Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что в связи с неудовлетворительным состоянием кровли многоквартирного дома произошло затопление принадлежащей ему квартиры, чем причинен ущерб, его претензии в адрес ответчика оставлены без удовлетворения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей областного суда Имамовой Р.А. и Коваленко А.И.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Ч. Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Ч. к Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения истца Ч. и его представителя Ф., доводы апелляционной жалобы поддержавших, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
установила:
истец Ч. обратился в суд с указанным выше иском к НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" по тем основаниям, что является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: (адрес).
В (дата) в связи с неудовлетворительным состоянием кровли многоквартирного дома произошло затопление принадлежащей ему квартиры, чем причинен ущерб на общую сумму *** его претензии в адрес ответчика оставлены без удовлетворения, с учетом уточнения исковых требований просил взыскать с НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" убытки, причиненные в результате затопления квартиры, расположенной по адресу: (адрес) в размере ***, убытки, причиненные в результате затопления жилой комнаты и динамического воздействия в ходе проведения ремонта кровли над квартирой, расположенной по адресу: (адрес) в размере ***, штраф за несоблюдение добровольного удовлетворения требований потребителя в размере ***, компенсацию морального вреда в размере ***, судебные расходы в размере ***. по оплате услуг эксперта, расходы на оплату услуг представителя в размере ***.
Истец Ч. и его представители Е.С., Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица ООО "Промжилстрой" Т. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2017 года исковые требования Ч. удовлетворены в части, суд постановил:
- - взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Ч. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры *** расходы по проведению оценки ***, расходы по оплате услуг представителей ***;
- - взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в бюджет муниципального образования г. Оренбург госпошлину в размере ***.
В апелляционной жалобе представитель истца Ч. Е.С. просит решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность отменить и принять новое решение, которым исковые требования полностью удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и представитель третьего лица ООО "Промжилстрой" все лица участвующие в деле о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Ответственность, предусмотренная статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при совокупности условий, включающей наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтвержденность размера причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. N 562-п в целях формирования системы управления капитальным ремонтом многоквартирных домом на территории Оренбургской области как эффективного инструмента восстановления и модернизации коммунального жилого фонда создана Некоммерческая организация "Фонд Модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Закон Оренбургской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации от 21.08.2013 г. N 1762, устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам.
Согласно ст. 3 Закона Оренбургской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно ст. 9 Закона Оренбургской области средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
За счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 18 настоящего Закона, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно ст. 18 Закона Оренбургской области перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, включает, в том числе ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю.
Согласно ст. 21 Закона Оренбургской области приемка услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, осуществляется путем подписания акта приемки выполненных услуг и (или) работ. Такой акт должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Порядок согласования акта приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту органом местного самоуправления устанавливается муниципальным правовым актом, которым может быть предусмотрено создание органом местного самоуправления комиссии для согласования приемки выполненных услуг и (или) работ.
Региональный оператор обязан уведомить председателя совета дома, собственников помещений в этом доме, лицо, осуществляющее деятельность по управлению данным многоквартирным домом, органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту о месте и времени их приемки. Уведомление должно также быть размещено на информационных стендах этого дома и на сайте регионального оператора в сети Интернет. Региональный оператор должен обеспечить возможность фактического осмотра представителями собственников помещений и органов местного самоуправления результатов выполненных работ (оказанных услуг) с учетом требований безопасности. Акт о приемке услуг и (или) работ, подписанный исполнителем, региональным оператором (заказчиком), представителями собственников помещений, представителем органов местного самоуправления, является основанием для перечисления средств подрядной организации, осуществляющей оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.
Согласно ст. 22 Закона Оренбургской области в целях реализации настоящего Закона в Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Оренбургской области. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии со ст. 27 Закона Оренбургской области региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из областного и (или) местного бюджетов, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии со ст. 33 Закона Оренбургской области убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Судом установлено из материалов дела следует, что согласно Свидетельству о праве на наследство по закону от (дата) N квартира N в (адрес) принадлежит Ч.
В период проведения капитального ремонта крыши в связи с выпадением природных осадков (дождя) произошло затопление принадлежащей истцу квартиры (адрес), что подтверждается материалами дела, в том числе актом от (дата) составленным представителем НО "Фонда модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в присутствии истца.
В результате залива квартиры, истцу причинен материальный ущерб.
Из материалов дела также усматривается, что Региональным оператором - Некоммерческой организацией "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" заключен договор подряда N от (дата) с ООО "Промжилстрой" на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по адресу (адрес). Согласно указанному договору заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту и на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в соответствии с технической и сметной документацией, прилагаемой к договору (п. 1 договора). Срок начала работ - с даты перечисления авансового платежа, срок выполнения работ ***.
В подтверждение размера ущерба истец представил заключение ООО "Кротон" N от (дата), согласно которому стоимость восстановительного ремонта составляет ***. Расходы по оценке составили ***.
Судом по ходатайству представителя третьего лица ООО "ПромЖилстрой" Т. назначена судебная комиссионная строительно-техническая оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о причинах образования протечек в помещении кухни, жилой комнаты, ванной комнаты квартиры истца, а также периода их образования, размере ущерба, причиненного в результате залитий, произошедших в период с (дата) включительно.
Согласно заключению комиссионной судебной строительно-оценочной экспертизы, проведенной экспертами Автономной некоммерческой организации "Центр судебных экспертиз" N от (дата) причиной протечек, указанных в Акте от (дата) а также дефектов, обусловленных заливом, выявленных в ходе проведения предварительного (визуального) и детального (инструментального) обследования ((дата) квартиры N на *** этаже многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) является протекание крыши многоквартирного дома, в ходе выполнения работ по капитальному ремонту его крыши.
Протечки могли образоваться в период с (дата). Размер ущерба, причиненного в результате залива квартиры N дома N по (адрес) составил *** с учетом округления.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, взяв за основу заключение комиссионной судебной строительно-оценочной экспертизы, проведенной экспертами Автономной некоммерческой организации "Центр судебных экспертиз" N от (дата) допросив в ходе судебного заседания свидетелей С., Н., эксперта Соболя А.В. пришел к выводу, что между некачественно проведенными ремонтными работами кровли и ущербом, причиненным имуществу истца имеется причинно-следственная связь, взяв за основу отчет, составленный экспертом АНО "Центр судебных экспертиз", в связи с чем, удовлетворил требования истца о взыскании ущерба в размере ***.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании ущерба в сумме 41 606 руб.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Истцом не было представлено достоверных, достаточных и бесспорных доказательств причинения ущерба в результате динамических воздействий и ненадлежащего исполнения обязанностей подрядной организацией ООО "Промжилстрой" по капитальному ремонту кровли жилого дома, от проведения дополнительной судебной экспертизы истец отказался, причинение повреждений динамическим воздействием в ходе проведения кровельных работ третье лицо ООО "Промжилстрой" в судебном заседании отрицало.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что Акт осмотра от (дата). подписанный специалистом отдела организации работ по капитальному ремонту НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" согласно которому установлено развитие повреждений отделочного штукатурного слоя стены (над окном, в зальном помещении) (адрес), которые были установлены (дата), не может быть признан в качестве достоверного доказательства.
Данным Актом вина ООО "Промжилстрой" не установлена, Акт составлен без участия ООО "Промжилстрой", Акт осмотра от (дата) с установлением причины повреждений суду не был представлен, иных доказательств причин образования повреждений отделочного штукатурного слоя стены в результате действий ООО "Промжилстрой" не представлено.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе во взыскании штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, а также во взыскании компенсации морального вреда, подлежит отклонению.
Правоотношения сторон по делу возникли в связи с оказанием безвозмездных услуг по организации капитального ремонта многоквартирного дома, как входящих в уставную деятельность Регионального оператора, между истцом и ответчиком, а также истцом и третьим лицом непосредственно не складывались договорные отношения, в рамках которых и произошло некачественное выполнение работ подрядной организацией, то на эти правоотношения не распространяется действие Закона о защите прав потребителей. Возможность компенсации морального вреда в связи с причинением имущественного ущерба в результате залива, действующим законодательством не предусмотрена, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком личных неимущественных прав истца, в ходе судебного разбирательства по делу представлено не было.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Ч. Е.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5275/2017
Требование: О возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что в связи с неудовлетворительным состоянием кровли многоквартирного дома произошло затопление принадлежащей ему квартиры, чем причинен ущерб, его претензии в адрес ответчика оставлены без удовлетворения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2017 г. по делу N 33-5275/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей областного суда Имамовой Р.А. и Коваленко А.И.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Ч. Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Ч. к Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения истца Ч. и его представителя Ф., доводы апелляционной жалобы поддержавших, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
установила:
истец Ч. обратился в суд с указанным выше иском к НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" по тем основаниям, что является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: (адрес).
В (дата) в связи с неудовлетворительным состоянием кровли многоквартирного дома произошло затопление принадлежащей ему квартиры, чем причинен ущерб на общую сумму *** его претензии в адрес ответчика оставлены без удовлетворения, с учетом уточнения исковых требований просил взыскать с НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" убытки, причиненные в результате затопления квартиры, расположенной по адресу: (адрес) в размере ***, убытки, причиненные в результате затопления жилой комнаты и динамического воздействия в ходе проведения ремонта кровли над квартирой, расположенной по адресу: (адрес) в размере ***, штраф за несоблюдение добровольного удовлетворения требований потребителя в размере ***, компенсацию морального вреда в размере ***, судебные расходы в размере ***. по оплате услуг эксперта, расходы на оплату услуг представителя в размере ***.
Истец Ч. и его представители Е.С., Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица ООО "Промжилстрой" Т. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2017 года исковые требования Ч. удовлетворены в части, суд постановил:
- - взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Ч. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры *** расходы по проведению оценки ***, расходы по оплате услуг представителей ***;
- - взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в бюджет муниципального образования г. Оренбург госпошлину в размере ***.
В апелляционной жалобе представитель истца Ч. Е.С. просит решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность отменить и принять новое решение, которым исковые требования полностью удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и представитель третьего лица ООО "Промжилстрой" все лица участвующие в деле о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Ответственность, предусмотренная статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при совокупности условий, включающей наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтвержденность размера причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. N 562-п в целях формирования системы управления капитальным ремонтом многоквартирных домом на территории Оренбургской области как эффективного инструмента восстановления и модернизации коммунального жилого фонда создана Некоммерческая организация "Фонд Модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Закон Оренбургской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации от 21.08.2013 г. N 1762, устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам.
Согласно ст. 3 Закона Оренбургской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно ст. 9 Закона Оренбургской области средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
За счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 18 настоящего Закона, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно ст. 18 Закона Оренбургской области перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, включает, в том числе ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю.
Согласно ст. 21 Закона Оренбургской области приемка услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, осуществляется путем подписания акта приемки выполненных услуг и (или) работ. Такой акт должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Порядок согласования акта приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту органом местного самоуправления устанавливается муниципальным правовым актом, которым может быть предусмотрено создание органом местного самоуправления комиссии для согласования приемки выполненных услуг и (или) работ.
Региональный оператор обязан уведомить председателя совета дома, собственников помещений в этом доме, лицо, осуществляющее деятельность по управлению данным многоквартирным домом, органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту о месте и времени их приемки. Уведомление должно также быть размещено на информационных стендах этого дома и на сайте регионального оператора в сети Интернет. Региональный оператор должен обеспечить возможность фактического осмотра представителями собственников помещений и органов местного самоуправления результатов выполненных работ (оказанных услуг) с учетом требований безопасности. Акт о приемке услуг и (или) работ, подписанный исполнителем, региональным оператором (заказчиком), представителями собственников помещений, представителем органов местного самоуправления, является основанием для перечисления средств подрядной организации, осуществляющей оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.
Согласно ст. 22 Закона Оренбургской области в целях реализации настоящего Закона в Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Оренбургской области. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии со ст. 27 Закона Оренбургской области региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из областного и (или) местного бюджетов, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии со ст. 33 Закона Оренбургской области убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Судом установлено из материалов дела следует, что согласно Свидетельству о праве на наследство по закону от (дата) N квартира N в (адрес) принадлежит Ч.
В период проведения капитального ремонта крыши в связи с выпадением природных осадков (дождя) произошло затопление принадлежащей истцу квартиры (адрес), что подтверждается материалами дела, в том числе актом от (дата) составленным представителем НО "Фонда модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в присутствии истца.
В результате залива квартиры, истцу причинен материальный ущерб.
Из материалов дела также усматривается, что Региональным оператором - Некоммерческой организацией "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" заключен договор подряда N от (дата) с ООО "Промжилстрой" на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по адресу (адрес). Согласно указанному договору заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту и на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в соответствии с технической и сметной документацией, прилагаемой к договору (п. 1 договора). Срок начала работ - с даты перечисления авансового платежа, срок выполнения работ ***.
В подтверждение размера ущерба истец представил заключение ООО "Кротон" N от (дата), согласно которому стоимость восстановительного ремонта составляет ***. Расходы по оценке составили ***.
Судом по ходатайству представителя третьего лица ООО "ПромЖилстрой" Т. назначена судебная комиссионная строительно-техническая оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о причинах образования протечек в помещении кухни, жилой комнаты, ванной комнаты квартиры истца, а также периода их образования, размере ущерба, причиненного в результате залитий, произошедших в период с (дата) включительно.
Согласно заключению комиссионной судебной строительно-оценочной экспертизы, проведенной экспертами Автономной некоммерческой организации "Центр судебных экспертиз" N от (дата) причиной протечек, указанных в Акте от (дата) а также дефектов, обусловленных заливом, выявленных в ходе проведения предварительного (визуального) и детального (инструментального) обследования ((дата) квартиры N на *** этаже многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) является протекание крыши многоквартирного дома, в ходе выполнения работ по капитальному ремонту его крыши.
Протечки могли образоваться в период с (дата). Размер ущерба, причиненного в результате залива квартиры N дома N по (адрес) составил *** с учетом округления.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, взяв за основу заключение комиссионной судебной строительно-оценочной экспертизы, проведенной экспертами Автономной некоммерческой организации "Центр судебных экспертиз" N от (дата) допросив в ходе судебного заседания свидетелей С., Н., эксперта Соболя А.В. пришел к выводу, что между некачественно проведенными ремонтными работами кровли и ущербом, причиненным имуществу истца имеется причинно-следственная связь, взяв за основу отчет, составленный экспертом АНО "Центр судебных экспертиз", в связи с чем, удовлетворил требования истца о взыскании ущерба в размере ***.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании ущерба в сумме 41 606 руб.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Истцом не было представлено достоверных, достаточных и бесспорных доказательств причинения ущерба в результате динамических воздействий и ненадлежащего исполнения обязанностей подрядной организацией ООО "Промжилстрой" по капитальному ремонту кровли жилого дома, от проведения дополнительной судебной экспертизы истец отказался, причинение повреждений динамическим воздействием в ходе проведения кровельных работ третье лицо ООО "Промжилстрой" в судебном заседании отрицало.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что Акт осмотра от (дата). подписанный специалистом отдела организации работ по капитальному ремонту НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" согласно которому установлено развитие повреждений отделочного штукатурного слоя стены (над окном, в зальном помещении) (адрес), которые были установлены (дата), не может быть признан в качестве достоверного доказательства.
Данным Актом вина ООО "Промжилстрой" не установлена, Акт составлен без участия ООО "Промжилстрой", Акт осмотра от (дата) с установлением причины повреждений суду не был представлен, иных доказательств причин образования повреждений отделочного штукатурного слоя стены в результате действий ООО "Промжилстрой" не представлено.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе во взыскании штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, а также во взыскании компенсации морального вреда, подлежит отклонению.
Правоотношения сторон по делу возникли в связи с оказанием безвозмездных услуг по организации капитального ремонта многоквартирного дома, как входящих в уставную деятельность Регионального оператора, между истцом и ответчиком, а также истцом и третьим лицом непосредственно не складывались договорные отношения, в рамках которых и произошло некачественное выполнение работ подрядной организацией, то на эти правоотношения не распространяется действие Закона о защите прав потребителей. Возможность компенсации морального вреда в связи с причинением имущественного ущерба в результате залива, действующим законодательством не предусмотрена, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком личных неимущественных прав истца, в ходе судебного разбирательства по делу представлено не было.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Ч. Е.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)