Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-6742/2016

Требование: О признании незаконным отказа во включении в реестр сведений о выбранном собственниками помещений нескольких подъездов многоквартирного дома способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, обязании устранить нарушения.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказы мотивированы тем, что ЖК РФ не предусмотрено формирование нескольких фондов капитального ремонта в одном многоквартирном доме, кроме того, управление спорным домом осуществляется несколькими юридическими лицами (несколькими способами управления) при том, что один дом может управляться только одной управляющей организацией.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу N 33а-6742/2016


Судья Мурашова Ж.А.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.
судей Шабалдиной Н.В.,
Старкова М.В.,
при секретаре У.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18.05.2016 в порядке апелляционного производства административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Статор" к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании действий органа государственной власти незаконными,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Товарищества собственников жилья "Статор" У.Н. на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2016.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца Товарищества собственников жилья "Статор" У.Н., представителя административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Х., представителя заинтересованного лица Товарищества собственников жилья "Краском-32" Б., судебная коллегия

установила:

Административный истец Товарищество собственников жилья "Статор" (далее - ТСЖ "Статор"), действуя через представителя, обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконными действия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в части отказа ТСЖ "Статор" во включении сведений о выбранном собственниками помещений многоквартирного дома N 32 по ул. Красных Командиров в г. Екатеринбурге (подъезды 8 и 9, квартиры с 253 по 372) способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в Реестр уведомлений и Реестр специальных счетов; возложении обязанности устранить допущенные нарушения, включив в Реестр уведомлений и в Реестр специальных счетов сведения о принятом собственниками помещений многоквартирного дома N 32 по ул. Красных Командиров в г. Екатеринбурге (подъезды 8 и 9, кв. кв. с 253 по 372) решении о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
В обоснование требований указало, что 04.07.2014 во исполнение ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ "Статор" направило в Управление Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (далее - ГЖИ Свердловской области) уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме N 32 по ул. Красных Командиров в г. Екатеринбурге (кв. N 253 - 372) способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, справки банка об открытии специального счета. Однако 20.08.2014 ГЖИ Свердловской области ТСЖ "Статор" было отказано во включении сведений о принятии решений в Реестр уведомлений и Реестр специальных счетов на основании ч. 9 ст. 161, ч. 4 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации. 25.08.2015 ТСЖ "Статор" повторно обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с аналогичными требованиями, в чем письмом от 03.09.2015 вновь было отказано. ТСЖ "Статор" полагает такие отказы незаконными, поскольку в них не указаны предусмотренные Порядком ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов основания для возврата уведомления и основания для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не соответствующим требованиями ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением суда требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением, ТСЖ "Статор", действуя через представителя, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что вопреки выводу суда в Управление ТСЖ "Статор" представил протокол от 11.06.2014 внеочередного общего собрания собственников помещений именно подъездов 8 и 9 дома 32 в г. Екатеринбурге, а не всего дома, что подтверждается приложенными к протоколу копией реестра голосования участников внеочередного общего собрания и копией реестра вручения сообщений о проведении общего собрания. Суд при вынесении решения вышел за пределы заявленных в письмах ГЖИ Свердловской области, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области оснований отказа. Кроме того, при вынесении оспариваемого отказа ГЖИ Свердловской области вышло за пределы полномочий, предоставленных ему ч. ч. 4 и 5 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает незаконными также выводы суда о пропуске срока обращения в суд, поскольку отказ, выраженный в письме от 03.09.2015, являлся самостоятельным решением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Товарищества собственников жилья "Статор" У.Н. доводы жалобы поддержала, настаивала на их удовлетворении, представитель административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Х. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представитель заинтересованного лица Товарищества собственников жилья "Краском-32" Б. полагала решение суда незаконным.
Заинтересованное лицо ООО "УК ЖКХ Орджоникидзевского района", извещенное 18.05.2016 через представителя под роспись, в заседание судебной коллегии не явилось.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.

Заслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ "Статор", созданное 05.03.2003, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <...> г. Екатеринбург подъезды 8 и 9 (л. д. 37 - 43). Кроме того, управление указанным домом осуществляется ТСЖ "Краском-32" (подъезды 1 - 4), ООО "УКХ Орджоникидзевского района (подъезды 5 - 7).
02.07.2014 ТСЖ "Статор" направило в Управление ГЖИ Свердловской области уведомление об утверждении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 32 подъезды N 8 и 9 по ул. Красных Командиров путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет с целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. В качестве владельца специального счета, открытого в Свердловском отделении ОАО "Сбербанк России", указано ТСЖ "Статор" (л. д. 16). К указанному уведомлению приложило копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 32, п. N 8, 9 от 11.06.2014, копию реестра голосования участников внеочередного общего собрания, копию реестра вручения сообщений о проведении общего собрания, копию уведомления об открытии специального счета.
По результатам рассмотрения обращения от 02.07.2014 ГЖИ Свердловской области 20.08.2014 принято решение о возврате уведомления (отказе в его приеме) и как следствие отказе во внесении сведений в реестр уведомлений, поскольку ч. 4 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено формирование нескольких фондов капитального ремонта в одном многоквартирном доме. Указано также, что в силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации один многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (л. д. 27 - 29).
25.08.2015 ТСЖ "Статор" повторно обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с аналогичным заявлением.
По результатам рассмотрения данного обращения 03.09.2015 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ТСЖ "Статор" разъяснено, что письмом Управления от 20.08.2014 была предоставлена информация относительно невозможности включения представленных сведений в реестр уведомлений и реестр специальных счетов, поскольку управление многоквартирным домом осуществляется несколькими юридическими лицами (несколькими способами управления), что не соответствует ч. 9 ст. 161 ЖК РФ. Помимо этого в ответе указано на актуализацию региональной программы капитального ремонта, согласно которой многоквартирный дом N 32 по ул. Красных Командиров в г. Екатеринбурге включен в программу капитального ремонта единожды на плановый период ремонта 2033 - 2035 года. Формирование фонда капитального ремонта в отношении данного многоквартирного дома осуществлено на счете Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (л. д. 30 - 35).
Указанные отказы во включении сведений о выбранном собственниками помещений многоквартирного дома N 32 по ул. Красных Командиров в г. Екатеринбурге (подъезды 8 и 9, квартиры с 253 по 372) способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в Реестр уведомлений и Реестр специальных счетов, выраженные в письмах от 20.08.2014 N 29-01-82/11732 и от 03.09.2015 N 29-01-82/14810 являются предметом проверки по настоящему делу.
В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела решение ГЖИ Свердловской области от 20.08.2014, изложенное в письме N 29-01-82/11732, получено ТСЖ "Статор" 25.08.2014 (л. д. 136).
Между тем, административное исковое заявление ТСЖ "Статор" подано в Кировский районный суд г. Екатеринбурга 27.11.2015 (л. д. 4), то есть за пределами установленного законом для обращения в суд срока, каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока административным истцом не названо.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд с требованием об оспаривании действий по отказу ТСЖ "Статор" во включении сведений о выбранном собственниками помещений многоквартирного дома способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в Реестр уведомлений и Реестр специальных счетов, выраженных в письме ГЖИ Свердловской области от 20.08.2014 N 29-01-82/11732.
Пропуск срока без уважительной причины в соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 4 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса; собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов ведет орган государственного жилищного надзора (ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким органом согласно действующему на момент принятия оспариваемых решений Приказу Госжилинспекции Свердловской области от 11.04.2014 N 41-А "Об утверждении Порядка ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов" (далее - Порядок) в Свердловской области является Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, являющийся правопреемником Управления ГЖИ Свердловской области и Управления государственного строительного надзора Свердловской области (Указ Губернатора Свердловской области N 31-УГ от 30.01.2015 "Об областных исполнительных органах государственной власти Свердловской области", Постановление Правительства Свердловской области N 166-ПП от 12.03.2015 "О реорганизации управления государственной жилищной инспекции Свердловской области и учреждении должности государственной гражданской службы Свердловской области").
В соответствии с п. п. 7, 9 названного Порядка владелец специального счета представляет уведомление, к которому прилагает: копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, в сроки, установленные статьей 14 Закона Свердловской области; справку банка об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта общего имущества одного многоквартирного дома.
При рассмотрении уведомления, а также приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, осуществляется проверка полноты представленных документов и проверка соответствия указанных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Свердловской области (п. 11 Порядка).
Оценивая решение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, изложенное в письме от 03.09.2015 N 29-01-82/14810, судебная коллегия учитывает следующее.
Как следует из представленных суду апелляционной инстанции материалов, по данным ЕМУП "БТИ" по ул. Красных Командиров, 32 в г. Екатеринбурге заинвентаризован многоквартирный дом, построенный и введенный в эксплуатацию в разные периоды времени, квартиры в диапазоне 145 - 252 в 1989 году, квартиры в диапазоне 1 - 144 в 1997 году, квартиры в диапазоне 253 - 372 в 1998 году, на каждую часть дома составлялся отдельный технический паспорт (для целей статистического учета, налогообложения имущества физических лиц), при этом, учитывая единые архитектурное решение и адрес, на технический учет поставлено одно здание.
Согласно ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения об объекте недвижимого имущества по ул. Красных Командиров, 32: кадастровый номер 66:41:0108071:87; вид объекта: здание; назначение - многоквартирный дом; площадь 7500,7 кв. м; этажность - 12; год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 1998.
Исходя из представленных сведений на кадастровом учете и техническом учете состоит единое здание - многоквартирный дом по ул. Красных Командиров, 32 в г. Екатеринбурге, таким образом, подъезды 8, 9 указанного дома статусом самостоятельного имущественного комплекса - многоквартирного дома не обладают.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП.
Согласно указанной программе многоквартирный дом N 32 по ул. Красных Командиров в г. Екатеринбурге был включен в региональную программу капитального ремонта не единым имущественным комплексом, а с разбивкой на отдельные секции: ул. Красных Командиров, <...> (подъезды 1 - 4), ул. Красных Командиров, д. 32 (подъезды 7 - 8).
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.08.2015 N 756-ПП в региональную программу внесены изменения, с учетом актуализации многоквартирный дом по ул. Красных Командиров, д. 32 в г. Екатеринбурге включен в программу капитального ремонта единожды (как единое здание без разбивки на отдельные секции) в отношении дома N 32 по ул. Красных Командиров на 2033 - 2035 годы запланирован капитальный ремонт.
Согласно п. 14 Порядка в редакции от 08.06.2015 (действующей в момент рассмотрения уведомления от 19.08.2015) в случае выявления в представленном уведомлении, а также приложенных к нему документах, предусмотренных пунктами 9, 11 настоящего Порядка, фактов их несоответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Свердловской области, в том числе предоставление уведомления, а также приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, владельцем специального счета, осуществляющим управление частью многоквартирного дома, Управление осуществляет возврат уведомления владельцу специального счета с указанием невозможности внесения сведений в реестр.
Исходя из установленного и вышеприведенных правил п. 14 Порядка в редакции от 08.06.2015 у административного ответчика не имелось оснований для включения сведений о выбранном собственниками помещений многоквартирного дома N 32 по ул. Красных Командиров в г. Екатеринбурге (подъезды 8 и 9, квартиры с 253 по 372) способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в Реестр уведомлений и Реестр специальных счетов.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции по существу правильно отказано в удовлетворении требований, в том числе и в части оспаривания действий Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, выразившихся в письме от 03.09.2015 N 29-01-82/14810.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Товарищества собственников жилья "Статор" У.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА

Судьи
Н.В.ШАБАЛДИНА
М.В.СТАРКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)