Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-22915/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу N А60-22915/2016


Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-22915/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект" (ИНН 6607010427)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6607009686), обществу с ограниченной ответственностью "НУК "Жилой дом"
о признании незаконными действий
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Строителей, 3" (ИНН 662301001)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: О.Г. Здобняков, директор,
от заинтересованного лица: Н.В. Лотова, представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по доверенности N 29-05-36-35 от 19.01.2016, Н.Б. Барчанинов, представитель ООО "НУК "Жилой дом" по доверенности от 10.11.2015,
от третьих лиц: Здобняков О.Г., председатель, протокол N 2 от 19.07.2016.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обязании Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области исключить из реестра лицензий с даты подачи заявления ООО "НУК "Жилой дом" жилой дом N 3 по ул. Строителей, г. Нижняя Салда в связи с существующим ТСЖ "Строителей, 3".
От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявления: в связи с отсутствием события результатов очного собрания собственников жилого дома N 3 по ул. Строителей в г. Нижняя Салда на дату проведения 22.04.2015 заявитель просит признать незаконными действия ООО "НУК "Жилой дом" по включению в реестр лицензий спорного многоквартирного дома и обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области исключить из реестра лицензий с даты подачи заявления ООО "НУК "Жилой дом" жилой дом N 3 по ул. Строителей, г. Нижняя Салда в связи с существующим ТСЖ "Строителей, 3".
Уточнение требований принято судом.
При подаче заявления в первоначальном виде ООО "Стройкомплект" указало в качестве ответчика общество с ограниченной ответственностью "НУК "Жилой дом" в отсутствие каких-либо требований к указанному обществу, в связи с чем суд привлек ООО "НУК "Жилой дом" к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании п. 6 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом уточненных требований ООО "Стройкомплект" настаивает на привлечении ООО "НУК "Жилой дом" как ответчика (заинтересованного лица) по делу. В связи с указанным ООО "НУК "Жилой дом" исключен из числа третьих лиц, привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в удовлетворении требований просит отказать, ссылаясь на то, что ООО "НУК "Жилой дом" не направляло в Департамент заявления в соответствии с приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр об исключении многоквартирного дома N 3 по ул. Строителей в г. Нижняя Салда.
В судебном заседании, назначенном на 16 августа 2016 года, объявлен перерыв до 23.08.2016 12:30. Судебное заседание продолжено 23.08.2016 в 13:15 в том же составе суда при участии представителя заявителя и ООО "НУК "Жилой дом".
После перерыва в судебном заседании представитель ТСЖ "Строителей, 3" требование заявителя поддерживает, пояснив, что ТСЖ не получило документацию по передаче дома N 3 по ул. Строителей в г. Нижняя Салда, ООО "НУК "Жилой дом" умышленно удерживает управление домом и собирает незаконно денежные средства, добровольно не исключает и реестра лицензий указанный многоквартирный дом.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

22 апреля 2015 года общество с ограниченной ответственностью "НУК "Жилой дом" получило лицензию, дающую право осуществление функций по управлению многоквартирными домами.
Многоквартирный дом N 3 по ул. Строителей в г. Н. Салда включен в реестр лицензий Свердловской области управляющей организации ООО "НУК "Жилой дом" общим списком с момента получения ООО "НУК "Жилой дом" лицензии, дающей право на осуществление функций по управлению многоквартирными домами, на основании протокола общего собрания собственников помещений в доме от 28 февраля 2006 года.
22 апреля 2015 года на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 3, оформленного протоколом N 1, принято решение об избрании управляющей организации ООО "НУК "Жилой дом".
В октябре 2014 года собственниками многоквартирного дома N 3 по ул. Строителей в г. Нижняя Салда принято решение о создании товарищества собственников жилья "Строителей, 3", которое зарегистрировано в Межрайонной ИФНС N 16 по Свердловской области.
Полагая незаконными действия ООО "НУК "Жилой дом" по включению в реестр лицензий спорного многоквартирного дома, а также необходимости исключения многоквартирного дома из реестра лицензий, общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Кодексом (пункт 2, 5 статьи 192 Кодекса).
Статья 198 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицо, имеющее на то лицензию.
В соответствии с п. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В течение трех дней со дня получения указанных в ч. 2 ст. 198 Кодекса сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 198 Кодекса).
Согласно п. 7 ст. 198 ЖК РФ в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Кодекса (п. 6 ст. 198 ЖК РФ).
Из системного толкования приведенных норм следует, что основанием для внесения изменений в Реестр лицензий является сообщение лицензиата - юридического лица или предпринимателя, которые прекратили деятельность по управлению многоквартирными домами, закрепленными за ними в Реестре лицензий по управлению многоквартирными домами, в связи прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной, предусмотренный законом.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Согласно п. 18, 19 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
В силу пункта 22 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Как указывает заявитель, в октябре 2014 года собственниками многоквартирного дома N 3 по ул. Строителей в г. Нижняя Салда принято решение о создании товарищества собственников жилья "Строителей, 3".
ТСЖ "Строителей, 3" зарегистрировано в Межрайонной ИФНС N 16 по Свердловской области.
ТСЖ "Строителей, 3" 14.01.2015 направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "НУК "Жилой дом" уведомление N 1 о подготовке и передаче документов (акта приема-передачи, строительно-технической документации, лицевых счетов собственников дома, договора на услуги с РКЦ, договора энергоснабжения с собственниками дома, отчета о проведенных ремонтных работах за период с 2006 года, отчета по остатку денежных средств по статье капитальный ремонт за период с 2006 года, сведений по дебиторской и кредиторской задолженности собственников, сведений о показаниях приборов учета, карточки прописки собственников до 12.01.2015) в связи с изменением способа управления многоквартирным домом.
ООО "НУК "Жилой дом" указанные в уведомлении документы ТСЖ "Строителей, 3" не переданы.
ООО "Стройпроект" полагает, что в связи с избранием собственниками многоквартирного дома способа управления товариществом собственников жилья, ООО "НУК "Жилой дом" ни на 22.04.2015 (на дату проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома) ни в данный период управляющей организацией спорного многоквартирного дома не является.
Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим заявлением ООО "Стройпроект" не указало, какие его права и законные интересы нарушены обществом с ограниченной ответственностью "НУК "Жилой дом" как управляющей организацией многоквартирного дома N 3 по ул. Строителей в г. Нижняя Салда.
Фактически в рамках настоящего дела заявитель оспаривает факт избрания ООО "НУК "Жилой дом" управляющей организацией спорного многоквартирного дома, неисполнение организацией обязанности по передаче технической документации на многоквартирный дом ТСЖ "Строителей, 3".
В свою очередь, какие-либо требования ТСЖ "Строителей, 3" к ООО "НУК "Жилой дом", как в части признания незаконными действий по включению в реестр лицензий спорного многоквартирного дома, так и в части обязания Департамента по исключению из реестра лицензий с даты подачи заявления ООО "НУК "Жилой дом" жилой дом N 3 по ул. Строителей, г. Нижняя Салда не предъявлялись. Доказательства обратного заявителем и третьим лицом не представлено.
Более того, в силу действующего законодательства, правом на обращение в Департамент государственного и строительного надзора Свердловской области с заявлением об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий собственник помещений в многоквартирном доме не наделен.
Вопросы передачи технической документации на многоквартирный дом разрешаются между организацией, ранее управлявшей многоквартирным домом и организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом.
Собственник помещений в многоквартирном доме не наделен правом на обращение в суд с требованием об исключении из реестра лицензий ООО "НУК "Жилой дом" многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Строителей, г. Нижняя Салда в связи с избранием ТСЖ "Строителей, 3".
Что касается требования о признании незаконными действий ООО "НУК "Жилой дом" по включению в реестр лицензий спорного многоквартирного дома, то в данном случае заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. По смыслу данной статьи, а также части 1 статьи 198 АПК РФ арбитражный суд может рассмотреть требование о признании незаконными действий органов или должностных лиц, если они вытекают из публичных отношений.
Применительно к обстоятельствам данного дела оспариваемые заявителем действия ООО "НУК "Жилой дом" по включению в реестр лицензий спорного многоквартирного дома, связаны с разрешением вопросов, не имеющих организационно-распорядительный, административный характер, ООО "НУК "Жилой дом" не является органом, осуществляющим публичные полномочия, решения (действия) которого могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ.
При этом суд в ходе рассмотрения дела неоднократно предлагал заявителю указать нормы процессуального права, на основании которых общество обратилось в суд. Однако, заявитель требования в указанной части не уточнил.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.
Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп. относятся на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина в сумме 3000 руб., излишне уплаченная при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета лицу, ее уплатившему - обществу с ограниченной ответственностью "Служба единого заказчика".
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект" отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Служба единого заказчика" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 37 от 13.05.2016.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)