Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2016 ПО ДЕЛУ N А05-10569/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу N А05-10569/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 января 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года (судья Быстров И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:

открытое акционерное общество "Управляющая компания Архангельск" (ОГРН 1142901009305, ИНН 2901250930; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пер. Театральный, д. 7; далее - ОАО "УК Архангельск") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; далее - инспекция) от 12.08.2015 N 01-10/821 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в связи с поступлением жалоб жильцов инспекция 04.08.2015 на основании распоряжений от 31.07.2015 N А-11/01-15/2507, N А-11/01-15/2508, N А-11/01-15/2509 провела внеплановые выездные проверки соблюдения обществом законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений следующих жилых домов в г. Архангельске: дома N 92 по ул. Выучейского, дома N 76 по ул. Северодвинской, дома N 18 по пр. Ломоносова.
По итогам указанных проверок, проведенных в присутствии представителя общества, инспекцией составлены акты, в которых зафиксированы выявленные нарушения требований, установленных Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В акте проверки соблюдения законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома от 04.08.2015 N А-11/02-06/1140 зафиксированы нарушения требований, установленных пунктами 13, 20 Перечня N 290, в отношении жилого дома N 92 по ул. Выучейского в г. Архангельске, а именно:
- неисправность остекления заполнения оконного проема слухового окна в чердачном помещении;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: открыта распределительная коробка в тамбуре входа на лестничную клетку I этажа II подъезда;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: отсутствует освещение чердачного помещения;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: отсутствует освещение лестничной клетки II этажа I подъезда;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: не обеспечена безаварийная и безопасная эксплуатация электрооборудования жилого дома: не представлен протокол замеров сопротивления изоляции электросетей.
В акте от 04.08.2015 N А-11/02-06/1141 по итогам проверки соблюдения обществом законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений жилого дома N 76 по ул. Северодвинской в г. Архангельске зафиксированы нарушения требований, установленных пунктами 2, 7, 9, 13, 18, 20, 23 Перечня N 290, а именно:
- ненадлежащее содержание кровли: неисправность кровельного покрытия в районе II подъезда (сколы из-за падения тополя на здание в районе главного фасада, существует угроза дальнейшего падения тополя с разрушением кровли, оконных заполнений квартир, повреждения фасада здания);
- ненадлежащее содержание трубопроводов канализации в техподполье в районе II подъезда (негерметичность трубопроводов);
- ненадлежащее содержание техподполья в районе II подъезда (подтопление техподполья из-за негерметичности трубопроводов канализации);
- не проведена дератизация помещений, входящих в состав общедомового имущества в многоквартирном доме (наличие грызунов);
- отсутствие самозакрывающих устройств (пружин, доводчиков) дверей входа во II подъезд;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: открыта распределительная коробка в тамбуре входа на лестничную клетку I этажа II подъезда;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: отсутствует освещение лестничной клетки II этажа II подъезда.
В акте от 04.08.2015 N А-11/02-06/1142, составленном по итогам проверки соблюдения законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений жилого дома N 18 по ул. Северодвинской в г. Архангельске, зафиксированы нарушения требований, установленных пунктами 2, 9, 10, 11, 13, 20, 23 Перечня N 290, а именно:
- отсутствие почтовых ящиков в лестничных клетках I - III подъездов;
- отсутствие самозакрывающих устройств (пружин, доводчиков) дверей входа в I подъезд со стороны дворового фасада;
- ненадлежащее содержание техподполья: подтопление техподполья;
- ненадлежащее содержание техподполья: наличие мусора, посторонних предметов в техподполье в районе I - II подъездов;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: отсутствует освещение в чердачном помещении;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: открыта распределительная коробка в тамбуре входа на лестничную клетку I подъезда;
- ненадлежащее содержание электрооборудования: отсутствует освещение входа в I подъезд;
- не произведена уборка лестничных клеток I, IV этажей I подъезда, IV этажа II подъезда (наличие мусора, посторонних предметов);
- неисправность остекления заполнения оконных проемов в лестничной клетке III этажа I подъезда, II этажа II подъезда (остекление отсутствует).
По факту выявленных нарушений инспекцией в отношении общества в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении 05.08.2015 N А-11/02-08/476.
Рассмотрев указанный протокол и материалы административного дела, инспекцией вынесено постановление от 12.08.2015 N 01-10/821, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. Указанным постановлением обществу, являющемуся управляющей организацией, осуществляющей управление жилыми домами N 92 по ул. Выучейского, N 76 по ул. Северодвинской, N 18 по пр. Ломоносова в г. Архангельске, вменяется нарушение требования пунктов 2, 7, 9, 13, 20, 23 Перечня N 290, пунктов 10, 11 Правил N 491.
Не согласившись с постановлением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами N 491 определено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил N 491).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьей 164 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспаривается, что ООО "УК Архангельск" является организацией, отвечающей за оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорных многоквартирных домов. То есть общество является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного дома.
Следовательно, общество, выступая в рассматриваемых отношениях управляющей организацией, является ответственным за содержание и ремонт жилых домов в г. Архангельске: дома N 92 по ул. Выучейского, дома N 76 по ул. Северодвинской, дома N 18 по пр. Ломоносова, и в силу этого обязано исполнять требования Правил N 491 и Перечня N 290, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Факт нарушения требований пунктов 2, 7, 9, 13, 20, 23 Перечня N 290, пунктов 10, 11 Правил N 491 установлен административным органом в ходе проверки и подтверждается материалами дела, в том числе актами проверки от 04.08.2015 N А-11/02-06/1140, А-11/02-06/1141, А-11/02-06/1142, протоколом об административном правонарушении от 05.08.2015 N А-11/02-08/476, а также иными материалами административного дела в совокупности.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Доводы, приведенные в жалобе о том, что дом N 76 по ул. Северодвинской в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, по мнению общества, выполнять работы по содержанию и ремонту этого дома нецелесообразно, а также о том, что земельный участок, на котором расположен указанный дом, не сформирован и не включен в состав общего имущества дома, в связи с чем является неправомерным возложение на общество обязанностей по кронированию или спилу деревьев, находящихся на этом участке, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Как верно указано судом первой инстанции, признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до расселения проживающих в нем лиц, и не исключает возможность привлечения лица, виновного в ненадлежащем содержании такого дома, к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ. При этом вне зависимости от приведенных доводов, управляющая организация обязана поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее состояние, в том числе по содержанию зеленых насаждений.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о невыполнении обществом обязательств, принятых им на себя в соответствии с договорами управления многоквартирным домом.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности инспекцией не допущено, гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ, соблюдены, что позволило административному органу рассмотреть дело всесторонне, полно, объективно.
Срок давности привлечения к ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
При таких обстоятельствах общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
В данном случае наказание назначено обществу в пределах минимальной санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ. Оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года по делу N А05-10569/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Б.РАЛЬКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)