Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Окишевой рассмотрел в предварительном судебном заседании дело N А60-22490/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралэкспо-НТ" (ИНН 6623099359, ОГРН 1146623000424)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Лотова Н.В., представитель по доверенности N 29-05-36-37 от 16.01.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя до судебного заседания поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу. Ходатайство судом отклонено.
Заявителем до судебного заседания представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "Уралэкспо-НТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту ГЖИСН СО о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 29-24-04-147 от 19.04.2017.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, полагает оспариваемый акт законным и обоснованным.
15.08.2017 ООО "Уралэкспо-НТ" направило в адрес арбитражного суда ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя предприятия ввиду нахождения директора общества в отпуске и юрисконсульта в служебной командировке.
Между тем, в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного заседании по ходатайству стороны является правом, а не обязанностью суда в случае, если сторона извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Данное ходатайство рассмотрено судом и отклонено в связи с тем, что указанная в нем причина неявки представителя заявителя не является уважительной, поскольку в силу ст. 59, ст. 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действующее арбитражное процессуальное законодательство не ограничивает возможность стороны иметь по делу нескольких представителей, в том числе адвоката, руководителя юридического лица либо иное лицо, которому руководителем выдана соответствующая доверенность на представление интересов юридического лица в арбитражном суде.
Заявитель является юридическим лицом, имеющим возможность направить в суд нескольких представителей, поэтому факт занятости одних представителей не препятствует присутствию в суде других представителей организации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Департаментом ГЖИСН СО в период с 23.03.2017 по 19.04.2017 на основании приказа N 29-24-02-147 от 21.03.2017, вынесенного по обращению жителей многоквартирного дома N 52 по Черноисточинскому шоссе в г. Н. Тагил, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Уралэкспо-НТ".
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
На основании решения лицензионной комиссии Свердловской области от 02.07.2015 N 524-ЛК управляющей организации ООО "Уралэкспо-НТ" предоставлена бессрочная лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области от 02.07.2015 N 535.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение). Согласно п. 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, в том числе, является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила предоставления коммунальных услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 1 Правил N 354 они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен главой VI Правил N 354.
В соответствии с предоставленной информацией ООО "Уралэкспо-НТ" и копиям платежных документов за декабрь 2016 года и январь 2017 года. общая площадь жилых помещений в МКД составляет 5367,8 кв. м. До 31.12.2016 года площадь общего имущества МКД составляет 3269,6 кв. м. С 01.01.2017 года площадь общего имущества МКД составляет 2245,4 кв. м, в нее входят:
- уборочная площадь МКД (лестничные клетки, коридоры, тамбур) - 862,30 кв. м,
- площадь подвала МКД - 1383,1 кв. м.
В многоквартирном доме N 52 по Черноисточинскому шоссе установлены общедомовые приборы учета: тепловой энергии СПТ 943.2 N 30956 УУ N 1; N 30980 УУ N 2; N 30961 УУ N 3; холодного водоснабжения СПТ 943.2 N 30956; электроснабжения N 699934, N 699872, N 700148.
В соответствии с частью 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества.
Частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в том числе в постановление Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354.
Расходы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, входят в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017.
При этом, указанные расходы включаются в плату за содержание жилого помещения только в том случае, если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления. Конструктивные особенности зданий определяются проектной документацией.
До утверждения Региональной Энергетической комиссией Свердловской области указанных нормативов плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае, если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, с 01.01.2017 включается в плату за содержание жилого помещения, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных РЭК Свердловской области по состоянию на 01.11.2016.
В соответствии с изменениями, внесенными, в том числе, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01 января 2017 года размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Согласно Письму Минстроя России от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемые до утверждения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены уполномоченными органами в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
При расчете по формуле 26 приложения N 2 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как: суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
При расчете по формуле 34 приложения N 2 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Следовательно, площади чердаков и подвалов не включаются в площадь мест общего пользования, применяемую в целях расчета платы за содержание общего имущества.
В ходе проверки установлено, что согласно платежному документу за январь 2017 года, приложенному к жалобе заявителя, обществом упомянутые требования нормативных документов не соблюдаются, вследствие чего обществом начисление платы производится в повышенном размере.
Обстоятельства нарушения изложены в акте проверки N 29-24-03-147 с расчетом сумм разницы в плате за содержание общедомового имущества, явившейся следствием нарушения.
В связи с выявленными нарушениями ООО "Уралэкспо-НТ" выдано предписание N 29-24-04-147 от 19.04.2017 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Данным документом ООО "Уралэкспо-НТ" предписано соблюдать обязательные требования в части начисления платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в части применения площади общего имущества при начислении платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, в части применения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также указано на недопустимость до установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, потребляемую в целях содержания общего имущества, включения в размер расходов на оплату горячей воды (компонент "нагрев").
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ООО "Уралэкспо-НТ" требований следует отказать, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), являются, в том числе, поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Доказательств, опровергающие выводы Департамента об имеющихся нарушениях содержания домов, заявителем не представлено и в деле не имеется.
Таким образом, у Департамента имелись основания для выдачи управляющей компании предписания с требованиями об устранении нарушений.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание не обладает признаками конкретности и понятности, подлежат отклонению, поскольку все выявленные нарушения порядка содержания жилых домов перечислены в акте проверки, в оспариваемом предписании, являются конкретными и понятными, содержащиеся в нем формулировки доступны для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ обязывает, помимо указания на устранение выявленных нарушений, указать сроки устранения выявленных нарушений и (или) проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законам, при этом иных требований к форме или содержанию предписанию об устранении выявленных нарушений указанным нормативным актом не предусмотрено.
Как уже указано, оспариваемое предписание основано на акте проверки органом государственного контроля юридического лица, содержащем указание на выявление в ходе проверки нарушений обществом требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), и содержит конкретные указания на необходимость совершения обществом определенных действий по выявленному нарушению с целью исполнения предписания.
Общество, являясь профессиональным участником рынка услуг по управлению жилищным фондом, обязанностью которого является обеспечение сохранности вверенного ему жилищного фонда, не могло не знать о допущенных им нарушениях при осуществлении лицензируемой деятельности, в ходе проверки присутствовали представители управляющей организации, до которых доведены результаты проверки с перечислением выявленных нарушений, при этом каких-либо замечаний на акт проверки, возражений на отраженные в акте нарушения, от данных лиц не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, нарушений требований нормативных документов заинтересованным лицом не допущено, при этом заявителем не доказано наличие у него нарушенных прав.
При данных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Уралэкспо-НТ" (ИНН 6623099359, ОГРН 1146623000424) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-22490/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. по делу N А60-22490/2017
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Окишевой рассмотрел в предварительном судебном заседании дело N А60-22490/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралэкспо-НТ" (ИНН 6623099359, ОГРН 1146623000424)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Лотова Н.В., представитель по доверенности N 29-05-36-37 от 16.01.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя до судебного заседания поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу. Ходатайство судом отклонено.
Заявителем до судебного заседания представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "Уралэкспо-НТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту ГЖИСН СО о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 29-24-04-147 от 19.04.2017.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, полагает оспариваемый акт законным и обоснованным.
15.08.2017 ООО "Уралэкспо-НТ" направило в адрес арбитражного суда ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя предприятия ввиду нахождения директора общества в отпуске и юрисконсульта в служебной командировке.
Между тем, в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного заседании по ходатайству стороны является правом, а не обязанностью суда в случае, если сторона извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Данное ходатайство рассмотрено судом и отклонено в связи с тем, что указанная в нем причина неявки представителя заявителя не является уважительной, поскольку в силу ст. 59, ст. 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действующее арбитражное процессуальное законодательство не ограничивает возможность стороны иметь по делу нескольких представителей, в том числе адвоката, руководителя юридического лица либо иное лицо, которому руководителем выдана соответствующая доверенность на представление интересов юридического лица в арбитражном суде.
Заявитель является юридическим лицом, имеющим возможность направить в суд нескольких представителей, поэтому факт занятости одних представителей не препятствует присутствию в суде других представителей организации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Департаментом ГЖИСН СО в период с 23.03.2017 по 19.04.2017 на основании приказа N 29-24-02-147 от 21.03.2017, вынесенного по обращению жителей многоквартирного дома N 52 по Черноисточинскому шоссе в г. Н. Тагил, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Уралэкспо-НТ".
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
На основании решения лицензионной комиссии Свердловской области от 02.07.2015 N 524-ЛК управляющей организации ООО "Уралэкспо-НТ" предоставлена бессрочная лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области от 02.07.2015 N 535.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение). Согласно п. 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, в том числе, является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила предоставления коммунальных услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 1 Правил N 354 они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен главой VI Правил N 354.
В соответствии с предоставленной информацией ООО "Уралэкспо-НТ" и копиям платежных документов за декабрь 2016 года и январь 2017 года. общая площадь жилых помещений в МКД составляет 5367,8 кв. м. До 31.12.2016 года площадь общего имущества МКД составляет 3269,6 кв. м. С 01.01.2017 года площадь общего имущества МКД составляет 2245,4 кв. м, в нее входят:
- уборочная площадь МКД (лестничные клетки, коридоры, тамбур) - 862,30 кв. м,
- площадь подвала МКД - 1383,1 кв. м.
В многоквартирном доме N 52 по Черноисточинскому шоссе установлены общедомовые приборы учета: тепловой энергии СПТ 943.2 N 30956 УУ N 1; N 30980 УУ N 2; N 30961 УУ N 3; холодного водоснабжения СПТ 943.2 N 30956; электроснабжения N 699934, N 699872, N 700148.
В соответствии с частью 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества.
Частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в том числе в постановление Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354.
Расходы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, входят в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017.
При этом, указанные расходы включаются в плату за содержание жилого помещения только в том случае, если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления. Конструктивные особенности зданий определяются проектной документацией.
До утверждения Региональной Энергетической комиссией Свердловской области указанных нормативов плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае, если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, с 01.01.2017 включается в плату за содержание жилого помещения, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных РЭК Свердловской области по состоянию на 01.11.2016.
В соответствии с изменениями, внесенными, в том числе, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01 января 2017 года размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Согласно Письму Минстроя России от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемые до утверждения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены уполномоченными органами в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
При расчете по формуле 26 приложения N 2 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как: суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
При расчете по формуле 34 приложения N 2 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Следовательно, площади чердаков и подвалов не включаются в площадь мест общего пользования, применяемую в целях расчета платы за содержание общего имущества.
В ходе проверки установлено, что согласно платежному документу за январь 2017 года, приложенному к жалобе заявителя, обществом упомянутые требования нормативных документов не соблюдаются, вследствие чего обществом начисление платы производится в повышенном размере.
Обстоятельства нарушения изложены в акте проверки N 29-24-03-147 с расчетом сумм разницы в плате за содержание общедомового имущества, явившейся следствием нарушения.
В связи с выявленными нарушениями ООО "Уралэкспо-НТ" выдано предписание N 29-24-04-147 от 19.04.2017 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Данным документом ООО "Уралэкспо-НТ" предписано соблюдать обязательные требования в части начисления платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в части применения площади общего имущества при начислении платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, в части применения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также указано на недопустимость до установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, потребляемую в целях содержания общего имущества, включения в размер расходов на оплату горячей воды (компонент "нагрев").
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ООО "Уралэкспо-НТ" требований следует отказать, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), являются, в том числе, поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Доказательств, опровергающие выводы Департамента об имеющихся нарушениях содержания домов, заявителем не представлено и в деле не имеется.
Таким образом, у Департамента имелись основания для выдачи управляющей компании предписания с требованиями об устранении нарушений.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание не обладает признаками конкретности и понятности, подлежат отклонению, поскольку все выявленные нарушения порядка содержания жилых домов перечислены в акте проверки, в оспариваемом предписании, являются конкретными и понятными, содержащиеся в нем формулировки доступны для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ обязывает, помимо указания на устранение выявленных нарушений, указать сроки устранения выявленных нарушений и (или) проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законам, при этом иных требований к форме или содержанию предписанию об устранении выявленных нарушений указанным нормативным актом не предусмотрено.
Как уже указано, оспариваемое предписание основано на акте проверки органом государственного контроля юридического лица, содержащем указание на выявление в ходе проверки нарушений обществом требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), и содержит конкретные указания на необходимость совершения обществом определенных действий по выявленному нарушению с целью исполнения предписания.
Общество, являясь профессиональным участником рынка услуг по управлению жилищным фондом, обязанностью которого является обеспечение сохранности вверенного ему жилищного фонда, не могло не знать о допущенных им нарушениях при осуществлении лицензируемой деятельности, в ходе проверки присутствовали представители управляющей организации, до которых доведены результаты проверки с перечислением выявленных нарушений, при этом каких-либо замечаний на акт проверки, возражений на отраженные в акте нарушения, от данных лиц не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, нарушений требований нормативных документов заинтересованным лицом не допущено, при этом заявителем не доказано наличие у него нарушенных прав.
При данных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Уралэкспо-НТ" (ИНН 6623099359, ОГРН 1146623000424) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА
Л.Ф.САВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)