Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 08АП-5412/2016 ПО ДЕЛУ N А81-201/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. N 08АП-5412/2016

Дело N А81-201/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5412/2016) общества с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.03.2016 по делу N А81-201/2016 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" (ИНН 8902012802, ОГРН 1078901003510) к Муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" (ИНН 8902008394, ОГРН 1028900555265) об оспаривании предписания от 23.12.2015 N 249,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" (далее - заявитель, ООО "ЯмалСтройСервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" (далее - заинтересованное лицо, МУ "УЖКХ Администрации г. Лабытнанги") об оспаривании предписания от 23.12.2015 N 249.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.03.2016 по делу N А81-201/2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЯмалСтройСервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано на то, что крыльцо, принадлежащее Контрольно-счетной палаты МО г. Лабытнанги, не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и не подлежит обслуживанию по очистке от снега и льда управляющей компанией.
В письменном отзыве МУ "УЖКХ Администрации г. Лабытнанги" возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
До начала судебного заседания от МУ "УЖКХ Администрации г. Лабытнанги" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ООО "ЯмалСтройСервис", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
В адрес Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" поступило обращение Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Лабытнанги о нарушении управляющей организацией ООО "ЯмалСтройСервис" обязательств, предусмотренных заключенным контрактом по управлению многоквартирным домом.
15.12.2015 начальником Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" издан приказ N 249 о проведении в отношении ООО "ЯмалСтройСервис" внеплановой выездной проверки с целью обнаружения фактов нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что нежилое помещение, в котором располагается Контрольно-счетная палата муниципального образования город Лабытнанги, передано в оперативное управление данному учреждению на основании распоряжения Администрации г. Лабытнанги от 19.08.2015 N 1011. Указанное нежилое помещение является встроенным помещением на первом нежилом этаже многоквартирного жилого дома N 2 по улице Дзержинского, общей площадью 97,5 кв. м. Нежилое помещение имеет отдельный вход, входная лестница расположена на придомовой территории многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Дзержинского и прилегает к жилому дому. Вход (крыльцо и лестница) в здание (нежилое помещение) расположено с задней стороны фасада вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Многоквартирный жилой дом N 2 по улице Дзержинского находится в управлении обслуживающей организации ООО "ЯмалСтройСервис" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, с собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений заключены договора управления Согласно договору управления, обслуживающая организация обязуется оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с перечнем и периодичностью, указанными в приложении N 1 к настоящему договору.
При этом, в соответствии с пунктом 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова), а также уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд относится к работам по содержанию придомовой территории в холодный период года.
В ходе внеплановой выездной проверки, состоявшейся 23.12.2015 по адресу: ул. Дзержинского, д. 2, в присутствии законного представителя обслуживающей организации ООО "ЯмалСтройСервис" Старостина А.В., произведен осмотр крыльца, лестницы и площадки перед входом в здание многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Дзержинского, в ходе которого установлено, что обслуживающей организацией ООО "ЯмалСтройСервис" не должным образом оказывались услуги по содержанию общего имущества, а именно управляющей организацией не производилась уборка ступеней крыльца и площадки перед входом в нежилое помещение при снегопадах (крыльцо, лестница и площадка перед входом в вышеуказанное нежилое помещение не очищена от снега, о чем свидетельствует фотоматериал, сделанный при проведении проверки), что является нарушением пунктов 1.8., 4.8.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 249 от 23.12.2015.
23.12.2015 МУ "УЖКХ Администрации г. Лабытнанги" по результатам внеплановой выездной проверки ООО "ЯмалСтройСервис" выдано предписание N 249, в соответствии с которым в срок до 15.01.2016 предписано произвести работы по очистке крыльца, ступеней и площадки перед входом в нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, дом 2, в которых находятся офисные помещения Контрольно-счетной палаты МО г. Лабытнанги.
Общество, не согласившись с выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
24.03.2016 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно части 2.1 статьи 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О Муниципальном жилищном контроле в Ямало-Ненецком автономном округе" от 31.10.2012 N 94-ЗАО к функциям органов муниципального жилищного контроля относятся, в том числе контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий (при наличии в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда) в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами; контроль за санитарным состоянием помещений муниципального жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме при наличии доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; проведение внеплановой проверки в пятидневный срок деятельности управляющей организации на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 ЖК РФ общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Данная функция осуществляется органом муниципального жилищного контроля независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда и т.д.
В соответствии со статьей 6 указанного выше Закона ЯНАО муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном федеральным законодательством, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город Лабытнанги, является Администрация города Лабытнанги. Органом, осуществляющим муниципальный жилищный контроль от имени Администрации города Лабытнанги, является МУ "УЖКХ Администрации г. Лабытнанги" (п. 1.2 Положения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Муниципального образования город Лабытнанги, утвержденного постановлением Администрации города Лабытнанги от 02.04.2013 N 160).
Согласно пункту 4.1 Положения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Муниципального образования город Лабытнанги, утвержденного постановлением Администрации города Лабытнанги от 02.04.2013 N 160, к функциям органа муниципального жилищного контроля относятся, в том числе проведение внеплановой проверки в пятидневный срок деятельности управляющей организации на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Данная функция осуществляется органом муниципального жилищного контроля независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При этом, согласно пункту 5.1 указанного выше Положения муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном федеральным законодательством, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В пункте 2 указанной статьи определены основные сведения, подлежащие отражению в распоряжении.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Как следует из материалов дела, в адрес заинтересованного лица поступило обращение Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Лабытнанги о нарушении управляющей организацией ООО "ЯмалСтройСервис" обязательств, предусмотренных частью 2 статьей 162 ЖК РФ.
В связи с чем, 15.12.2015 начальником МУ "УЖКХ Администрации г. Лабытнанги" издан приказ N 249 о проведении в отношении ООО "ЯмалСтройСервис" внеплановой выездной проверки с целью обнаружения фактов нарушения управляющей организаций обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Указанные обстоятельства, в том числе следуют из упомянутого приказа Муниципального учреждения МУ "УЖКХ Администрации г. Лабытнанги" от 15.12.2015 N 249 "о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица".
Таким образом, внеплановая проверка проводилась заинтересованным лицом на основании приказа от 15.12.2015 N 249 с целью рассмотрения обращения Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Лабытнанги о нарушении правил содержания и ремонта жилого дома ООО "ЯмалСтройСервис", что влечет за собой нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что ООО "ЯмалСтройСервис" на момент проведения проверки осуществляло управление указанным многоквартирным домом, у заинтересованного лица имелись законные основания для назначения и проведения внеплановой проверки в отношении организации, осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием жилого дома N 2 по улице Дзержинского в г. Лабытнанги, и вынесения соответствующего приказа, который соответствует требованиям пункта 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ, а также типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом оснований для согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки у заинтересованного лица не имелось.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Учитывая, что в спорном жилом доме имеются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, содержание общего имущества, приходящегося на долю указанных жилых помещений, также должно содержаться надлежащим образом. Соответственно орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении указанного объекта.
Таким образом, проверка ООО "ЯмалСтройСервис" проведена заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение, в котором располагается Контрольно-счетная палата муниципального образования город Лабытнанги, передано в оперативное управление данному учреждению на основании распоряжения Администрации г. Лабытнанги от 19.08.2015 N 1011. Указанное нежилое помещение является встроенным помещением на первом нежилом этаже многоквартирного жилого дома N 2 по улице Дзержинского, общей площадью 97,5 кв. м. Нежилое помещение имеет отдельный вход, входная лестница расположена на придомовой территории многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Дзержинского и прилегает к жилому дому. Вход (крыльцо и лестница) в здание (нежилое помещение) расположено с задней стороны фасада вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
При этом, многоквартирный жилой дом N 2 по улице Дзержинского находится в управлении обслуживающей организации ООО "ЯмалСтройСервис" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и не оспариваются сторонами.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.
Учитывая указанные обстоятельства и руководствуясь пунктом 22 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 06.10.2015 между ООО "ЯмалСтройСервис" и Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Лабытнанги был заключен муниципальный контракт управления многоквартирным домом.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Положениями части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления многоквартирным домом, среди прочего, должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с указанным выше контрактом ООО "ЯмалСтройСервис" приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность (пункт 1).
При этом управляющая организация приняла на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в границах эксплуатационной ответственности и в соответствии с Перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (приложение 2).
Цена договора (комплекса услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) определялась как сумма платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить Пользователь помещения Управляющей организации.
Из содержания перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (приложения N 2 к контракту) следует, что пунктом 10 предусмотрена уборка вручную свежевыпавшего снега со ступеней и площадок крыльца, при этом объем работ составляет 141, 8 кв. м. При этом, в техническом паспорте на часть первого нежилого этажа пятиэтажного жилого дома N 2 по ул. Дзержинского в городе Лабытнанги содержится исчисление площадей и объем здания и его частей, согласно которому площадь крылец составляет (2,64x2,82 + 1.4x4.3x4 = 53. 88 кв. м). То есть в состав платы за содержание общего имущества дома включена стоимость объема обслуживания в три раза, превышающая фактический объем обслуживания по техническому паспорту здания (53,88 кв. м).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 16.02.2012 утверждена плата за 1 кв. м обязательных платежей для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений с 01.04.2012 в размере 27 руб. 14 коп.
Данный размер установлен одинаковым для собственников как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что Контрольно-счетной палатой муниципального образования в полном объеме производятся расчеты с управляющей организацией по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и обеспечению коммунальными услугами (платежные поручения от 23.10.2015 N 317, N 318, от 10.11.2015 N 340, 341, от 08.12.2015 N 409, от 25.01.2016 N 16). Указанные обстоятельства не опровергаются заявителем.
Таким образом, ООО "ЯмалСтройСервис" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 2 по ул. Дзержинского в городе Лабытнанги и в силу положений статьи 161 ЖК РФ является обязанным лицом оказывать услуги и выполнять работы, которые должны обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и обеспечивать предоставление коммунальных услуг.
Однако ООО "ЯмалСтройСервис" не исполнило свои обязательства по договору, не выполнив работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с утвержденным перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (приложение N 2 к договору управления), а именно не выполнена уборка вручную свежевыпавшего снега со ступеней и площадок крыльца, используемого Контрольно-счетной палатой (пункт 10 перечня).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал что, заинтересованным лицом выдано законное и обоснованное предписание.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Общества обязанности по очистке от снега и льда крыльца, используемого Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Лабытнанги, поскольку спорное крыльцо не является общим имуществом, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, в силу нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (подпункт "ж").
Таким образом, в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества собственников помещений включаются наружные площадки у входных дверей, поскольку они относятся к числу объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, выраженной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10 в названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В случае если текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, содержащиеся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, не предусмотрены в договоре управления многоквартирным домом, данные работы выполняются управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре данные работы.
Пунктом 3.2.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрена обязанность эксплуатирующих организаций систематической очистки от снега и наледи наружных площадок у входных дверей и тамбуры лестничных клеток.
Данная услуга также входит в минимальный перечень услуг и работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (пункт 24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года: уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд).
Таким образом, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 крыльцо отнесено к иным объектам, предназначенным для обслуживания и эксплуатации дома.
При этом контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами является составным элементом работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290).
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпункта "г" пункта 2 Правил содержание общего имущества внешняя фасадная стена жилого дома, являясь ограждающей несущей конструкцией многоквартирного дома, относится к общему имуществу всех собственников помещений, поскольку обслуживает более одного жилого помещения как ограждающая весь жилой дом.
Данный вывод согласуется с выводами судебных органов, выраженных в Постановлениях ФАС ВВО от 27.11.2013 по делу N А39-5016/2012, ФАС СЗО от 25.12.2013 по делу N А56-68305/2011, от 28.10.2013 по делу N А40-173802/12-144-866 (Определением ВАС РФ от 27.01.2014 N ВАС-19786/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра).
Поскольку спорное крыльцо представляет собой конструктивный элемент многоквартирного дома, являющийся его неотъемлемой частью, обустроено на придомовой территории многоквартирного дома, контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крыльца входит в состав работ по надлежащему содержанию фасада дома, весь фасад и крыльцо являются общей долевой собственностью собственников помещений в доме.
Поскольку ООО "ЯмалСтройСервис" является организацией, управляющей многоквартирным домом N 2 по ул. Дзержинского, г. Лабытнанги, именно на ней лежит обязанность и ответственность по содержанию в надлежащем порядке общего имущества многоквартирного дома, включая наружные площадки у входных дверей, крыльца, придомовую территорию.
При этом как верно отмечено судом первой инстанции, факт использования либо неиспользования спорного крыльца иными лицами (кроме Контрольно-счетной палаты) в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку правовой режим крыльца как имущества, находящегося в общей долевой собственности всех собственников нежилых помещений в названном многоквартирном доме, не может быть поставлен в зависимость от указанного обстоятельства.
Более того, обязанность по очистке спорного крыльца возложена на заявителя в соответствии с заключенным с Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Лабытнанги муниципальным контрактом управления многоквартирным домом N 204 от 01.10.2015.
Таким образом, предписание от 23.12.2015 N 249 о выполнении работ по очистке крыльца, ступеней площадки перед входом в нежилые помещения в многоквартирном доме N 2 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги вынесено на основании норм действующего законодательства и не содержит выводов, противоречащих закону или нарушающих права Общества, поэтому предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания такого акта недействительным отсутствуют.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб., а он уплатил 3 000 руб., 1 500 руб. государственной пошлины подлежит возврату ООО "ЯмалСтройСервис".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.03.2016 по делу N А81-201/2016 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" (ИНН 8902012802, ОГРН 1078901003510) из федерального бюджета 1 500 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 186 от 07.04.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)