Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Смирновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-19820/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (ИНН 6619015719, ОГРН 1136619000638)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Багина Ю.Н., представитель по доверенности б/н от 21.03.2016,
от заинтересованного лица: Рожков С.В., представитель по доверенности N 29-05-36-48 от 08.02.2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованным лицом представлены отзыв на заявление и дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "ЖилСервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента ГЖИСН СО (Отдел контроля по Западному управленческому округу) об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-22-04/140 от 04.03.2016.
Заинтересованным лицом отзыв на заявление не представлен.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Из материалов дела следует, что Департаментом ГЖИСН СО на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица N 29-22-03/103 от 18.02.2016 и на основании обращения вх. N 29-01-67-1193/1 от 20.01.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖилСервис" (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 02.67.2015 N 533), осуществляющего предоставление потребителям коммунальных услуг по адресу: ул. Розы Люксембург, д. 81, г. Нижние Серги Свердловской области.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-22-03/140 от 04.03.2016, которым зафиксировано что в реестре выданных лицензий по Свердловской области, имеющимся на сайте: www.nadzor.midural.ru, ООО "Жилсервис" включено в Реестр организаций, получивших лицензию ("http://nadzor.midural.ru/article/show/id/1084).
Жилые многоквартирный дом (далее - МКД) по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81 - включен в реестр МКД лицензии ООО "Жилсервис".
Таким образом, ООО "Жилсервис" является исполнителем коммунальных услуг в МКД по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81.
Проверкой установлено, что между ООО "Жилсервис" и ресурсоснабжающими организациями не заключен договор теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения по указанному МКД.
По результатам проверки надзорным органом сделан вывод о том, что отсутствие договора ООО "Жилсервис" с поставщиками коммунальных услуг в МКД по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81 по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающей организации, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг. Однако такие отношения между гражданами и ресурсоснабжающей; организацией возможны только при выборе непосредственного способа управления (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в ходе проверки обществом не представлены документы, подтверждающие наличие решения общего собрания собственников помещений, предусматривающее возможность внесения потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. 64 Правил N 354).
Данное обстоятельство отнесено заинтересованным лицом отнесено к нарушениям норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), для устранения которых обществу выдано предписание N 29-22-04/140 от 04.03.2016.
Согласно предписанию обществу в срок до 15.05.2016 необходимо:
- - заключить договоры поставки тепловой энергии, электрической энергии, холодного водоснабжения по многоквартирному дому по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81, с ресурсоснабжающими организациями;
- - обеспечить определение размера платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений МКД по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81 в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307;
- - Обеспечить соблюдение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу "ХВС ОДН", потребленную на общедомовые нужды, с учетом нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (нормативного объема) по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81.
Оспаривая данное предписание, заявитель ссылается на то, что между собственниками и пользователями жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями МУП "Тепловые сети г. Нижние Серги" на поставку коммунальной услуги "отопление" и МУП "Энергоресурс" на услугу ХВС, что полностью соответствует ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений заключены задолго до выступления в силу вышеуказанного закона, по настоящее время ни одна из сторон договора от них не отказалась.
Исходя из этого, заявитель полагает, что у него отсутствует обязанность заключать договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-1111 Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Департамент осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе, за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг. Департаменту для осуществления возложенных полномочий и функций предоставляется право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Основанием для вынесения оспариваемого предписания от 04.03.2016 N 29-22-04/140 послужил акт проверки от 04.03.2016 N 29-22-03/140, из которого следует, что ООО "ЖилСервис" допущены нарушения обязательных требований.
Таким образом, предписание было вынесено должностным лицом уполномоченного органа в пределах своей компетенции.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
На основании частей 2 и 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В части 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В части 7.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Следовательно, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В пункте 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании подпункта "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, в силу приведенных норм управляющая организация обязана заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
В пункте 12 статьи 161 ЖК РФ, в подпункте "б" пункта 31 Правил N 354 и в пунктах 10, 11 и 12 и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приведен перечень действий, которые должна совершить управляющая организация, для которой заключение с ресурсоснабжающей организацией договора о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, является обязательным.
С момента заключения договора с управляющей компанией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора ресурсоснабжения обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ N 354 исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан:
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
г) производить в установленном порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных, услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 32 Постановления Правительства РФ N 354 исполнитель коммунальных услуг имеет право привлекать на основании соответствующего договора иную организацию для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы, взыскание просроченной задолженности является обязанностью управляющей компании.
Управляющая компания вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов иной организации.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилые помещения коммунальных услуг и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81, включен в реестр многоквартирных домов к лицензии ООО "ЖилСервис". В связи с чем, ООО "ЖилСервис" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81.
МУП "Тепловые сети г. Нижние Серги", МУП "Энергоресурс", ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" являются ресурсоснабжающими (поставляющими ресурсы) организациями в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81.
Отсутствие договоров между ООО "ЖилСервис" и поставщиками тепловой энергии, электрической энергии, холодного водоснабжения на предоставление коммунальных услуг "отопление", "холодное водоснабжение", "электроснабжение" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81 по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающих организаций, выступающих в этом случае по отношению к гражданам в качестве. исполнителей коммунальных услуг.
Однако такие отношения между гражданами и ресурсоснабжающей организацией возможны только при выборе непосредственного способа управления (исходя из смысла статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники и наниматели помещений в доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) в адрес ресурсоснабжающей организации. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками и нанимателями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей компанией, которая в свою очередь отвечает перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственники помещений могут вносить плату за определенный вид коммунальной услуги соответствующей ресурсоснабжающей организации при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Обстоятельств, в силу которых подлежал бы применению пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ, судом не установлено, в связи с чем расчет за коммунальные услуги должен осуществляться по общему правилу, установленному в пункте 7 этой же статьи.
Данный вывод сделан судом с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 304-КГ15-14673 от 06.11.2015 по делу N А03-5523/2014.
Учитывая отсутствие оснований для применения п. 17 Правил 354, наличие договоров управления, заключенных между истцом и собственниками спорных МКД, именно истец как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении (многоквартирных домов), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (ИНН 6619015719, ОГРН 1136619000638) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.06.2016 ПО ДЕЛУ N А60-19820/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N А60-19820/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Смирновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-19820/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (ИНН 6619015719, ОГРН 1136619000638)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Багина Ю.Н., представитель по доверенности б/н от 21.03.2016,
от заинтересованного лица: Рожков С.В., представитель по доверенности N 29-05-36-48 от 08.02.2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованным лицом представлены отзыв на заявление и дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "ЖилСервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента ГЖИСН СО (Отдел контроля по Западному управленческому округу) об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-22-04/140 от 04.03.2016.
Заинтересованным лицом отзыв на заявление не представлен.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Из материалов дела следует, что Департаментом ГЖИСН СО на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица N 29-22-03/103 от 18.02.2016 и на основании обращения вх. N 29-01-67-1193/1 от 20.01.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖилСервис" (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 02.67.2015 N 533), осуществляющего предоставление потребителям коммунальных услуг по адресу: ул. Розы Люксембург, д. 81, г. Нижние Серги Свердловской области.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-22-03/140 от 04.03.2016, которым зафиксировано что в реестре выданных лицензий по Свердловской области, имеющимся на сайте: www.nadzor.midural.ru, ООО "Жилсервис" включено в Реестр организаций, получивших лицензию ("http://nadzor.midural.ru/article/show/id/1084).
Жилые многоквартирный дом (далее - МКД) по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81 - включен в реестр МКД лицензии ООО "Жилсервис".
Таким образом, ООО "Жилсервис" является исполнителем коммунальных услуг в МКД по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81.
Проверкой установлено, что между ООО "Жилсервис" и ресурсоснабжающими организациями не заключен договор теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения по указанному МКД.
По результатам проверки надзорным органом сделан вывод о том, что отсутствие договора ООО "Жилсервис" с поставщиками коммунальных услуг в МКД по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81 по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающей организации, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг. Однако такие отношения между гражданами и ресурсоснабжающей; организацией возможны только при выборе непосредственного способа управления (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в ходе проверки обществом не представлены документы, подтверждающие наличие решения общего собрания собственников помещений, предусматривающее возможность внесения потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. 64 Правил N 354).
Данное обстоятельство отнесено заинтересованным лицом отнесено к нарушениям норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), для устранения которых обществу выдано предписание N 29-22-04/140 от 04.03.2016.
Согласно предписанию обществу в срок до 15.05.2016 необходимо:
- - заключить договоры поставки тепловой энергии, электрической энергии, холодного водоснабжения по многоквартирному дому по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81, с ресурсоснабжающими организациями;
- - обеспечить определение размера платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений МКД по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург д. N 81 в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307;
- - Обеспечить соблюдение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу "ХВС ОДН", потребленную на общедомовые нужды, с учетом нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (нормативного объема) по адресу: Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81.
Оспаривая данное предписание, заявитель ссылается на то, что между собственниками и пользователями жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями МУП "Тепловые сети г. Нижние Серги" на поставку коммунальной услуги "отопление" и МУП "Энергоресурс" на услугу ХВС, что полностью соответствует ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений заключены задолго до выступления в силу вышеуказанного закона, по настоящее время ни одна из сторон договора от них не отказалась.
Исходя из этого, заявитель полагает, что у него отсутствует обязанность заключать договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-1111 Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Департамент осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе, за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг. Департаменту для осуществления возложенных полномочий и функций предоставляется право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Основанием для вынесения оспариваемого предписания от 04.03.2016 N 29-22-04/140 послужил акт проверки от 04.03.2016 N 29-22-03/140, из которого следует, что ООО "ЖилСервис" допущены нарушения обязательных требований.
Таким образом, предписание было вынесено должностным лицом уполномоченного органа в пределах своей компетенции.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
На основании частей 2 и 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В части 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В части 7.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Следовательно, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В пункте 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании подпункта "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, в силу приведенных норм управляющая организация обязана заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
В пункте 12 статьи 161 ЖК РФ, в подпункте "б" пункта 31 Правил N 354 и в пунктах 10, 11 и 12 и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приведен перечень действий, которые должна совершить управляющая организация, для которой заключение с ресурсоснабжающей организацией договора о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, является обязательным.
С момента заключения договора с управляющей компанией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора ресурсоснабжения обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ N 354 исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан:
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
г) производить в установленном порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных, услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 32 Постановления Правительства РФ N 354 исполнитель коммунальных услуг имеет право привлекать на основании соответствующего договора иную организацию для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы, взыскание просроченной задолженности является обязанностью управляющей компании.
Управляющая компания вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов иной организации.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилые помещения коммунальных услуг и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81, включен в реестр многоквартирных домов к лицензии ООО "ЖилСервис". В связи с чем, ООО "ЖилСервис" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81.
МУП "Тепловые сети г. Нижние Серги", МУП "Энергоресурс", ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" являются ресурсоснабжающими (поставляющими ресурсы) организациями в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81.
Отсутствие договоров между ООО "ЖилСервис" и поставщиками тепловой энергии, электрической энергии, холодного водоснабжения на предоставление коммунальных услуг "отопление", "холодное водоснабжение", "электроснабжение" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Нижние Серги, ул. Розы Люксембург, д. 81 по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающих организаций, выступающих в этом случае по отношению к гражданам в качестве. исполнителей коммунальных услуг.
Однако такие отношения между гражданами и ресурсоснабжающей организацией возможны только при выборе непосредственного способа управления (исходя из смысла статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники и наниматели помещений в доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) в адрес ресурсоснабжающей организации. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками и нанимателями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей компанией, которая в свою очередь отвечает перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственники помещений могут вносить плату за определенный вид коммунальной услуги соответствующей ресурсоснабжающей организации при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Обстоятельств, в силу которых подлежал бы применению пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ, судом не установлено, в связи с чем расчет за коммунальные услуги должен осуществляться по общему правилу, установленному в пункте 7 этой же статьи.
Данный вывод сделан судом с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 304-КГ15-14673 от 06.11.2015 по делу N А03-5523/2014.
Учитывая отсутствие оснований для применения п. 17 Правил 354, наличие договоров управления, заключенных между истцом и собственниками спорных МКД, именно истец как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении (многоквартирных домов), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (ИНН 6619015719, ОГРН 1136619000638) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)