Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2016 N 13АП-6410/2016 ПО ДЕЛУ N А56-75380/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. N 13АП-6410/2016

Дело N А56-75380/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
- от заявителя: Ланцовой Н.А. по доверенности от 02.12.2015 N 3444;
- от заинтересованного лица: Назаровой А.П. по доверенности от 25.01.2016 N 02-84/16-0-0;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6410/2016) ОАО "Тепловые сети" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2016 по делу А56-75380/2015 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению ОАО "Тепловые сети"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании недействительным предписания
установил:

ОАО "Тепловые сети" (187000, Ленинградская область, г. Тосно, ул. Боярова, д. 1; ОГРН, далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 18.09.2015 N 276-СВ об обязании общества привести расчет размера платы за потребленную электроэнергию и платы за содержание и ремонт жилого помещения по многоквартирному дому в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Тепловые сети" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и неправильными выводами суда относительно установленных обстоятельств дела.
Определением суда от 10.05.2016 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 31.05.3016. В судебном заседании 31.05.2016 на основании докладной записки, подписанной и.о. председателя административной коллегии Горбачевой О.В. в соответствии со ст. 18 АПК РФ произведена замена состава суда, судья Есипова Е.И. заменена на судью Семенову А.Б. Рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
В судебном заседании представитель управляющей компании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что общество не производило доначисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с июня 2014 по июль 2015 года, а в июле 2015 года произвело доначисление платы за фактически потребленный ресурс, что не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Кроме того, представитель указал, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, признав протоколы общего собрания собственников многоквартирного дома недействительными.
Представитель Комитета с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 18.09.2015 Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на основании распоряжения N 276-СВ от 07.09.2015 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Тепловые сети" по соблюдению управляющей компанией требований Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Основанием для проведения проверки послужило обращение Смирновой Н.А. от 12.08.2015 N гжило-08-3542/15-0-0 о неправомерном увеличении размера платы за коммунальную услугу (электрической энергии), предоставленную на общедомовые нужды, а также размера платы за содержания общего имущества многоквартирного дома, находящегося по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, ул. М.Горького, д. 8А.
В ходе проверки Комитетом установлено, что ОАО "Тепловые сети" осуществляет свою деятельность на основании лицензии N 208 от 08.05.2015, проверяемый многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии (технический паспорт на приборы учета (ПРЭМ 32 заводской N 211060, ПРЭМ 32 заводской N 206637).
Как следует из платежных документов и письма общества от 20.08.2015 N 2235 управляющей компанией произведен единовременный расчет размера платы за коммунальную услугу (электрическую энергию), предоставленную на общедомовые нужды за период с 2014 года по июль 2015 года и применяется тариф на ремонт жилых помещений, установленный протоколами собраний собственников жилых помещений от 29.07.2014 и 24.08.2015.
Вышеуказанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 18.09.2015 N 276-СВ.
По итогам проверки 18.09.2015 государственным жилищным инспектором Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области выдано предписание N 276-СВ, согласно которому ОАО "Тепловые сети" обязано в срок до 01.11.2015,
- - привести в соответствие с пунктами 36, 37, 44 Правил N 354 начисление платы за коммунальную услугу по снабжению электроэнергией на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 8А по улице М.Горького города Тосно Ленинградской области с июня 2014 года по июль 2015 года;
- - произвести начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения по указанному многоквартирному дому в соответствии с решением Совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 20.06.2012 N 140 за период с 01.08.2014 по 01.09.2015.
Ссылаясь на незаконность указанного предписания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в признании оспариваемого предписания недействительным, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Аналогичное положение содержится в статье 17 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в пределах осуществления государственного жилищного надзора обязан выдать предписание при наличии нарушения требований, установленных жилищным законодательством.
В данном случае, предметом спора является предписание Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 18.09.2015 N 276-СВ о необходимости управляющей компании привести расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды и расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения по многоквартирному дому в соответствие с требованиями Жилищного кодекса РФ, Правил N 354 и решения Совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 20.06.2012 N 140.
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (часть 1).
В части 4 статьи 154 ЖК РФ разъяснено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил N 354).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 названной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из буквального понимания приведенных норм следует, что общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов должен быть индивидуален по отношению к конкретному дому, то есть учитывать потребности только этого дома.
В рассматриваемом случае, в ходе проверки установлено, что спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, что подтверждается актом предварительного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 03.10.2009, техническими паспортами на приборы учета (ПРЭМ 32 заводской N 211060, ПРЭМ 32 заводской N 206637).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно пункту 44 названных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Следовательно, действия ОАО "Тепловые сети" по единовременному начислению платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с 2014 года по июль 2015 года являются незаконными и противоречат пунктам 37 и 44 Правил N 354.
Отсутствие норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды с 01.06.2014 не устраняет допущенного обществом нарушения - несоблюдения периода расчета оплаты коммунальной услуги, установленного Правилами N 354 и равного календарному месяцу.
Относительно правомерности требования предписания о необходимости произвести расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения по многоквартирному дому в соответствии с решением Совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 20.06.2012 N 140, судом первой инстанции установлено следующее.
Начисление платы за содержание общего имущества многоквартирного дома за период с 01.08.2014 по 31.07.2015 в размере 28,57 рублей, осуществлялось управляющей компанией на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме совместного присутствия, оформленного протоколом от 29.07.2014, а за период с 01.08.2015 по 31.12.2015 в размере 33,62 рублей, осуществлялось обществом на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений, проведенного в форме совместного присутствия, оформленного протоколом от 24.08.2015.
Однако в ходе проверки Комитет пришел к выводу, что протоколы от 29.07.2014 и 24.08.2015 не соответствуют требованиям части 7 статьи 156, 46 ЖК РФ, частям 3, 4 статьи 181.2 ГК РФ и факт волеизъявления собственников нельзя считать установленным.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 1 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами.
Согласно частям 3, 4 статьи 181.2 ГК РФ, о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
В соответствии с пунктом 22 приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах", протокол общего собрания составляется в письменной форме, подписывается председателем общего собрания и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии.
Протоколы общего собрания собственников от 29.07.2014 и от 24.08.2015 не соответствуют вышеуказанным требованиям, поскольку подписаны только председателем совета многоквартирного дома Ковалевым А.В. и на основании этих протоколов невозможно установить действительное волеизъявление всех собственников помещений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не принял названные протоколы в качестве достоверных и допустимых доказательств по делу.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Решением совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 20.06.2012 N 140 установлен размер платы за содержание общего имущества и для собственников жилых помещений, который составляет 24,51 рублей.
Довод заявителя о том, что названное решение признано утратившим силу решением совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 18.12.2014 N 22 отклоняется судом, поскольку Решение от 20.06.2012 N 140 в части установления размера платы за содержание общего имущества для собственников жилых помещений не признано утратившим силу, то есть продолжает действовать.
С учетом вышеизложенного, у Комитета имелись правовые основания для направления обществу предписания N 276-СВ от 18.09.2015.
Доводы обществ, указанные в апелляционной жалобе отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Судом первой инстанции не признавались недействительными протоколы собраний собственников жилых помещений. Суд оценил названные протоколы (от 29.07.2014 и от 24.08.2015) и указал на невозможность признания их надлежащими доказательствами по делу в связи с их несоответствием требованиям ЖК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции рассмотрел обстоятельства дела в рамках заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской от 09 февраля 2016 года по делу N А56-75380/2015 без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Тепловые сети" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)