Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 11.10.2017 ПО ДЕЛУ N 4А-79/2017

Требование: О привлечении к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок решения органа, осуществляющего государственный (муниципальный) контроль).

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N 4а-79/2017


Заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай Сарбашев В.Б., рассмотрев жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Алтай на вступившее в законную силу решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 августа 2017 года, которым
отменено постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Горно-Алтайска от 26 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская", прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская" в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Горно-Алтайска от 26 июня 2017 годаООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 августа 2017 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Алтай, Государственная жилищная инспекция Республики Алтай выражает несогласие с решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 августа 2017 года, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить. Доводы жалобы основаны на том, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию, следовательно, лица, осуществляющие такое управление, должны соблюдать лицензионные требования. Подобные требования указаны п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110. К лицензионным требованиям относятся также положения Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416. Ссылаясь на указанные акты, результаты проведенных проверок, согласно которым ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская" имеет просроченную задолженность в размере 5 499 780 рублей 74 копеек перед ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" и 9640 рублей перед ОАО "Водоканал", заявитель считает, что обществом допущено нарушение пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами в части положений об осуществлении управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (абзац четвертый) и ведении претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации (абзац пятый). Заявитель указывает, что в связи с выявленными нарушениями Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай 31 марта 2017 года в адрес ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская" направлено письменное предписание N 63 о прекращении нарушений лицензионных требований и принятии исчерпывающих мер для погашения кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями до уровня текущей ежемесячной задолженности в срок до 01 мая 2017 года. Проверкой, проведенной в период с 18 по 31 мая 2017 года в целях контроля исполнения письменного предписания от 31 марта 2017 года N 63, установлено неисполнение требований, содержащихся в предписании Государственной жилищной инспекции Республики Алтай. Так, у общества перед ресурсоснабжающими организациями имелась задолженность в размере 5 860 650 рублей 76 копеек (по состоянию на 01 мая 2017 года) и в размере 1 351 104 рублей 38 копеек (по состоянию на 30 мая 2017 года). Несмотря на неоднократность неисполнения предписаний Государственной жилищной инспекции Республики Алтай на ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская" наложен административный штраф менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно в размере 100 000 рублей. Также заявитель обращает внимание на то, что предписание от 31 марта 2017 года N 63 не отменено, незаконным не признано. Полагает, что отмена постановления мирового судьи судебного участка N 3 г. Горно-Алтайска создает для лиц, управляющих многоквартирными домами, возможность для нарушения лицензионных требований.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай приходит к следующим выводам.
Отменяя постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Горно-Алтайска Республики Алтай судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай исходил из того, что наличие у управляющей компании задолженности перед ресурсоснабжающими организациями не может рассматриваться как нарушение лицензионных условий применительно к толкованию пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, а обязанность управляющей компании в установленный в предписании срок оплатить задолженность не учитывает специальных правил о необходимости проведения предварительной претензионной работы, что по существу ограничивает в выборе предусмотренного законом способа защиты своих прав не только ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская", но и ресурсоснабжающие организации, поскольку они вправе произвести взаимозачет задолженности, заключить соглашения о рассрочке, отсрочке уплаты задолженности и т.д.
Также судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай ссылался на то, что в предписании не указано, что общество не осуществляло расчеты с ресурсоснабжающей организацией за коммунальные услуги, поставленные по договору ресурсоснабжения. Судья указал, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие осуществление расчетов между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями, что административный орган ошибочно подменяет понятия "осуществление расчетов" и "оплата задолженности". Судьей также указано, на то, что административный орган не наделен полномочиями арбитра и не вправе выдавать предписание об оплате задолженности с указанием срока, что такое предписание является вмешательством в хозяйственную деятельность юридических лиц. При данных обстоятельствах судья посчитал, что предписание от 31 марта 2017 года N 63 нельзя признать законным.
С приведенным мнением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Состав ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
Деятельность по управлению многоквартирным домом подлежит лицензированию (ст. 192 ЖК РФ) и лицензионные требования перечислены в ст. 193 ЖК РФ, к которым, помимо перечисленных в п. п. 1 - 6.1 ч. 1 данной статьи, относятся и иные требования, установленные Правительством РФ (п. 7 ч. 1).
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено, в том числе, и Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно п. 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с пп. "ж" п. 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В п. 2 вышеприведенного Постановления Правительства РФ указано - Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации давать разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.
В письме Минстроя России от 05 августа 2015 года N 24430-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с осуществлением лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с Информацией по отдельным вопросам осуществления лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) указано следующее.
Подпунктом "б" п. 3 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В целях реализации ст. 162 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).
В соответствии с пп. "ж" п. 4 Правил управления многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Таким образом, соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Учитывая изложенное, в случае поступления в орган государственного жилищного надзора обращения, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, орган государственного жилищного надзора обязан провести проверку на предмет соответствия лицензиата лицензионным требованиям и в случае установления нарушений привлечь управляющую организацию к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, акта федерального министерства, содержащего разъяснения, следует, что ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская" обязано производить расчеты с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения, а также вести претензионную и исковую работу в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась управляющей компанией. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае управляющая компания признала законность и обоснованность указанного документа, и согласилась со сроками его исполнения.
Кроме того, следует иметь ввиду, что обеспечение коммунальными услугами собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах коммунальными услугами надлежащего качества имеет приоритетное значение перед свободой хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, которая подлежит лицензированию.
Положения абзаца четвертого пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами следует понимать именно как осуществление расчетов за уже поставленные коммунальные ресурсы, т.е. расчетов направленных на погашение задолженности за поставленные ресурсы, а не как организацию расчетов между указанными в Правилах лицами.
Таким образом, при рассмотрении жалобы на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай установлено несоблюдение ООО "Управляющая компания "Горно-Алтайская" лицензионных требований, наличие факта неисполнения обязательного для исполнения письменного предписания Государственной жилищной инспекции Республики Алтай от 31 марта 2017 года N 63 о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, а именно, обеспечить погашение кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями до уровня текущей ежемесячной задолженности.
Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения надзорной жалобы, указаны в ст. 30.17 КоАП РФ.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении УК "Горно-Алтайская" было прекращено решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 августа 2017 года, то утрачена возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай
постановил:

Решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 августа 2017 года оставить без изменения, жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Алтай - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного суда
Республики Алтай
В.Б.САРБАШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)