено.
07.07.2017 г. от ответчика поступило ходатайство, согласно которому, ответчик исковые требования признает. Документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 07.07.2017 г. истцом заявлено ходатайство об уточнении иска в части взыскания пени. С учетом уточнения сумма пени за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. составила 57 905 руб. 29 коп.
Ходатайство принято судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик явку представителя не обеспечил, направил в суд ходатайство, в котором в полном объеме признал сумму основного долга и пени в размере 58 652 руб. 12 коп.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, АО "Уралтрансмаш" является собственником нежилых помещений (1 этаж - N 1 - 27, 32 - 80, 81а, 81 - 84; 2 этаж - N 1 - 6, 8 - 84; 3 этаж - N 1 - 8, 10 - 18; 20 - 72; подвал - N 35 - 45; цокольный - N 1 - 34), общей площадью 3 631, 9 кв. м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.09.2016 г.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные обязанности собственника предусмотрены статьей 158 ЖК РФ.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 5 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного названным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 8.2 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, размер взноса на капитальный ремонт определяется либо нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации либо решением собственников помещений.
Законом Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области", предусмотрено создание регионального оператора, порядок подготовки, утверждения и реализации региональной программы капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы", в связи с чем обязанность по внесению платы за капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирных домах возникла на территории Свердловской области с 01.11.2014.
В силу ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд капитального ремонта образуют: взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания собственников многоквартирного дома 01 декабря 2013 года, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Согласно ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент проведения указанного выше собрания, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов на территории Свердловской области, куда был включен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, была утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП и опубликована в установленном порядке 29 апреля 2014 года.
Согласно Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 06.11.2014 г. N 3391 (пункт 3513 Перечня адресов многоквартирных домов), фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, формируется на счете регионального оператора.
Региональным оператором на территории Свердловской области является Региональный Фонд содействия капитальному строительству общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на основании Указа Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 г. N 444-УГ, Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1313-ПП "О региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области".
Частью 1 статьи 171 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирных домах, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
В соответствии со статьей 20 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 региональный оператор вправе привлекать на основании соответствующего договора юридическое лицо или индивидуального предпринимателя для подготовки и (или) представления собственникам помещений в многоквартирных домах, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт.
С ноября 2014 года, собственникам помещений в многоквартирных домах города Екатеринбурга, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, ООО "ЕРЦ" на основании заключенного с Региональным Фондом капитального ремонта МКД договора от 15.10.2014 N 1-РЦ/14 в соответствии со статьей 20 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03, ежемесячно представляет платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц составляет:
- - на 2014 год - 6 руб. 10 коп. (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1625-ПП);
- - на 2015 год - 8 руб. 20 коп. (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 833-ПП);
- - на период с 2016 по 2017 годы - 8 руб. 52 коп. (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 833-ПП).
Площадь помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, принадлежащего Ответчику - 3 631,9 кв. м, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Ежемесячный взнос на капитальный ремонт в период с 01.11.2014 по 31.12.2014 по данному помещению составлял 22 154 руб. 59 коп., с 01.01.2015 по - 31.12.2015 г. - 29 781 руб. 58 коп., с 01.01.2016 - 30 943 руб. 79 коп.
Расчет платы по спорному нежилому помещению, начисленной истцом за период с марта 2015 года по сентябрь 2016 года проверен судом и признан обоснованным.
Учитывая, что расчет стоимости услуг определен истцом путем умножения утвержденных тарифов на площадь помещений и соответствующее число месяцев, оснований для вывода о несоответствии расчета нормам права и фактическим обстоятельствам по делу, не имеется.
Оплата взноса на капитальный ремонт ответчиком не производилась.
Сумма задолженности ответчика по уплате взноса на капитальный ремонт на момент подачи настоящего заявления по помещению, расположенному по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, за период с 01 ноября 2014 года по 30 сентября 2016 года составила 680 182,25 рублей. Задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт рассчитана с учетом требований части 1 статьи 12 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 и утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов и односторонний отказ от исполнения обязательства, и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаем, предусмотренных законом. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ч. 1 ст. 408 ГК РФ).
30 января 2017 года в адрес ответчика направлена претензия (исх. N 02-02/554-17 - Приложение N 7) с требованием погасить сформировавшуюся задолженность и пени в общей сумме 743 707,02 рублей 02 копейки, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Ответчик в отзыве на исковое заявление (от 28.06.2017 г.) возражений против требования о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 680 182 руб. 25 коп. не заявил.
В ходатайстве от 07.07.2017 г. ответчик признал сумму основного долга в размере 680 182,25 руб. и пени в размере 58 652 руб. 12 коп.
Учитывая, что взносы за капитальный ремонт за период с 01.11.2014 г. по 30.09.2016 г. ответчиком не вносились, доказательств оплаты суммы долга в размере 680 182 руб. 25 коп. ответчиком не представлено, требование истца является правомерным и подлежит удовлетворению судом.
Частью 14.1. статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку ответчиком допущена просрочка оплаты взносов на капитальный ремонт, требование истца о взыскании неустойки является правомерным, обоснованно удовлетворено судом, установившим несоответствие расчета истца позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (раздел "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", ответ на вопрос N 3).
Сумма пени за ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт за период с 11 марта 2015 по 30 сентября 2016 года по расчету истца составила 57 905 руб. 29 коп. (с учетом уточнения).
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Факт просрочки в оплате выполненных работ по договору установлен судом и ответчиком не опровергнут.
Расчет пени судом проверен и признан верным.
В ходатайстве от 07.07.2017 г. ответчик признал сумму пени.
При таких обстоятельствах дела, требование истца о взыскании пени в размере 57 905 руб. 29 коп., начисленных за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. является обоснованным и подлежит удовлетворению судом.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 17 762 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 112 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Акционерного общества "Уралтрансмаш" в пользу Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области долг в размере 680 182 (шестьсот восемьдесят тысяч сто восемьдесят два) руб. 25 коп., пени, начисленные за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. в размере 57 905 (пятьдесят семь тысяч девятьсот пять) руб. 29 коп., 17 762 (семнадцать тысяч семьсот шестьдесят два) руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
3. Возвратить Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 6007 от 13.04.2017 г. государственную пошлину в размере 112 (сто двенадцать) руб. 00 коп. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-15349/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А60-15349/2017
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Г. Усовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Беляевой, секретарем судебного заседания Н.А. Князевой рассмотрел в судебном заседании 30.06.2017 г. - 07.07.2017 г. дело N А60-15349/2017
по иску Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ИНН 6671994672, ОГРН 1146600000645)
к Акционерному обществу "Уралтрансмаш" (ИНН 6659190900, ОГРН 1096659005200)
о взыскании 743 707 руб. 02 коп.,
при участии в судебном заседании 30.06.2017 г. - 07.07.2017 г.:
от истца: Мокин Н.С., представитель по доверенности N 7 от 09.01.2017 г.,
от ответчика: не явился, уведомлен надлежаще,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Акционерному обществу "Уралтрансмаш" (далее - ответчик) с требованием о взыскании долга по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.11.2014 г. по 30.09.2016 г. в размере 680 182 руб. 25 коп., пени, начисленные за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. в размере 63 524 руб. 77 коп.
Определением суда от 05.04.2017 г. исковое заявление Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области оставлено без движения на основании с ч. 1 ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием доказательств уплаты государственной пошлины. Кроме того, судом указано на представление доказательств соблюдения претензионного порядка, поскольку истцом к исковому заявлению приложена только претензия N 02-02/554-17 от 30.01.2017 г.
17.04.2017 г. от истца в суд поступили документы во исполнение определения суда от 05.04.2017 г.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2017 г. исковое заявление было принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 25.05.2017 г.
25.05.2017 г. от ответчика поступило возражение против рассмотрения дела в его отсутствие. Документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В предварительном судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Определением суда от 25.05.2017 г. судебное заседание отложено на 30.06.2017 г.
В судебном заседании истцом заявлено ходатайство об уточнении суммы иска в части взыскания пени. Истец просит взыскать с ответчика пени в размере 58 652 руб. 12 коп. за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г.
Ходатайство принято судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик явку представителя не обеспечил, представил отзыв на иск, в котором указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, полагает, что истцом расчет пени произведен неверно. Ответчик представил контррасчет пени, в соответствии с которым сумма пени составила 66 143 руб. 54 коп.
В судебном заседании 30.06.2017 г. объявлен перерыв до 07.07.2017 г.
07.07.2017 г. судебное заседание продолжено.
07.07.2017 г. от ответчика поступило ходатайство, согласно которому, ответчик исковые требования признает. Документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 07.07.2017 г. истцом заявлено ходатайство об уточнении иска в части взыскания пени. С учетом уточнения сумма пени за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. составила 57 905 руб. 29 коп.
Ходатайство принято судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик явку представителя не обеспечил, направил в суд ходатайство, в котором в полном объеме признал сумму основного долга и пени в размере 58 652 руб. 12 коп.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, АО "Уралтрансмаш" является собственником нежилых помещений (1 этаж - N 1 - 27, 32 - 80, 81а, 81 - 84; 2 этаж - N 1 - 6, 8 - 84; 3 этаж - N 1 - 8, 10 - 18; 20 - 72; подвал - N 35 - 45; цокольный - N 1 - 34), общей площадью 3 631, 9 кв. м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.09.2016 г.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные обязанности собственника предусмотрены статьей 158 ЖК РФ.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 5 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного названным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 8.2 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, размер взноса на капитальный ремонт определяется либо нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации либо решением собственников помещений.
Законом Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области", предусмотрено создание регионального оператора, порядок подготовки, утверждения и реализации региональной программы капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы", в связи с чем обязанность по внесению платы за капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирных домах возникла на территории Свердловской области с 01.11.2014.
В силу ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд капитального ремонта образуют: взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания собственников многоквартирного дома 01 декабря 2013 года, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Согласно ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент проведения указанного выше собрания, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов на территории Свердловской области, куда был включен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, была утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП и опубликована в установленном порядке 29 апреля 2014 года.
Согласно Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 06.11.2014 г. N 3391 (пункт 3513 Перечня адресов многоквартирных домов), фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, формируется на счете регионального оператора.
Региональным оператором на территории Свердловской области является Региональный Фонд содействия капитальному строительству общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на основании Указа Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 г. N 444-УГ, Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1313-ПП "О региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области".
Частью 1 статьи 171 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирных домах, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
В соответствии со статьей 20 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 региональный оператор вправе привлекать на основании соответствующего договора юридическое лицо или индивидуального предпринимателя для подготовки и (или) представления собственникам помещений в многоквартирных домах, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт.
С ноября 2014 года, собственникам помещений в многоквартирных домах города Екатеринбурга, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, ООО "ЕРЦ" на основании заключенного с Региональным Фондом капитального ремонта МКД договора от 15.10.2014 N 1-РЦ/14 в соответствии со статьей 20 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03, ежемесячно представляет платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц составляет:
- - на 2014 год - 6 руб. 10 коп. (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1625-ПП);
- - на 2015 год - 8 руб. 20 коп. (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 833-ПП);
- - на период с 2016 по 2017 годы - 8 руб. 52 коп. (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 833-ПП).
Площадь помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, принадлежащего Ответчику - 3 631,9 кв. м, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Ежемесячный взнос на капитальный ремонт в период с 01.11.2014 по 31.12.2014 по данному помещению составлял 22 154 руб. 59 коп., с 01.01.2015 по - 31.12.2015 г. - 29 781 руб. 58 коп., с 01.01.2016 - 30 943 руб. 79 коп.
Расчет платы по спорному нежилому помещению, начисленной истцом за период с марта 2015 года по сентябрь 2016 года проверен судом и признан обоснованным.
Учитывая, что расчет стоимости услуг определен истцом путем умножения утвержденных тарифов на площадь помещений и соответствующее число месяцев, оснований для вывода о несоответствии расчета нормам права и фактическим обстоятельствам по делу, не имеется.
Оплата взноса на капитальный ремонт ответчиком не производилась.
Сумма задолженности ответчика по уплате взноса на капитальный ремонт на момент подачи настоящего заявления по помещению, расположенному по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 10, за период с 01 ноября 2014 года по 30 сентября 2016 года составила 680 182,25 рублей. Задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт рассчитана с учетом требований части 1 статьи 12 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 и утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов и односторонний отказ от исполнения обязательства, и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаем, предусмотренных законом. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ч. 1 ст. 408 ГК РФ).
30 января 2017 года в адрес ответчика направлена претензия (исх. N 02-02/554-17 - Приложение N 7) с требованием погасить сформировавшуюся задолженность и пени в общей сумме 743 707,02 рублей 02 копейки, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Ответчик в отзыве на исковое заявление (от 28.06.2017 г.) возражений против требования о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 680 182 руб. 25 коп. не заявил.
В ходатайстве от 07.07.2017 г. ответчик признал сумму основного долга в размере 680 182,25 руб. и пени в размере 58 652 руб. 12 коп.
Учитывая, что взносы за капитальный ремонт за период с 01.11.2014 г. по 30.09.2016 г. ответчиком не вносились, доказательств оплаты суммы долга в размере 680 182 руб. 25 коп. ответчиком не представлено, требование истца является правомерным и подлежит удовлетворению судом.
Частью 14.1. статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку ответчиком допущена просрочка оплаты взносов на капитальный ремонт, требование истца о взыскании неустойки является правомерным, обоснованно удовлетворено судом, установившим несоответствие расчета истца позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (раздел "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", ответ на вопрос N 3).
Сумма пени за ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт за период с 11 марта 2015 по 30 сентября 2016 года по расчету истца составила 57 905 руб. 29 коп. (с учетом уточнения).
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Факт просрочки в оплате выполненных работ по договору установлен судом и ответчиком не опровергнут.
Расчет пени судом проверен и признан верным.
В ходатайстве от 07.07.2017 г. ответчик признал сумму пени.
При таких обстоятельствах дела, требование истца о взыскании пени в размере 57 905 руб. 29 коп., начисленных за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. является обоснованным и подлежит удовлетворению судом.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 17 762 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 112 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Акционерного общества "Уралтрансмаш" в пользу Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области долг в размере 680 182 (шестьсот восемьдесят тысяч сто восемьдесят два) руб. 25 коп., пени, начисленные за период с 11.03.2015 г. по 30.09.2016 г. в размере 57 905 (пятьдесят семь тысяч девятьсот пять) руб. 29 коп., 17 762 (семнадцать тысяч семьсот шестьдесят два) руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
3. Возвратить Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 6007 от 13.04.2017 г. государственную пошлину в размере 112 (сто двенадцать) руб. 00 коп. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
М.Г.УСОВА
М.Г.УСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)