Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании недействительным предписания N 94 от 19.04.2016,
при участии представителей заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", - Головинкина А.А. (доверенность от 11.05.2016), Сериковой В.Ю. (доверенность от 11.01.2016),
общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (далее - заявитель, Общество, ООО "Вега-Союз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным предписания N 94 от 19.04.2016.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, отзыв на заявление не представил.
Неявка представителя ответчика не препятствует проведению судебного заседания в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд приобщил к материалам дела полученные от представителей заявителя в судебном заседании документы: акты обследования общего имущества, технический паспорт на домовладение N 12 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района, технический паспорт на дом N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района, фотографии месторасположения колодцев ливневой канализации.
В судебном заседании представители ООО "Вега-Союз" заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и указали следующее. Оспариваемым предписанием Обществу вменяется удалить из подвальных помещений дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла воду, восстановить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей. Представленными актами обследования общего имущества установлено, что внутренние коммуникации дома и придомовые дренажи находятся в исправном состоянии. Подтопление вызвано неисправностью наружной дренажной системы, которая расположена между домами N 12 и N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла (что подтверждается прилагаемыми фотографиями и техническими паспортами), используется несколькими домами, не поставлена на баланс какой-либо организации.
Заслушав пояснения представителей заявителя, изучив представленные документы, суд считает установленными следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.04.2016 N 94 Администрацией проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении Общества.
Результаты проверки оформлены актом проверки N 94 от 18 апреля 2016 года. В акте указано, что подвальное помещение многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района Республики Карелия (далее - дом N 14 по ул. Центральная) находится в подтопленном состоянии по всей площади здания. Глубина воды составляет 20-30 см. Неисправна внутридомовая и наружная дренажная система. При проведении проверки присутствовал собственник квартиры N 1 Головин С.А.
По результатам проверки специалистом 1-ой категории по муниципальному жилищному контролю Управления экономики Администрации Пряжинского национального муниципального района Федотовым Н.М. выдано предписание N 94 от 19 апреля 2016 года об устранении нарушений действующего законодательства. ООО "Вега-Союз" предписано в срок до 10.05.2016 устранить воду из подвального помещения дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла и восстановить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органов местного самоуправления, если полагают, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выданное Администрацией предписание, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, в том числе возлагает обязанности по восстановлению работоспособности наружных дренажей, которые не относятся к общему имуществу многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района.
Пунктом 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пунктом 2.1 статьи 20 ЖК РФ определено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Муниципальный жилищный контроль на территории Пряжинского национального муниципального района осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 07.04.2015 N 434 "Об утверждении Административного регламента Администрации Пряжинского национального муниципального района исполнения муниципальной функции осуществления муниципального жилищного контроля" (сайт Администрации Пряжинского национального муниципального района - http://pryazha.karelia.info/official/736941800/2993364323/).
Частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка деятельности Общества проведена на основании распоряжения N 94 от 12 апреля 2016 года Главы администрации Пряжинского национального муниципального района, результаты проверки отражены в акте N 94 от 18.04.2016, копия которого направлена заявителю. По результатам проверки Обществу выдано оспариваемое предписание. Представленными в материалы дела документами подтверждается правомерность проведенной проверки и ее соответствие действующему законодательству в части соблюдения требований ЖК РФ, Закона N 294-ФЗ и принятых в порядке их исполнения подзаконных актов. Кроме того, Общество не оспаривает правомерность процедуры проведения и результатов оформления проверки.
Вместе с тем суд полагает требования заявителя обоснованными, а оспариваемое предписание незаконным и подлежащим отмене ввиду следующего.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и опасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре правления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Постановление N 491) определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Постановления N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Постановления N 491).
Согласно пункту 4.1.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление N 170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;
- исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
- устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
- работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 4.1.3 Постановления N 170 установлено, что при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Согласно пунктам 4.10.2.1, 4.10.2.3 Постановления N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Дренажи необходимо очищать: не реже двух раз в год в первые два - три года эксплуатации, один раз в три года (в зависимости от грунта) в последующий период эксплуатации.
Актом проверки зафиксировано наличие в подвальном помещении многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района воды. Орган муниципального контроля сделал вывод о том, что наличие воды в подвальном помещении обусловлено неисправностью внутридомовых и наружных дренажей, вместе с тем, доказательства данному выводу в материалы дела представлены не были.
Обществом в материалы дела представлены акты обследования общего имущества многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла, произведенных представителями ООО "Вега-Союз" в присутствии нескольких собственников помещений многоквартирного жилого дома. Согласно актам обследования общего имущества дома N 14 по ул. Центральная от 29.04.2016, 03.05.2016, 06.05.2016 протечек внутридомовых систем холодного водоснабжения, отопления и канализации в подвальном помещении не обнаружено; пристенный дренаж находится в исправном состоянии.
Таким образом, заявителем представлены доказательства исправного состояния внутридомовых сетей и пристенного дренажа, которые относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Доказательства обратного ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства по делу Администрацией не представлены.
Актом обследования общего имущества многоквартирных домов N 12, 14 по ул. Центральная от 03.05.2016 установлено, что наружные дренажные сети, расположенные на расстоянии 4 м от дома N 14 по ул. Центральная находятся в неисправном состоянии. Данный вывод подтвержден представленными в дело фотоматериалами, которыми зафиксировано засорение колодцев ливневой канализации N 1 и N 2, расположенных возле домов N 12 и N 14 по ул. Центральная.
Как пояснили представителя заявителя в судебном заседании, засоренные колодцы (неисправность наружных дренажных сетей) являются причиной попадания в подвальные помещения воды. При этом наружные дренажные сети на балансе многоквартирного дома N 14 не состоят и должны быть приняты на баланс для обслуживания Администрацией.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2012 по делу N ВАС-7023/12, технологический процесс водоотведения предусматривает прием только образующейся в результате хозяйственной деятельности физических и юридических лиц воды, требующей очистки, а не талых, дождевых (поверхностных) и дренажных вод. При решении вопроса об отнесении системы ливневой канализации и дренажной системы к общему имуществу жилого дома следует руководствоваться пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно пункту 2 указанных правил в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) ("д"); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").
Таким образом, основным критерием отнесения объекта к общему имуществу многоквартирного дома является его функциональное назначение, связанное с обслуживанием именно этого одного многоквартирного дома.
Согласно пунктам 5 и 8 Постановления N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Представленным техническим паспортом дома N 14 по ул. Центральная подтверждается, что в состав общего имущества указанного многоквартирного дома не включены наружные дренажные системы. Администрацией какие-либо документы, подтверждающие балансовую принадлежность наружной дренажной системы, к материалам проверки не приложены. Колодцы ливневой канализации N 1 и N 2 находятся за пределами границ земельного участка дома N 14 по ул. Центральная и предназначены для обслуживания более одного дома. При указанных обстоятельствах они не относятся к общему имуществу многоквартирного дома заявителя.
Исходя из изложенного, подтопление подвальных помещений д. 14 по ул. Центральная обусловлено неисправностью наружных дренажных систем, которые не входят в состав общего имущества многоквартирного дома. У ООО "Вега-Союз" как у организации, осуществляющей управление многоквартирным домом N 14 по ул. Центральная, отсутствуют обязательства по обеспечению работоспособности наружных дренажных сетей.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация как лицо, принявшее оспариваемое предписание, не представила в суд доказательств обоснованности его выдачи, а также доказательств ненадлежащего исполнения ООО "Вега-Союз" принятых на себя обязательств по управлению многоквартирным домом N 14 по ул. Центральная. Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждает факт засорения наружных дренажных сетей, расположенных возле домов N 12 и N 14 по ул. Центральная, которые не обслуживаются Обществом, поскольку не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Исходя из изложенного, заявление общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" является обоснованным, а предписание, выданное Администрацией Пряжинского национального муниципального района, подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН 1071038000967, ИНН 1021504593) требование удовлетворить полностью.
Признать недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание N 94 от 19.04.2016, выданное Администрацией Пряжинского национального муниципального района.
2. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
3. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 05.07.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3903/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. по делу N А26-3903/2016
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании недействительным предписания N 94 от 19.04.2016,
при участии представителей заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", - Головинкина А.А. (доверенность от 11.05.2016), Сериковой В.Ю. (доверенность от 11.01.2016),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (далее - заявитель, Общество, ООО "Вега-Союз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным предписания N 94 от 19.04.2016.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, отзыв на заявление не представил.
Неявка представителя ответчика не препятствует проведению судебного заседания в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд приобщил к материалам дела полученные от представителей заявителя в судебном заседании документы: акты обследования общего имущества, технический паспорт на домовладение N 12 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района, технический паспорт на дом N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района, фотографии месторасположения колодцев ливневой канализации.
В судебном заседании представители ООО "Вега-Союз" заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и указали следующее. Оспариваемым предписанием Обществу вменяется удалить из подвальных помещений дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла воду, восстановить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей. Представленными актами обследования общего имущества установлено, что внутренние коммуникации дома и придомовые дренажи находятся в исправном состоянии. Подтопление вызвано неисправностью наружной дренажной системы, которая расположена между домами N 12 и N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла (что подтверждается прилагаемыми фотографиями и техническими паспортами), используется несколькими домами, не поставлена на баланс какой-либо организации.
Заслушав пояснения представителей заявителя, изучив представленные документы, суд считает установленными следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.04.2016 N 94 Администрацией проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении Общества.
Результаты проверки оформлены актом проверки N 94 от 18 апреля 2016 года. В акте указано, что подвальное помещение многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района Республики Карелия (далее - дом N 14 по ул. Центральная) находится в подтопленном состоянии по всей площади здания. Глубина воды составляет 20-30 см. Неисправна внутридомовая и наружная дренажная система. При проведении проверки присутствовал собственник квартиры N 1 Головин С.А.
По результатам проверки специалистом 1-ой категории по муниципальному жилищному контролю Управления экономики Администрации Пряжинского национального муниципального района Федотовым Н.М. выдано предписание N 94 от 19 апреля 2016 года об устранении нарушений действующего законодательства. ООО "Вега-Союз" предписано в срок до 10.05.2016 устранить воду из подвального помещения дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла и восстановить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органов местного самоуправления, если полагают, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выданное Администрацией предписание, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, в том числе возлагает обязанности по восстановлению работоспособности наружных дренажей, которые не относятся к общему имуществу многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района.
Пунктом 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пунктом 2.1 статьи 20 ЖК РФ определено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Муниципальный жилищный контроль на территории Пряжинского национального муниципального района осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 07.04.2015 N 434 "Об утверждении Административного регламента Администрации Пряжинского национального муниципального района исполнения муниципальной функции осуществления муниципального жилищного контроля" (сайт Администрации Пряжинского национального муниципального района - http://pryazha.karelia.info/official/736941800/2993364323/).
Частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка деятельности Общества проведена на основании распоряжения N 94 от 12 апреля 2016 года Главы администрации Пряжинского национального муниципального района, результаты проверки отражены в акте N 94 от 18.04.2016, копия которого направлена заявителю. По результатам проверки Обществу выдано оспариваемое предписание. Представленными в материалы дела документами подтверждается правомерность проведенной проверки и ее соответствие действующему законодательству в части соблюдения требований ЖК РФ, Закона N 294-ФЗ и принятых в порядке их исполнения подзаконных актов. Кроме того, Общество не оспаривает правомерность процедуры проведения и результатов оформления проверки.
Вместе с тем суд полагает требования заявителя обоснованными, а оспариваемое предписание незаконным и подлежащим отмене ввиду следующего.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и опасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре правления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Постановление N 491) определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Постановления N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Постановления N 491).
Согласно пункту 4.1.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление N 170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;
- исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
- устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
- работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 4.1.3 Постановления N 170 установлено, что при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Согласно пунктам 4.10.2.1, 4.10.2.3 Постановления N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Дренажи необходимо очищать: не реже двух раз в год в первые два - три года эксплуатации, один раз в три года (в зависимости от грунта) в последующий период эксплуатации.
Актом проверки зафиксировано наличие в подвальном помещении многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла Пряжинского района воды. Орган муниципального контроля сделал вывод о том, что наличие воды в подвальном помещении обусловлено неисправностью внутридомовых и наружных дренажей, вместе с тем, доказательства данному выводу в материалы дела представлены не были.
Обществом в материалы дела представлены акты обследования общего имущества многоквартирного дома N 14 по ул. Центральная в п. Эссойла, произведенных представителями ООО "Вега-Союз" в присутствии нескольких собственников помещений многоквартирного жилого дома. Согласно актам обследования общего имущества дома N 14 по ул. Центральная от 29.04.2016, 03.05.2016, 06.05.2016 протечек внутридомовых систем холодного водоснабжения, отопления и канализации в подвальном помещении не обнаружено; пристенный дренаж находится в исправном состоянии.
Таким образом, заявителем представлены доказательства исправного состояния внутридомовых сетей и пристенного дренажа, которые относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Доказательства обратного ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства по делу Администрацией не представлены.
Актом обследования общего имущества многоквартирных домов N 12, 14 по ул. Центральная от 03.05.2016 установлено, что наружные дренажные сети, расположенные на расстоянии 4 м от дома N 14 по ул. Центральная находятся в неисправном состоянии. Данный вывод подтвержден представленными в дело фотоматериалами, которыми зафиксировано засорение колодцев ливневой канализации N 1 и N 2, расположенных возле домов N 12 и N 14 по ул. Центральная.
Как пояснили представителя заявителя в судебном заседании, засоренные колодцы (неисправность наружных дренажных сетей) являются причиной попадания в подвальные помещения воды. При этом наружные дренажные сети на балансе многоквартирного дома N 14 не состоят и должны быть приняты на баланс для обслуживания Администрацией.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2012 по делу N ВАС-7023/12, технологический процесс водоотведения предусматривает прием только образующейся в результате хозяйственной деятельности физических и юридических лиц воды, требующей очистки, а не талых, дождевых (поверхностных) и дренажных вод. При решении вопроса об отнесении системы ливневой канализации и дренажной системы к общему имуществу жилого дома следует руководствоваться пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно пункту 2 указанных правил в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) ("д"); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").
Таким образом, основным критерием отнесения объекта к общему имуществу многоквартирного дома является его функциональное назначение, связанное с обслуживанием именно этого одного многоквартирного дома.
Согласно пунктам 5 и 8 Постановления N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Представленным техническим паспортом дома N 14 по ул. Центральная подтверждается, что в состав общего имущества указанного многоквартирного дома не включены наружные дренажные системы. Администрацией какие-либо документы, подтверждающие балансовую принадлежность наружной дренажной системы, к материалам проверки не приложены. Колодцы ливневой канализации N 1 и N 2 находятся за пределами границ земельного участка дома N 14 по ул. Центральная и предназначены для обслуживания более одного дома. При указанных обстоятельствах они не относятся к общему имуществу многоквартирного дома заявителя.
Исходя из изложенного, подтопление подвальных помещений д. 14 по ул. Центральная обусловлено неисправностью наружных дренажных систем, которые не входят в состав общего имущества многоквартирного дома. У ООО "Вега-Союз" как у организации, осуществляющей управление многоквартирным домом N 14 по ул. Центральная, отсутствуют обязательства по обеспечению работоспособности наружных дренажных сетей.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация как лицо, принявшее оспариваемое предписание, не представила в суд доказательств обоснованности его выдачи, а также доказательств ненадлежащего исполнения ООО "Вега-Союз" принятых на себя обязательств по управлению многоквартирным домом N 14 по ул. Центральная. Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждает факт засорения наружных дренажных сетей, расположенных возле домов N 12 и N 14 по ул. Центральная, которые не обслуживаются Обществом, поскольку не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Исходя из изложенного, заявление общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" является обоснованным, а предписание, выданное Администрацией Пряжинского национального муниципального района, подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН 1071038000967, ИНН 1021504593) требование удовлетворить полностью.
Признать недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание N 94 от 19.04.2016, выданное Администрацией Пряжинского национального муниципального района.
2. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
3. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Е.О.АЛЕКСАНДРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)