Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2017 N 09АП-26403/2017 ПО ДЕЛУ N А40-242496/16

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N А40-242496/16


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей Елоева А.М., Юрковой Н.В,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Сколково"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2017 г.
по делу N А40-242496/16
принятое судьей Скворцовой Е.А. (шифр судьи 137-2151)
по иску Товарищества собственников жилья "Сколково"

к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" (ОГРН 1087746433004)
о понуждении заключить договор
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: Костычева Г.С. по доверенности от 16.01.2017;

- установил:

ТСЖ "Сколково" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЗАО" о понуждении заключить договор на получение в 2016 году денежных средств из бюджета города Москвы в виде субсидии на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Решением суда от 12.04.2017 года в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Сколково" отказано.
ТСЖ "Сколково" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЗАО" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на неправомерный отказ ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЗАО" в заключении договора на получение в 2016 году денежных средств из бюджета г. Москвы в виде субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на часть 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица свободны в заключение договора, понуждение их к заключению договора не допускается, за исключением случае, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации или законом.
Согласно части 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения недополученных ими доходов.
Порядок и расчет бюджетной субсидии предусмотрен Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (вместе с "Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме").
При этом, право определения категорий и (или) критериев отбора получателей субсидии является прерогативой органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП, размер (сумма) бюджетной субсидии определяется в зависимости от установленных Правительством Москвы случаев предоставления бюджетных субсидий управляющим организациям как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
Пунктом 16.1 Постановления N 299-ПП установлено, что на основании договора, заключаемого управляющей организацией с получателем бюджетных средств, в соответствии с Примерным договором на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общества имущества в многоквартирном доме, производится финансирование расходов по эксплуатации многоквартирного дома в условиях функционирования ГКУ "Дирекция ЖХКиБ АО", как получателя бюджетных средств.
В соответствии с Временным порядком, являющимся Приложением N 1 к Постановлению N 299-ПП, на основании договора с управляющей организацией осуществляется предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет и в пределах средств, предусмотренных Законом города Москвы и бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных управляющими организациями доходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При этом данный правовой документ не предусматривает, что заключение договора на получение управляющей организацией субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома для уполномоченной организации является обязательным.
Временный порядок предоставления субсидии из бюджета города Москвы возлагает на уполномоченную организацию обязанность по заключению договора лишь при соблюдении управляющей организацией установленных им условий, а именно: применение в расчетах с населением ставок, цен, тарифов, установленных Правительством Москвы, а также предоставление управляющей организацией соответствующего комплекта документов.
Филиал ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЗАО" в соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Префектуры ЗАО города Москвы от 07.12.2011 года N 999-РП, выполняет в установленном порядке функцию уполномоченной организации по предоставлению субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом, решением общего собрания членов ТСЖ "Сколково" от 20.02.2016 года для собственников помещений утверждены "взносы в резервный фонд (непредвиденные расходы) в размере 6.00 руб./кв. м площади.
В соответствии с Положением о резервном фонде, утвержденным решением общего собрания ТСЖ "Сколково" от 18.02.2010 года, резервный фонд предназначен для проведения непредвиденных, неотложных, аварийных работ капитального характера общего имущества многоквартирного дома, в том числе: герметизация швов, балконов, локальный ремонт кровли дома, локальный ремонт фасада дома, аварийный ремонт и восстановление инженерных коммуникаций, содержание охраны общего имущества многоквартирного дома.
Расходы по текущему ремонту общедомового инженерного оборудования, в том числе связанные с подготовкой дома к эксплуатации в зимних условиях, в которые также включается стоимость работ по текущему ремонту помещений общего пользования многоквартирного дома для предупреждения преждевременного износа, а также устранение повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов, согласно разделу 3 Методики расчета ставки планово-нормативного расхода для расчета бюджетной субсидии, утвержденной Распоряжением Правительства Москвы от 16.03.2010 года N 460-РП, включены при расчете ставки планово-нормативного расхода в состав базового удельного расхода.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, установленные дополнительные платежи фактически увеличивают как размер платы за содержание и текущий ремонт, так и ставку планово-нормативного расхода, что противоречит основополагающему условию заключения договора на получение бюджетной субсидии - применение цен, ставок и тарифов на содержание и текущий ремонт, установленных Правительством Москвы.
Отказом в предоставлении субсидии также послужило нарушение положений Приложения 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", а именно непредставление истцом решения собственников помещений многоквартирного дома по Сколковскому шоссе, д. 13 о выборе способа управления домом в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ТСЖ "Сколково" создано в 2002 году согласно действовавшему на том момент Закону Российской Федерации от 15.06.1996 года N 72-ФЗ "О товарищах собственников жилья", в редакции от 21 марта 2002 года, и до 01.03.2005 года - введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому к правам и обязанностям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо применять нормы прежнего жилищного законодательства, а к правам и обязанностям, возникшим после его введения, - нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на пункт 1 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение бюджета завершается 31 декабря, и в силу пункта 3 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Поэтому оснований для заключения договора на получение субсидий в 2016 году не имеется, в связи с завершением финансового года.
Однако в соответствии с Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП, управляющая организация, не оформившая своевременно договор на предоставление бюджетной субсидии, имеет право на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг населению по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы, рассчитанных со дня официального письменного обращения в ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО о заключении договора на предоставление бюджетной субсидии, после предоставления документов, подтверждающих понесенные расходы.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах ТСЖ "Сколково" обоснованно отказано в заключении договора на получение в 2016 году бюджетной субсидии и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2017 г. по делу N А40-242496/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Сколково" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК

Судьи
А.М.ЕЛОЕВ
Н.В.ЮРКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)