Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2016 N 17АП-3980/2016-АК ПО ДЕЛУ N А71-15389/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2016 г. N 17АП-3980/2016-АК

Дело N А71-15389/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141): не явились;
- от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079): Мутигуллина А.И., паспорт, доверенность от 11.01.2016;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 февраля 2016 года по делу N А71-15389/2015, принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о признании недействительным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания" (далее - ООО "Единая управляющая компания", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Инспекция) от 23.11.2015 N И5-73-764.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.02.2016 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на наличие оснований для проведения проверки, поводом для проведения которой послужила жалоба жителя многоквартирного дома на нарушение прав потребителей; полагает, что полномочия на проведение проверки имелись, поскольку соблюдение юридическим лицом требований по передаче технической документации на дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, является предметом государственного жилищного надзора. В жалобе Инспекция указывает, что у заявителя отсутствовали основания для передачи технической документации на дом ООО "Городская УК".
Участвующий в судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
ООО "Единая управляющая компания" с доводами, изложенными в жалобе, не согласно по основаниям указанным в отзыве; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения гражданина (вх. N Кл/2479 от 13.10.2015) на основании распоряжения от 29.10.2015 Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в отношении ООО "Единая управляющая компания" проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 23.11.2015 N 764 (л.д. 20-21).
В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, раздела V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, ООО "Единая управляющая компания" не передало ООО УК "Инвест-строй" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом N 131 по ул. Союзная в г. Ижевске.
Инспекцией выдано ООО "Единая управляющая компания" предписание от 23.11.2015 N И5-73-764, которым обществу предписано устранить нарушение путем передачи ООО УК "Инвест-Строй" технической документации на многоквартирный дом N 131 по ул. Союзной гор. Ижевска и иную, связанную с управлением таким домом документацию; срок исполнения установлен до 25.12.2015 (л.д. 22).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводу об отсутствии у Инспекции полномочий и оснований для проведения проверки. Предписание суд оценил как неисполнимое, что также является для признания его недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса).
Правительством Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 538 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, в соответствии с которым уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Удмуртской Республики является Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Частью 3 ст. 20 Жилищного кодекса установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Подпунктом "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в связи с поступлением обращения собственника помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д. 131, о нарушении его прав при оказании ООО "Единая управляющая компания" услуг по управлению жилым фондом (подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), у Инспекции имелись законные основания для проведения внеплановой проверки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Пунктом 11 Положения предусмотрен перечень вопросов, которые являются предметом проверки при осуществлении государственного жилищного надзора.
В силу подп. "а" п. 11 Положения предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к управлению многоквартирными домами.
Статья 162 Жилищного кодекса, предусматривающая в части 10 срок передачи технической документации на многоквартирный дом вновь выбранной управляющей организации, включена в раздел VIII Кодекса "Управление многоквартирными домами". При этом соблюдение юридическими лицами требований к управлению многоквартирными домами в силу п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре является предметом государственного жилищного надзора.
Таким образом, в рассматриваемом случае вопрос о передаче технической документации на многоквартирный дом вновь выбранной управляющей организации является предметом государственного жилищного надзора и входит в компетенцию Инспекции.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что у Инспекции имелись основания и полномочия для проведения внеплановой проверки.
Выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными.
Между тем данные выводы не повлекли принятие судом необоснованного решения на основании следующего.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
На основании п. 18, 19 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
В материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, 131 по форме заочного голосования: N 2 от 12.06.2015, на котором собственниками принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Инвест-Строй", и N 6 от 30.06.2015, на котором принято решение о выборе управляющей организации ООО "Городская управляющая компания" (л.д. 25-28, 32-34).
На основании акта приема-передачи от 08.07.2015 ООО "Единая управляющая компания" передало ООО "Городская управляющая компания" поименованную в акте техническую документацию на спорный жилой дом (л.д. 12). Факт передачи документации Инспекция не оспаривает.
Таким образом, в отсутствие у ООО "Единая управляющая компания" на дату проведения проверки и выдачи предписания технической документации на дом у общества отсутствовала реальная возможность исполнить предписание от 23.11.2015, что свидетельствует о неисполнимости предписания.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок. Требования об исполнимости предписания изложены в ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
Выводы суда о неисполнимости предписания Инспекции коллегия апелляционного суда считает обоснованными.
Ссылки инспекции о том, что у заявителя отсутствовали основания для передачи 08.07.2015 управляющей организации ООО "Городская УК" технической документации на дом, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку предметом настоящего спора является проверка законности предписания инспекции, в рамках рассматриваемого дела законность принятых собственниками решений не проверяется.
На основании изложенного апелляционный суд полагает, что неисполнимость предписания влечет признание его незаконным. Данное предписание нарушает права и законные интересы общества при осуществлении хозяйственной деятельности, возлагает на общество дополнительные обязанности.
Поскольку совокупность оснований для признания предписания недействительным судом установлена и подтверждена материалами дела, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
По изложенным мотивам апелляционный суд оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 февраля 2016 года по делу N А71-15389/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Л.Х.РИБ

Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)