Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 N 09АП-43730/2016 ПО ДЕЛУ N А40-89601/16

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. N 09АП-43730/2016

Дело N А40-89601/16

Резолютивная часть постановления оглашена 15.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ г. Москвы "Жилищник района Северное Медведково"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2016
по делу N А40-89601/16, принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению ГБУ г. Москвы "Жилищник района Северное Медведково" (127282, Москва, улица Тихомирова, дом 1, корпус 2, ОГРН 1137746512496)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (129626, Москва, Графский переулок, дом 4/9, ОГРН 1057746466535)
- о признании незаконным и отмене предписания;
- при участии:
- от заявителя - Благовестов К.А. по доверенности от 21.07.2016;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2016 в удовлетворении заявления ГБУ г. Москвы "Жилищник района Северное Медведково" о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве N 30-02/2-63 от 17.02.2016, отказано.
Учреждение не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещены.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора, в связи с поступившим обращением гражданина на несоответствие питьевой воды техническим и санитарным нормам (вх. N 30-04347 от 11.12.2015) в соответствии с распоряжением N 02-30-894 от 30.12.2015 проведена внеплановая проверка юридического лица ГБУ г. Москвы "Жилищник района Северное Медведково".
По результатам проверки составлен акт от 28.01.2016 N 02-30-894, на основании которого учреждению выдано предписание N 30-02/2-63 от 17.02.2016, которым предписано разработать и утвердить Программу (план) производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды; согласовать Программу (план) производственного контроля качества и безопасности питьевой воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический контроль; организовать проведение лабораторно-инструментальных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества воды; организовать ведение журнала контроля качества воды, в котором указываются данные полученные по результатам лабораторно-инструментальных исследований и испытаний, проведенных в рамках производственного контроля качества воды.
В обосновании своей позиции учреждение указывает на то, что является получателем коммунальных ресурсов в соответствии условиями договора N 90214 от 01.02.2010 на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию, заключенного между АО "Мосводоканал" и учреждением; АО "Мосводоканал" обязался обеспечивать круглосуточную бесперебойную подачу абоненту холодной питьевой воды с качеством, соответствующим действующему СанПиН 2.1.4.1074-01 и обеспечивать круглосуточный прием сточных вод от абонента; в соответствии с условиями договора N 03/200015 ГВС от 30.12.2005 поставки горячей воды, заключенного между ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" и ГБУ г. Москвы "Жилищник района Северное Медведково" предметом, которого является поставка горячей воды через присоединение сети горячего водоснабжения абоненту; по условиям договора абонент несет ответственность только за исполнения обязательств в части оплаты и в части содержания в надлежащем состоянии узлов учета горячей и холодной воды находящихся на балансе абонента, в части сохранности пломб на приборах учета, в части соблюдения температурного режима (не ниже +5) в зимнее время в помещениях в которых расположены водомерные узлы, а также в части надлежащего состояния и исправность запорной арматуры. В свою очередь поставщики (гарантирующая организация) в соответствии с договорами несут ответственность за нарушение установленного договорами режима поставки и параметров качества горячей и холодной (питьевой) воды в соответствии с действующим законодательством. По мнению заявителя, производственный контроль качества горячей воды осуществляется организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения и указывает на отсутствие у учреждения полномочий для утверждения Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический контроль и проводить лабораторные исследования, испытания качества воды, в целях производственного контроля качества питьевой воды.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение, как управляющая компания, эксплуатирующая систему водоснабжения, обязано осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать соответствующую производственную Программу, вести соответствующий контроль и учет.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. п. 5, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества, в частности, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений из стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков; общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Из материалов дела следует, что учреждение осуществляет деятельность по обеспечению поставки потребителям многоквартирных жилых домов коммунальных услуг и получает от них плату за услуги.
Следовательно, по отношению к жителям дома именно учреждение, как управляющая компания, является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, обязано оказывать качественные коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно п. 4.1 названных СанПиН, производственный контроль качества горячей воды в закрытых системах теплоснабжения осуществляется в местах поступления исходной воды (водопроводной), после водонагревателей; в открытых системах теплоснабжения - в местах поступления исходной воды (водопроводной или воды источника), после водоподготовки (подпиточная вода), перед поступлением в сеть горячего водоснабжения.
В силу п. 4.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 при любой системе теплоснабжения и системе централизованного горячего водоснабжения лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды должен проводиться в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором.
Согласно п. 4.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 лабораторный производственный контроль качества горячей воды включает следующие показатели: температуру, цветность, мутность, запах, pH, железо, сероводород, остаточное содержание реагентов, применяемых в процессе водоподготовки, вещества, вымывание которых возможно из материала труб горячего водоснабжения согласно технической документации (цинк, никель, алюминий, хром и т.д.), хлороформ (при присоединении к закрытым источникам теплоснабжения и использовании воды из хозяйственно-питьевого водопровода, где проводится обеззараживание воды хлорреагентами); ОКБ, ТКБ, ОМЧ, сульфитредуцирующие клостридии, легионеллы (по эпидпоказаниям).
Кратность отбора проб определяется в соответствии с представленными в таблице 2 показателями (п. 4.4 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Лабораторный производственный контроль обеспечивается организациями, эксплуатирующими сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, в лабораториях, аккредитованных в установленном законом порядке (п. 4.5 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Результаты производственного контроля предоставляются в управления Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации по требованию (п. 4.6 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно ч. 5 ст. 25 Федерального закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу ч. 6 указанной статьи Закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя следующие сведения: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Северное Медведково", как управляющая компания, является лицом, ответственным за предоставление коммунальных услуг в необходимом объеме, в том числе услуг предоставлении воды, горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, что учреждением не осуществляется производственный лабораторный контроль качества воды в обслуживаемом жилом доме в соответствии с требованиями санитарных правил; не разработана и не согласована с отделом Программа производственного контроля, то есть не согласованы точки в распределительной сети, в которых должен производиться производственный лабораторный контроля за качеством воды, горячей воды.
Управляющая организация является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения или водоотведения, следовательно, заявитель обязан разработать и согласовать в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора по г. Москве рабочую программу производственного контроля качества воды и безопасности воды, горячей воды в соответствующими исследованиями и ведения учета контроля качества воды.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Таким образом, учреждение, как управляющая компания, является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку осуществляя эксплуатацию системы водоснабжения, она, в том числе, несет ответственность за качество поставляемой жильцам дома воды, горячей воды по внутридомовой сети.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку учреждению обоснованно выдано оспариваемое предписание, которое подписано уполномоченным лицом, конкретизировано, содержащиеся в предписании требования являются обязательными для учреждения в силу властно-распорядительного характера. Законное предписание не нарушает права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2016 по делу N А40-89601/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Ж.В.ПОТАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)