Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2017 N Ф03-4639/2017 ПО ДЕЛУ N А73-4566/2017

Требование: О признании недействительным предписания органа государственного контроля и лицензирования о нарушении лицензионных требований.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации выдано предписание о необходимости заключения договора на поставку коммунального ресурса газоснабжения многоквартирному дому.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2017 г. N Ф03-4639/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, А.И. Михайловой
при участии:
- от заявителя: ООО "Ресурс" - представитель не явился;
- от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - Лукашина Т.В., представитель по доверенности от 14.11.2017 N 33;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение от 06.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017
по делу N А73-4566/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи: Балинская И.И., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ОГРН 1102706001166, ИНН 2706031710, место нахождения: 682610, Хабаровский край, Амурский район, рп Эльбан, 2-й микрорайон, 25а, далее - общество, ООО "Ресурс") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания от 10.03.2017 N П2017-13-0051 Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, оф. 600, далее - управление, уполномоченный орган).
Решением суда от 06.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017, в удовлетворении требований отказано по мотиву законности оспариваемого предписания.
ООО "Ресурс", не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, указывая на нарушении судами норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. Податель жалобы, ссылаясь на договор управления, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, утверждает, что он не является исполнителем коммунальных услуг и что собственники приняли решение о заключении прямых договоров на коммунальные услуги непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В связи с чем, по убеждению общества, им не допущено нарушений лицензионных требований, соблюдаются условия заключенного договора управления, следовательно, предписание о необходимости заключения договора на поставку коммунального ресурса газоснабжения по многоквартирному дому, незаконно. Кроме того, как считает ООО "Ресурс", предписание неисполнимо, поскольку АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" отказывает в заключении договора газоснабжения по причине принятия собственниками решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
В представленном ходатайстве общество просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ходатайство общества о приобщении к материалам дела дополнительных документов (писем ООО "Ресурс" и АО "Газпром газораспределение Дальний Восток") судом кассационной инстанции отклоняется на основании статьи 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Названные документы подлежат возврату заявителю кассационной жалобы без их исследования и оценки.
Представитель уполномоченного органа в отзыве и в судебном заседании суда округа, сообщил о переименовании юридического лица.
Суд на основании части 1 статьи 124 АПК РФ принимает изменение наименования уполномоченного органа на Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что ООО "Ресурс" на основании лицензии от 22.04.2015 N 027-000098 и договора от 28.06.2012 является управляющей организацией для многоквартирного дома N 12, расположенного в мкр. 2 п. Эльбан Хабаровского края.
Управления предписанием от 13.09.2016 N П2016-13-0404, оформленным по результатам внеплановой выездной проверки на основании обращения жителя вышеуказанного многоквартирного дома, на общество возложена обязанность в срок до 01.12.2016 устранить нарушение пунктов 4, 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а именно: заключить договор на поставку коммунального ресурса газоснабжения по многоквартирному дому.
На основании распоряжение управления от 22.02.2016 N 336-р назначено проведении внеплановой выездной проверки ООО "Ресурс" по вопросу контроля исполнения последним предписания от 13.09.2016 N П2016-13-0404.
Актом проверки от 10.03.2017 N П2017-13-0051 зафиксировано, что названное предписание не исполнено, договор на поставку коммунального ресурса по газоснабжению, не заключен и управление выдало обществу новое предписание от 10.03.2017 N П2017-13-0051, которым обязало в срок 10.05.2017 устранить нарушения положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, статьи 193 ЖК РФ, пунктов 4, 5 Правил N 124.
Считая предписание незаконным, ООО "Ресурс" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, исследовав, оценив по правилам главы 7 АПК РФ доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, руководствуясь положениями ЖК РФ, "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами N 124, в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Суд округа считает, что судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Статьей 193 ЖК РФ установлены лицензионные требования к управляющим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Данные требования, как отмечено в пункте 7 части 1 этой же статьи ЖК РФ, регламентируются также Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По правилам части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ определено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно подпункту "б" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя, которым применительно к спорным правоотношениям является управляющая организация, возложена обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 14 Правил N 354 установлено, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 4 Правил N 124 н управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом, возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Анализируя положения ЖК РФ, Правил N 354, Правил N 124, судебные инстанции мотивированно указали, что ООО "Ресурс", являясь управляющей организацией для многоквартирного дома N 12, расположенного в мкр. 2 п. Эльбан Хабаровского края, является исполнителем коммунальных услуг, обязанным с целью оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме названных услуг заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Управляющие организации, как верно отметили суды, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
То, что в заключенных ООО "Ресурс" договорах управления отсутствует положение о предоставлении названным обществом коммунальных услуг, по обоснованным суждениям судов, не освобождает управляющую организацию от подобного рода обязанности, наличие которой следует из буквального толкования норм ЖК РФ в части, касающейся содержания способа управления многоквартирного дома управляющей организацией.
Согласно положениям части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Вопреки доводам подателя жалобы, названная норма Федерального закона N 176-ФЗ с учетом сформулированных выше выводов относительно статуса и обязанностей исполнителя коммунальных услуг не освобождает исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию) от обязанности заключить необходимые договоры с ресурсоснабжающими организациями с целью надлежащего оказания коммунальных услуг и соблюдения условий договора управления многоквартирным домом.
Само по себе принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, исходя из положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пункта 27 Правил N 124, не препятствует заключению управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Суды, учитывая наличие у ООО "Ресурс", как управляющей организации, обязанности заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, принимая во внимание, что неисполнение данной обязанности является нарушением части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктов 4, 5 Правил N 124, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
Сам по себе отказ АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" в заключении договора газоснабжения, не подтверждают неисполнимость предписания, поскольку не исключает законодательно установленную обязанность ООО "Ресурс" по заключению договора. При этом, как судебные инстанции заметили, что общество вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к заключению договора.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм жилищного законодательства, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой государственная пошлина уплачена обществом по платежному поручению от 24.10.2017 N 2296 в размере большем, чем предусмотрено нормами права, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 по делу N А73-4566/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 24.10.2017 N 2296.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
А.И.МИХАЙЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)